Столичное правительство намерено увеличить транспортный налог с 1 января 2009 года в полтора раза. Как рассказали "Ъ" в мэрии, поправки к закону уже готовы и в течение месяца будут обсуждены на заседании правительства Москвы. Чиновники реанимировали законопроект о повышении налога, который был внесен в Мосгордуму летом 2007 года, но после массовых акций протеста отозван. По мнению мэрии, с момента последнего увеличения транспортного налога зарплата москвичей выросла в полтора раза и они в состоянии платить больше за свои автомобили.
То, что законопроект о повышении транспортного налога в Москве проходит последние согласования, "Ъ" рассказал пресс-секретарь комплекса экономической политики и развития города Москвы Леонид Браткин. "Налоговые ставки не менялись уже три года,— заявил "Ъ" господин Браткин.— Законопроект позволит оздоровить город в экологическом плане благодаря росту популярности небольших по мощности автомобилей с меньшим уровнем выхлопа".
Напомним, что транспортный налог для легковых автомобилей в Москве устанавливается столичным законом "О транспортном налоге" 2003 года, по которому ставки рассчитываются исходя из мощности автомобилей. В последний раз налог повышался в 2006 году. Попытку поднять ставки в полтора раза с 2008 года мэрия предприняла в июле 2007 года. Однако накануне принятия закона в первом чтении общественные объединения автомобилистов направили письмо мэру Москвы Юрию Лужкову с требованием отозвать документ, уменьшив предлагаемые ставки. Законопроект был отозван, и эксперты посчитали, что мэр не захотел нового социального конфликта накануне выборов в Госдуму.
Предложенные год назад ставки попали в нынешнюю редакцию законопроекта, подготовленную департаментом экономической политики Москвы, без изменений (см. таблицу). Теперь владельцы Ford Focus II с двигателем 2 л (145 л. с.) должны будут платить 4,35 тыс. руб. налога вместо 2,9 тыс., владельцы Toyota Land Cruiser 100 (235 л. с.) — 17,6 тыс. руб., BMW X5 4.4 (320 л. с.) — 48 тыс., а Audi A8 Long (450 л. с.) — 67,5 тыс. руб. Леонид Браткин заявил: "Последние три года активно росла инфляция, реальная зарплата москвичей выросла примерно в полтора раза, и мы доросли до этих ставок". Изменится и крайний срок уплаты налога: по словам господина Браткина, согласно законопроекту, автомобилисты теперь должны будут уплатить налог до 1 июля, а не до 1 апреля года, следующего за годом отчетности.
"Это абсурд, ведь автомобиль "Жигули" менее мощный, но гораздо менее экологичный, чем большинство поддержанных и мощных иномарок,— раскритиковал законопроект глава общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.— Кроме того, они намного безопаснее отечественных машин, и, увеличивая транспортный налог, Юрий Лужков лишает нас дополнительных средств защиты при авариях". "Абсолютно необоснованная мотивация для налоговых решений,— уверен лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.— Водители и так платят огромное количество налогов и платежей, включая акцизы на бензин, квитанции при регистрации и техосмотре — это триллионы рублей, но только 9% от них идут на ремонт дорог. Гораздо логичнее было бы включить сборы с водителей в цену на бензин, тогда больше бы платили не те, у кого машина мощнее, а кто больше ездит".
"Я законопроект еще не видел, но мы давали обещание автомобилистам найти разумный компромисс между их интересами и интересами города,— заявил "Ъ" глава фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Андрей Метельский.— Если что-то будет не так, то будем договариваться снова". По данным "Ъ", в течение ближайшего месяца документ может быть рассмотрен на заседании столичного правительства, а затем поступит в Мосгордуму.