Пенза - Чукотка

aeroerik

Чукотка, амфибии.
Вот открываю уже вторую тему перелетов (первая тема здесь  http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1406761471 ) объединенную общим географическим финишем  - Чукоткой. Так получается, что для нашей страны это край географии и весьма сложная часть России с точки зрения досягаемости на легком самолете. Конечно это в превую очередь проблема топлива и редкость посадочных площадок, ну и в другие очереди еще много разных сюрпризов - и связь, и метео, и горы, и территории с особым статусом посещения..

В общем примите мое очередное воздушное путешествие на край географии 🙂
 
Итак для Чукотки мы приобрели в Пензе не новую легкомоторную амфибию тюменского производства Орион СК-12, а впрочем сначала о сомнениях выбора.
Скажу что вопрос выбора - что покупать, стоял изначально и изначально мы склонялись именно к варианту амфибии, хотя и рассматривали разные самолеты включая Сессну 172, 182, Муни, Мауль, Че-29 и 27 по разным причинам все они постепенно отошли в сторону, хотя и не были отвергнуты совсем..

А теперь представьте Чукотку  - сотни километров совершенно непосадочной тундры или гор, аэродромы по количеству пальцев на полутора руках, отсутствие бензина кроме того, который ты можешь сам заказать и привезти имея честные паспорта качества, при этом не факт, что какой нибудь изобретательный  местный житель не засунет свой тонкий нос в емкости с авиационным!!!! горючим и не сольет по десять литров с каждой емкости для своей любимой лодочной Ямахи, которая разумеется станет у него на некоторый период реактивной. При этом он често возместит слитый бензин, экологически чистой соляркой из собственных запасов... что-ж не исключено и такое.. За амфибию или гидросамолет был тот фактор, что на Чукотке имеется очень много территорий с большими водоемами и развитой речной сетью даже в горах, при этом было понятно, что поплавковые самолеты будут страдать меньшей полезной нагрузкой и будут довольно требовательны к величине водоема и подходам.

В общем в процессе рассуждений круг возможных вариантов сужался и в конечном итоге по соотношению цена-качество-грузоподъемность-автобензин-мореходность(проходимость)-крейсерская скорость-дальность полета-ремонтопригодность-многодвигательность была выбрана Тюменская амфибия Орион Ск-12. Есть конечно еще вариант амфибии для пижонов ;-) Л-42(44), но у нас на такой вариант просто не хватало денег, хотя скажу прямо у "Ориона" тоже есть свои очень веские плюсы даже в сравнении с Л-42М
 

Вложения

  • IMG_3622_002.JPG
    IMG_3622_002.JPG
    141,7 КБ · Просмотры: 350
Этап первый Пенза - Подстепки (Тольятти) - Первушино (Уфа).

Итак, мы приобрели в Пензе легкомоторную амфибию тюменского производства Орион СК-12, бывший хозяин относился к ней как нам показалось очень нежно и трепетно и на самом деле это было почти так за исключением того, ну как бы это поточнее объяснить.. в общем есть люди которые при всей своей нацеленности, собранности, аккуратизме стремятся достичь результата наименьшими усилиями, при этом уделяя внешнему и публичному максимальное внимание. Это и не комплимент, и не претензия, но именно на этом ловятся не очень опытные покупатели подержанных автомобилей и самолетов. Дальше продолжать не буду, думаю искушенный читатель уже понял о чем речь, а речь как раз и идет о нас... Приняв на месте самолет и выполнив оценочные полеты, было принято впрочем заранее обсужденное решение, лететь на самолете в Тюмень для выполнения регламентных работ по двигателям и планеру самолета, работ по продлению СЛГ и главное для авторского контроля состояния самолета у производителя на производстве. Такая оценка реального состояния воздушного судна полезна не только эксплуатанту для выводов по остаткам ресурсов и особенностям дальнейшей эксплуатации, но наверняка хороша и самому производителю для оценок работы агрегатов и узлов, а также выявлению тенденций ресурсов и общего сравнительного состояния выпущенных в эксплуатацию самолетов. Кроме того именно в Тюмени собраны и живут в одном городе регулярно летающие, наиболее подготовленные и опытные амфибийные пилоты - настоящий кладезь! сегодняшнего амфибийного опыта Российской Федерации.

