Обледенение.

Видимо не весь план проишествий, на один год , я выполнил. В четверг 27го ноября я с группой учлётов проводил полёты. Весь день погода была сказочная, ветра 0, термилова 0, температура -11. Налёт приближался к 2м часам за день. Я пересадил одного курсанта на переднее сидение. С курсантом сидящем с спереди я вылет закончил, зашел в офис попил чаю, немного согрелся и пошел на следующий вылет с другим курсантом сидящим пока на втором сидении.
Смеркалось! Солнце зашло за тучку. Ни тени смущения на лице курсанта.  Выезжаем на полосу, газ на полную, разбег, курсант даёт ручку от себя, подпрыгиваем на пол метра…………….
Следующие действия вызывают у меня повышенное потоотделение и выворачивание суставов кистей рук. По моим ощущениям курсант резко дёрнул ручку на себя, видимо испугавшись резкого отрыва, и допустил сильный левый крен. Мы со всего маху рушимся на полосу, я бросаю газ, перехватываю управление крылом, выравниваю аппарат по курсу и крену, даю полный газ, так как, конец полосы близок, толкаю ручку от себя, подпрыгиваем на пол метра ……….
Получаю тот же эффект только с ударом по своим рукам. Далее опять рушимся на полосу, цепляем левым колесом снежную бровку, я вырубаю двигатель, скорость около 90 км\ч, врубаемся на полном ходу в небольшой сугроб и стадо репейников, с криком х…ли вы тут встали пробиваем новую трассу длинной около 10 метров. Жив, цел, орёл!!!!!!!!
Втроём вытащили аппарат из сугроба. Осмотр не выявил неисправностей и разрушений.
На стекле обтекателя замечаю паутинку изморози, взгляд на крыло, замечаю нездоровый блеск на верхней поверхности крыла. Вот оно, страшное и мифическое обледенение!На ощупь ткань крыла мягкая, без следов изморози  на внутренней кромке.
Попробовал разбежаться один, получил тот же эффект, только я уже был готов к нему.
До начала полётов я смотрел погоду,- влажность 85%, после инцидента посмотрел, -влажность 93%
 
Самая  мерзкая  погода  для  легкой  авиации.  Вам  еще  повезло, что  не  далеко  от  полосы  отошли, а  то  могли  бы  быть  дрова.
 
День добрый!
интересно получается... Ни наростов, ни толстой корки на крыле, а аэродинамика крыла так сильно пострадала... К тому же, если ткань была на ощупь мягкая, то вообще не понятно, что так сильно повлияло на лётные характеристики.  :-?
 
Никогда в дождь не попадал?
А что дождь? Нормально все в дождь, попадал, сел мокрый как мышь, но никаких особенностей не заметил.

Подтверждаю! Никаких существенных изменений в ЛХ аппарата. 🙂 Так что, возможно дело не в бабине -обледенении  :-/
 
Попробовал разбежаться один, получил тот же эффект, только я уже был готов к нему.
Так взлететь у Вас всё-таки получилось или нет? И ,если взлетели, изменилась ли балансировочная скорость аппарата?
 
Так что, возможно дело не в бабине -обледенении 
Именно в нём. Только я с этим столкнулся на заре своих полётов и не дал отчёта в том, что крыло всю ночь пролежало на стоянке под самолётом и на нём образовался иней шершавый. Это был старый кондовый Фрегат. На разбеге, когда ручка пошла от себя почувствовал необычные усилия и после этого рывок ручки в живот с прилипанием аппарата.
Потом разобрались что к чему.

Так взлететь у Вас всё-таки получилось или нет? И ,если взлетели, изменилась ли балансировочная скорость аппарата?
Я не взлетел. Сразу понял, что что-то не  то.
После этого случая и разбора только на чистом крыле.
 
Поскольку ручка сильно пошла "на себя", был сильный срыв с передней кромки. Обледенение сильно изменяет погранслой, от которого в первую очередь зависит срыв. За этим надо следить. Я даже гигрометр купил, чтобы брать на полёты.
 
Обледенение сильно изменяет погранслой
Хочется предупредить и добавить, может ещё кто не знает, РОСА так же изменяет погранслой. Особенно опасно, если роса лежит на крыле неравномерно. Поэтому естественно, крыло перед вылетом смотреть, если надо протиратьчиститьсушить и от инея, льда и от росы. А в дождь когда летишь, именно летишь а не взлетаешь, ничего не происходит, на полианте или лавсане даже на ламинатном. Но согласен, жутковато, а вдруг.
 
