Как говорили у нас в армии : баб , водки и патронов много не бывает !!! От себя добавлю - лошадинных сил тоже , особенно на самолете . Это прежде всего безопасность - запас мощности ! Что же касается снегоходов , то там есть еще чуть поменьше - 42 кобылы движек . Все это клоны Ротакса . У меня такой был , весит он 27 кг. На сегодняшний день это самое лучшее решение для самодела . Все остальные движки отпали , как все неестественное ( типа грядущего коммунизма ). Вы посмотрите на улицы - куда подевались например Запорожцы ? Так же и в авиации - пропали всякие Приветы , Вихри , Днепры с Уралами . Это как у дальнобойщиков : каждый водитель Камаза мечтает пересесть на СуперМаза . Каждый Мазист мечтает о подержанной иномарке , а ездящий на СТАРОЙ иномарке мечтает сесть на новую . Поэтому уважаемый Токарь не изобретайте велосипед - он давно изобретен . Ситуация с движками в России была печальной с самого начала авиации - их не было у нас и не будет уже . Все Ваши попытки найти дешевый движек закончатся вполне известным финалом - покупкой Ротакса . Поверьте уж мне . Многие прошли через это , некоторые просто не могут этого сделать , а другие не хотят даже себе в этом признаться . Если Вы строите самолет , то 42 силы - это маловато даже для одноместного . Я бы предпочел больше . Ну а для двухместного это уж точно не много .А эти движки - клоны Ротакса ( УМЗ-440 , РМЗ-500 и РМЗ-501 ) самое то , что нужно для нас . Во первых они выпускаются и они ЕСТЬ . К ним несложно приладить редуктор . Свой или Ротаксовский . И они все еще доступны по цене ( в Рыбинске РМЗ-500 стоит меньше 50 тыс.) . Они более менее откатаны в производстве , хотя Тайговский чуточку лучше . Они легкие по весу и к ним есть запчасти . Ну а если Вы строите не самолет , то тогда Вам виднее ... З.Ы. Б/у Ротакс можно найти за эти же деньги , но вот откапиталить его ... наверное столько же . Хотя как повезет . А изобретать двигатель - многие здесь этим грезят . Результат у всех один . Дальше всех наверное продвинулись наши братья в Украине , но что то дальше рекламы дело не пошло . Успехов Вам Токарь в этом непростом деле выбора двигателя !!!