Что-ж, мое путешествие из Пензы на Чукотку началось.
Кстати, у меня как-то сама собой давно уже выработалась привычка не стремиться видеть весь свой длиннющий маршрут целиком и не держать его в голове. С самого первого моего маршрута в 1994 году, когда я зимой преодолел огромную дистанцию в 22 километра от поселка в котором жил, до мыса Калашникова на дельталете 🙂), уже в тот первый раз, я поделил маршрут на два участка: туда и обратно. Видимо с тех пор мне эта идея понравилось и сегодня я стараюсь все свои маршрутные полеты разделять по каким-то критериям, например просто по длине, по погоде, структуре поверхности планеты, диспетчерским районам, досягаемости аэродромов .. в общем по критериям связанным с расходованием умственных, моральных, физических и материальных ресурсов на дистанции, поскольку все эти ресурсы для пилота к следующему этапу перелета должны быть восстановлены максимально полно как залог его дальнейшего успешного выполнения.

На снимке подготовка самолета к вылету из Пензы.
 

Вложения

  • IMG_3623_002.JPG
    IMG_3623_002.JPG
    38 КБ · Просмотры: 331
Первым этапом полета стал перелет от Пензы до знаменитого Башкирского Первушино в Уфе с промежуточной посадкой в Подстепках недалеко от Тольятти для дозаправки из взятых с собой канистр. После взлета меня ожидал первый из многих сюрпризов этого большого для меня воздушного путешествия.  Сразу после отрыва от бетона аэродрома Сосновка на взлетном режиме работы двигателей у меня оторвалась и упала в ноги плохо закрепленная джипиэска Гармин 495. Конечно я не стал на нее сразу отвлекаться поскольку на взлете все внимание уделяешь выдерживанию параметров и работе с арматурой кабины и органами управления самолетом, а так как у меня киевские винты хоть и изменяемого шага, но автомата оборотов они не имеют, поэтому первое действие после взлета и набора безопасной высоты, следя за скоростью не перекрутить двигатели по максимальным оборотам загрузив винты до 5000 оборотов по тахометрам, затем уборка закрылков и снова подгрузка винтов.. В общем когда дело дошло до джипиэски, то выяснилось что лежит она в полном соотвествии с законом Мэрфи "чем нужнее деталь тем в более недоступное место она падает". Гармин ударившись о мое колено благополучно улетел под приборную доску за педали, заодно оторвавшись от шнура питания. Самое интересное, что то что я сейчас рассказываю для меня вовсе и не тот самый "первый сюрприз". Вот уж подумаешь, оторвалась и упала противоударная, надежная как трактор Беларусь Гарминка.. Угадайте что же все таки стало сюрпризом 🙂, не угадаете ни за что... итак я начал пытаться дотянуться до навигатора лежащего за педалями и с первого раза это конечно не получилось, убедившись что самолет летит устойчиво я снова полез под приборную доску за педали и вот тут произошло неожиданное, потянув шнуры наушников и придавив плечом блок радиостанции мне в уши вдруг ударил грохот звуков работы моторов усиленный динамиками наушников.. Всё.... бллл..., на этом моя нормальная связь с землей закончилась..

Дальше был не полет, а наказание, я едва разбирал то что мне говорит диспетчер и отчаянно предупредил его, что шумоподавитель моей бортовой радиостанции перестал выполнять свои обязанности. Джипиэску я конечно поставил на место и включил, но радости от этого было мало. Я даже толком не заметил как перелетел Волгу и в автомате сделал несколько снимков на телефон огромного тольяттинского АвтоВаза. В Подстепках я вылезал из кабины совершенно ошалевший от дикого шума из наушников, звук в которых практически не регулировался до приемлемых уровней, причем  когда я выключил двигатели и стянул с головы гарнитуру, то мне показалось что к моим ушам приложили две огромные пуховые подушки, я почти не слышал окружающие звуки.. брррр очень неприятное ощущение когда тебе улыбаясь что-то говорят, а ты не можешь понять что.