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=10&ved=0CEkQtwIwCQ&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DyUbtCQp6bgw&ei=uvl5VObRF6OqywO6jYGoBw&usg=AFQjCNF0dgLV5xcnHWKMx9RAiN6HmY9scg&bvm=bv.80642063,d.bGQ&cad=rjt Здесь ответ есть. И здесь https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0CE8QFjAK&url=http%3A%2F%2Fwww.firstep.ru%2Fmetodiki%2Fparaplan%2Flection_01.htm&ei=uvl5VObRF6OqywO6jYGoBw&usg=AFQjCNG-9sGZ_qw01yCyQFM6mqDjkMW0Ug&bvm=bv.80642063,d.bGQ&cad=rjt
 
Уж сколько мы твердили миру а воз и ныне там!
Прежде чем лететь, смотрите на фактическую погоду и условия,прям суицид какой то :'(!
Сегодня мы полетали(- 2 С), а вот в прошлый раз не стали, потому как после выкатывания ВС из ангара, на крыле и подкосах  перед полетами, стал образовываться лед,хотя было до -4С...
 
может ещё кто не знает, РОСА так же изменяет погранслой.
А роса не вода? 😉
Вообще, я для тех, кто ещё не знает. Летом по утру, обычно суета и спешка, а роса поджидает. Вот поэтому и пишу, начинающим, что бы были на чеку.
Был случай, у меня, я не знал про влияние росы (не научили или не предупредили, потому что летали в основном зимой), но для порядка начал стирать росу с крыла, главное с одной левой стороны стёр, а с правой не успел, агроном отвлёк и озадачил, забыл вобщем стереть (разгильдяй). При взлёте, набрал метров десять борясь с жутким креном вправо, подумал, "что редуктор ременной реактивный момент винта, тяга 220кг, оторвусь выше сбавлю обороты и всё исправится", пока думал, так и ушёл с правым креном в землю, крутило по полю прилично метров, на третьем циркуле остановился. Повезло что земля и трава были сырые.
Вот такая страшилка про росу. Не хочется другим проблем, лучше уберечь.
Вот ещё хороший сайт http://aviaciaportal.ru/category/jekspluatacija-la49/meteorologicheskie-uslovija-obledenenija-samoletov/. Не ленитесь изучайте, то, от чего наша безопасность зависит, а авиа-метео обязательно.
 
Не было, даже компа не было у меня, в 2003 году летом, осенью купил.
 
я не знал про влияние росы (не научили или не предупредили, потому что летали в основном зимой), но для порядка начал стирать росу с крыла, главное с одной левой стороны стёр, а с правой не успел, агроном отвлёк и озадачил

Это главное, не так страшна роса на крыле. Ее неравномерность на полкурыльях. В результате неравномерное обтекание приводит к развитию крена на одну из плоскостей, где поток наиболее турбализирован. Поэтому если уж решили вытирать крыло, делать это надо симметрично.

Неоднократно попадал в дождь на разных крыльях. В полете никаких особенностей. Но, вот раз на крыле с майларовой передней кромкой попал в дождь, почти лет двадцать тому назад, в конце прошлого века. Никаких особенностей при выполнении разворотов в дожде не было. Все, как в ПМУ. Но, вот после приземления дождь закончился и появилось солнце (летом оно хорошо греет). Заторопились с вылетом, появился пассажир. Дело было на озере, аппарат "Поиск-06" на поплавках, крыло "Небо", с одинарной обшивкой. А, крыло не успело еще просохнуть окончательно. На передней кромке осталось много капель, но никто не придал этому значение, в том числе и сам.

Сразу от пирса дал газ, как обычно, и стал разбегаться. Но, как только появился достаточный встречный поток воздуха, как крыло стало кренить влево, да еще закручивать относительно вертикальной оси против часовой стрелки. Все это сразу почувствовалось на трапеции. Руки буквально выворачивало. Пришлось немедленно разбег прекратить. Несколько раз повторял разбег, меняя направления (был почти штиль), результат был неизменным.

Пришлось вернутся к пирсу. Осмотр крыла ничего не дал, аппарат был исправен, и только тогда обратили внимание на крыло. Капли, оставшиеся после дождя неравномерно распределились по крылу. Вытерли насухо тряпкой переднюю майларовую скользкую кромку и аппарат взлетел в прежнем режиме без каких-либо отклонений.

Никогда не пренебрегайте осмотром передней кромки крыла. Она должна быть чистой и сухой и без морщин, которые могут быть источником местной турбуленции, что конечно может привести к не ожидаемому крену.
 
Назад
Вверх