Вот реальная ситуация, имевшая место намедни.
Техника есть техника, выйти из строя может в любой момент.
Возвращаюсь из кольцевого трехчасового маршрута на Пайпере-Чероки. Присел для дозаправки на аэродроме, перед взлетом делаю привычный осмотр самолета.
Хочу заметить, что если я выключил двигатель, то рутинный внешний осмотр самолета – ОБЯЗАТЕЛЬНО, в том числе и run-up мотора по чек-листу с проверкой магнето, обогрева карба и работы на холостом ходу.
Не понравился вид ремня генератора. Нет, внешне все вроде нормально, натяжение штатное, но появился небольшой «винт» на свободной ветви. Принимаю решение на вылет с намерением уделить повышенное внимание генератору.
Смеркается, впереди 15 минут полета, видимость 15 км, аэродром вылета и прилета освещаются – то есть сесть безопасно можно будет в любом случае.
На седьмой минуте полета обнаруживаю, что зарядка пропала. Окончательно стемнело.
Провожу предусмотренные чек-листом процедуры:
- кратковременно включаю посадочную фару и убеждаюсь, что стрелка амперметра так и остается на нулевом делении;
- проверяю предохранители – автоматы, все включены;
- выключаю-включаю мастер-включатель генератора – зарядки так и нет;
- максимально уменьшаю бортовое потребление электроэнергии: отключаю мастер генератора, выключаю радиостанцию, естественно, прослушав предварительно эфир, отключаю транспондер, надеваю налобный фонарик с красным светом, отключаю свет в кабине, навигационные огни, проблесковый маяк.
Принимаю решение продолжить полет и произвести посадку в своем освещенном аэропорту, тем более, что его огни уже можно различить.
Остается включенным мастер-свитч, это значит, что работает вакуумная помпа, гирокомпас и авиагоризонт. А также приборы контроля мотора. Ну и, естественно, магнитный компас, скорость, вариометр и высотомер.
В принципе, можно вообще отключить мастер-свитч и продолжить полет на магнето – сколь угодно долго, пока есть бензин. Но это уже перебор – как минимум на полчаса батареи хватит, а мне нужно 7-10 минут.
Перед входом в зону аэропорта включаю радио, сообщаю намерение произвести посадку, строю заход и сажусь, включив на финальной стадии кратковременно, до касания, посадочную фару. Заруливаю на стоянку – порядок.
А потом выхожу и убеждаюсь, что ремню генератора – кердык! Из кольца превратился в шнурок. Зато я получил опыт применения на практике аварийных процедур, как раз отработанных в ночном полете неделей раньше.
Техника есть техника, выйти из строя может в любой момент.
Возвращаюсь из кольцевого трехчасового маршрута на Пайпере-Чероки. Присел для дозаправки на аэродроме, перед взлетом делаю привычный осмотр самолета.
Хочу заметить, что если я выключил двигатель, то рутинный внешний осмотр самолета – ОБЯЗАТЕЛЬНО, в том числе и run-up мотора по чек-листу с проверкой магнето, обогрева карба и работы на холостом ходу.
Не понравился вид ремня генератора. Нет, внешне все вроде нормально, натяжение штатное, но появился небольшой «винт» на свободной ветви. Принимаю решение на вылет с намерением уделить повышенное внимание генератору.
Смеркается, впереди 15 минут полета, видимость 15 км, аэродром вылета и прилета освещаются – то есть сесть безопасно можно будет в любом случае.
На седьмой минуте полета обнаруживаю, что зарядка пропала. Окончательно стемнело.
Провожу предусмотренные чек-листом процедуры:
- кратковременно включаю посадочную фару и убеждаюсь, что стрелка амперметра так и остается на нулевом делении;
- проверяю предохранители – автоматы, все включены;
- выключаю-включаю мастер-включатель генератора – зарядки так и нет;
- максимально уменьшаю бортовое потребление электроэнергии: отключаю мастер генератора, выключаю радиостанцию, естественно, прослушав предварительно эфир, отключаю транспондер, надеваю налобный фонарик с красным светом, отключаю свет в кабине, навигационные огни, проблесковый маяк.
Принимаю решение продолжить полет и произвести посадку в своем освещенном аэропорту, тем более, что его огни уже можно различить.
Остается включенным мастер-свитч, это значит, что работает вакуумная помпа, гирокомпас и авиагоризонт. А также приборы контроля мотора. Ну и, естественно, магнитный компас, скорость, вариометр и высотомер.
В принципе, можно вообще отключить мастер-свитч и продолжить полет на магнето – сколь угодно долго, пока есть бензин. Но это уже перебор – как минимум на полчаса батареи хватит, а мне нужно 7-10 минут.
Перед входом в зону аэропорта включаю радио, сообщаю намерение произвести посадку, строю заход и сажусь, включив на финальной стадии кратковременно, до касания, посадочную фару. Заруливаю на стоянку – порядок.
А потом выхожу и убеждаюсь, что ремню генератора – кердык! Из кольца превратился в шнурок. Зато я получил опыт применения на практике аварийных процедур, как раз отработанных в ночном полете неделей раньше.