Дмитрий Шаповалов (Velocity)
Хвост в самолете лишняя деталь!
- Откуда
- Москва
Осмос — враг стеклопластика
Это нужно знать всем владельцам пластмассовых лодок (и не только 😉)
Это нужно знать всем владельцам пластмассовых лодок (и не только 😉)
С самого момента появления малых судов из стеклопластика считалась аксиомой высокая стойкость нового судостроительного материала к воздействию воды, его неподверженность коррозии и гниению, повреждению древоточцами. Считалось, что это практически вечный материал.
Со временем, однако, проявились и некоторые его недостатки. Оказалось, что стеклопластик может впитывать и фильтровать воду, недостаточно стоек к абразивному трению, чувствителен к знакопеременному изгибу. Выяснилось, что окрашенный декоративный слой растрескивается и выкрашивается, изменяет свой цвет под воздействием солнечных лучей.
Одним из сюрпризов для судостроителей стали и процессы осмоса, происходящие в подводной части обшивки при длительном нахождении стеклопластикового корпуса в воде.
С явлением осмоса многие читатели, вероятно, знакомы из того раздела курса химии, который касается теории растворов. Само слово это по-гречески означает толчок, давление. Процесс осмоса происходит между двумя растворами разной концентрации (или между раствором и растворителем, которым может быть и вода), разделенными тонкой полунепроницаемой перегородкой — мембраной. Если мембрана проницаема только для растворителя, то он постепенно диффузирует через нее в раствор большей концентрации, с течением времени концентрация обоих растворов выравнивается. При этом давление в растворе более высокой концентрации постепенно возрастает и начинает препятствовать дальнейшему проникновению молекул растворителя через перегородку — создается так называемое осмотическое давление, достигающее иногда нескольких десятков атмосфер.
Типичные процессы осмоса происходят в растениях, где вода проникает через корни в стебель и поднимается вверх. Обмен чистой водой с содержимым клеток растения осуществляется через тончайшие стенки по законам осмоса.
Но какое отношение имеет осмос к стеклопластиковому корпусу лодки?
Представим себе наружную обшивку в разрезе. С забортной водой граничит сравнительно тонкий декоративный слой смолы, содержащей краситель — пигмент. Этот слой первым наносится на форму-матрицу при изготовлении оболочки пластмассового корпуса. Затем уже на него укладывают слои армирующего материала — стеклоткани, рубленого стекловолокна или стекломата, пропитанные связующим — синтетической смолой с добавками, которые необходимы для ее отверждения. Эти слои содержат множество малых и микроскопических пустот, в которые смола из-за ее вязкости проникает плохо. Как бы тщательно ни прикатывали валиками каждый последующий слой к предыдущему, между декоративным слоем и набором этих слоев — ламинатом — могут образоваться довольно крупные воздушные пузырьки.