В Подстепках меня встретил руководитель аэродрома, огромное спасибо за гостеприимство и открытость, хотя мало что можно посмотреть за пол-часа стоянки которые я оговорил с диспетчером Курумоча. Заверяю вас, что мастерские и ангар (тот который я успел посмотреть) в котором восстанавливаются и ремонтируются самолеты, оборудованы прекрасным инструментом и приспособлениями, думаю что тамошним ребятам под силу постройка и качественное восстановление авиатехники любой сложности и на любой кошелек.

Взлет из Подстепок происходил при достаточно сильном, порывистом боковом ветре слева, а как известно самолеты с Ротаксами 912 и тянущими винтами такой ветер очень не любят, поскольку увод самолета по моменту винтов происходит именно влево, ну а для меня в этом взлете сложились и пока еще недостаточный опыт взлетов с боковиком, и не один, а целых два 912-х Ротакса, вдобавок всю мою дорогу тормоз правого колеса шасси постоянно отлынивал от работы причем как всегда в самые необходимые моменты. С начала разбега меня начало уводить влево, но полоса в Подстепках довольно широкая и я принял решение не прерывать взлет и хоть и сильно отклонился от осевой линии полосы, но в общем взлетел без каких либо проблем правда немного поперек ВПП. А вообще надо добавить, что незагруженный "Орион" взлетает очень быстро, почти сразу после поднятия хвостового колеса и активно набирает безопасную скорость и высоту после отрыва, хотя возможно со стороны этот кривой взлет наверняка смотрелся несколько, как бы это выразиться помягче, расп.. в общем по-хулигански.
 
Полет до Уфы мало чем отличался от первой части полета из Пензы, также зверски трещали и рычали наушники, диспетчер с помощью рядом летящих бортов, которых я с грехом пополам еще слышал, векторил меня от Октябрьского с курсом тридцать в течение двадцати минут в связи с полетами парапланеристов, да конечно неприятно лететь когда радиостанция работает в аварийном режиме.

Зато прием в Первушино был просто замечательный, вынырнув из-за горушки с запада, передо мной открылся во всей красе Первушинский аэродром с его двумя параллельными полосами, "Гусар" оперативно подсказал мне посадочный курс, ветер у земли и давление аэродрома. При этом на аэродроме во всю шли полеты, оказывается я прилетел за два дня до авиационного праздника-перелета посвященного Дню Победы 9 мая который организовали совместно правительство Башкирии и башкирский ДОСААФ во главе со своим креативным руководителем Сергеем Минигуловым. К авиационному перелету "Золотое кольцо Башкирии", команда Сергея Минигулова подготовила и оттачивала групповой пилотаж на четырех сверхлегких самолетах! В общем я попал на бесплатный показ пилотажной группы и кроме всего на аэродроме постоянно тусовались десятки самых различных причастных и не очень причастных к событию людей, пилотов и самолетов. Бурлила незабываемая, уникальная Первушинская авиационная планета.
 

Вложения

  • IMG_3628.PNG.jpg
    IMG_3628.PNG.jpg
    54 КБ · Просмотры: 355
  • IMG_3626_001.JPG
    IMG_3626_001.JPG
    52,3 КБ · Просмотры: 341
  • IMG_3627_002.JPG
    IMG_3627_002.JPG
    144,5 КБ · Просмотры: 356
Не знаю кого как, а меня аэродром Первушино удивляет и располагает к себе,  во-первых какой-то абсолютной доступностью и демократичностью места, здесь на расстоянии вытянутой руки (в буквальном смысле слова) рядом с собой можно увидеть известных на всю страну пилотов-инструкторов, председателя республиканскоо ДОСААФ Сергея Минигулова с какими нибудь обалденно важными гостями и тут же на площадке вы увидите детей-инвалидов, которые с горящими глазами смотрят на полеты самолетов и сидят в кабинах держась за рычаги управления, да просто детей с родителями, которые приехали из города посмотреть как летают самолеты и парят в голубом небе парашютисты, и поверьте это дорогого стоит, такой активности, такой искренней и кипучей жизни на аэродромах я больше не видел ни где. А во-вторых, если продолжать о аэродроме Первушино - он цепляет своей праздничной атмосферой, на это я обратил внимание еще в свой первый прилет сюда в 2014 году, ну представляете себе ощущение наступающего Нового Года, вот примерно тоже самое только с авиационным духом - рева моторов, свежайшего загородного воздуха, легкого шума посетителей, аромата горелого авиационного масла и конечно запаха первушинского клубного буфета 🙂 Большое спасибо его хозяйке и по совместительству управляющей первушинской аэродромной гостиницы за вкусные завтраки, обеды и ужины и домашнюю атмосферу заведения. Ожидая погоду дальше по маршруту я на два дня очутился в атмосфере праздника, это были и мастерские групповые полеты, и новые знакомства с интересными, неординарными людьми так или иначе причастными к российской легкой авиации, парашютные прыжки.

