Извините, что редко заглядываю на форум. Levadelta писал про меня: "Кстати, на форуме у нас есть коллега, с немалой ученой степенью в области нефтепереработки, попробую его пригласить в тему. Комментарии от профи должны быть самыми правильными, а то мы тут, на бытовом уровне знаний истину не скоро найдём".
Огорчу вас тем, что я не являюсь профи в области нефтепереработки, хотя и преподаю студентам курс химмотологии. Из своего опыта скажу, что некоторые компоненты углеводородной смеси, продающейся под названием "бензин" действительно сильно влияют на тару ПЭТ. Бутылки скукоживаются от ацетона, ещё сильнее - от ММА (монометиланилина), сильно повышающего октановое число по моторному методу. Полгода назад полиэтиленовая канистра с высокомолекулярным эфиром лопнула (треснула, растворилась), простояв в подвале лет пять. Хотя полиэтилен считается очень стойким к агрессивным жидкостям.
На мой взгляд, рассказанные здесь истории ничего не доказывают, так как с научной точки зрения испытания проведены некорректно. Да, существует множество ГОСТов, регламентов, нормалей. Да, пробы бензина должны отбираться в стеклянные или металлические сосуды. Но ко мне на анализ поступает 99% проб бензина в ПЭТ-бутылках. Их нельзя разбить и проще отыскать под рукой. Самый запомнившийся мне случай - проба 95-го бензина, взятая из иномарки для проверки соответствия бензина стандартам. Когда по решению самарского судьи эта проба попала ко мне для независимой экспертизы в стенах нашего Тольяттинского университета, прошло полтора года со дня её взятия из автомобиля. К моему великому удивлению все те требования ГОСТ, которые я был в состоянии проверить, выполнялись с запасом. Даже количество смолы не превысило допустимых норм.
В основном мне приносят на анализ самопальный бензин, чтобы проверить, что продают или что покупают. Весь этот самопальный бензин через пару месяцев становится похожим на чай. Даже без доступа солнечного света. В самопальном бензине содержится всё, что удалось украсть или купить по дешёвке. Как вы помните, бензин добывают из нефти путём её нагрева. При атмосферном давлении из нефти удаётся получить процентов 15 бензина-прямогона. А если усложнить установку, подняв давление в резервуаре для нагрева, получим подобие крекинг-процесса и количество перегнанного бензина возрастёт. Возрастёт из-за того, что возросла температура перегонки. Образно выражаясь, молекулы солярки, масла и мазута начинают рваться на части, превращаясь в молекулы бензина. Но как вы хорошо помните из курса химии, разорванные молекулы становятся химически активными, так как на концах углеводородных цепочек остаются незамкнутые валентные вакансии. По ГОСТ свежеприготовленный бензин должен подвергаться стабилизации путём пропускания через него пузырьков атомарного водорода. После этого бензин может храниться годами, не изменяя своих свойств. А где взять этот атомарный водород в подпольных мастерских по приготовлению самопального бензина? Поэтому бензин, купленный на дешёвых АЗС может храниться не темнея всего пару месяцев. Он постепенно возвращается к своему первоначальному состоянию: обрывки длинных молекул вновь смыкаются в длинные цепочки. Выпадают смолистые осадки, которые оседают на стенках трубопроводов, карбюраторов и прочем. Фильтры эту смолу почти не останавливают.
Проверить качество купленного бензина в полевых условиях невозможно. Вода выпадет в осадок через несколько минут. А если в бензин добавлен спирт, то через несколько недель. Низкое октановое число бензина можно обнаружить путём прослушивания работы старого карбюраторного мотора. Но надо учесть, что на результат сильно влияет влажность воздуха, атмосферное давление и наличие паров некоторых химических соединений во всасываемом мотором воздухе. Обезопасить свой мотор от загиба клапанов (шестнадцатиклапанные иномарки, у которых диаметр стержня клапана порядка 5-6 мм) и чрезмерного нагара можно только выпариванием бензина в стерильном стаканчике, но ещё нужна в поле розетка на 220 вольт, куда подключаются аналитические весы с точностью до 0,01 мг; наличие ферроцена можно обнаружить только тогда, когда начнутся перебои искрообразования.
По моему мнению, проблемы плохого бензина практически не связаны с применением пластиковой тары, если не использовать экзотические ёмкости китайского производства, в состав которых может входить всё, что угодно.