Похвастаюсь, но Сергей Минигулов уделил мне немного своего очень дефицитного времени, показав как редкому заморскому гостю 🙂 все самое интересное в своем хозяйстве. Большое чукотское спасибо, Сергей! В общем самых различных ярких впечатлений у меня осталось масса и первого мая было даже грустно провожать ребят на "Золотое кольцо" к их первому из девяти намеченных для посещения аэродромов. Утром, выстроив участников перелета и наземной колонны машин, Сергей Минигулов в шутливой форме дал крайние и совершенно деловые и точные указания по мерам безопасности, взаимодействию и организации движения на маршрутах. Я попрощался с новыми знакомыми и через час аэродром погрузился в такую необычную для него чуточку грустную тишину. А мне на следующее утро предстоял вылет на очень важный участок моего чукотского маршрута к родине Орионов, городу Тюмени через Уральские горы.
 

Вложения

  • IMG_3629.JPG
    IMG_3629.JPG
    44,3 КБ · Просмотры: 322
  • IMG_3630.JPG
    IMG_3630.JPG
    121,6 КБ · Просмотры: 322
Этап второй Первушино - Михайловск - Тюмень.

А знаете что в первую очередь глобально влияет на скорость прохождения маршрута? Наверное вы думаете, что на скорость по маршруту влияет крейсерская скорость вашего самолета, эээ... святая наивность.. крейсерская скорость самолета как раз почти и не влияет, а влияет в первую очередь погода! Да, площадная погода на больших территориях вашего предстоящего перелета, погода которая привязывает легкие самолеты к земле на аэродромах порой на неделю, а на Чукотке масса примеров и гораздо больших сроков ожидания и даже вполне себе тяжелых самолетов. Вот и в Первушино я задержался не потому, что мне непреодолимо хотелось посмотреть на шикарные показательные выступления башкирских ребят (и одной девушки😉), в Первушино я конечно дожидался погоду по маршруту, ведь с горными этапами дальних перелетов шутить ни кто не рискнет, а впереди меня ожидал УРАЛ.

Маршрут мне подсказал мой хороший знакомый пилот-инструктор Сергей Ч. из Магадана и действительно судя по рельефу, полет через Михайловск, Екатеринбург и дальше на Тюмень оказался гораздо комфортнее пройденного мной парой лет ранее маршрута через Златоуст-Челябинск. Это связано в первую очередь конечно с абсолютными превышениями местности и расскажу своё субъективное впечатление, в этот полет я даже не почувствовал что я летел в горах 🙂 настолько мне повезло с погодой. Наложилось конечно и восприятие приема на промежуточном аэродроме в Михайловске, который был очень теплым и по-настоящему дружеским. Знаете как приятно прилететь рано утром к в общем незнакомым людям и вдруг почувствовать искреннюю дружбу и желание принять, помочь, показать. А потом еще и попить горячего утреннего кофе глядя, как просыпается и постепенно извлекается из палатки симпатичная супружеская пара дельталетчиков, приехавших полетать на аэродром накануне.

Михайловск  - спасибо вам огромное за вашу атмосферу дома и дружеское отношение к пилотам-бродягам 🙂 Отдельное спасибо хозяину и движущей силе этого аэродрома, мне очень понравилась маленькая экскурсия- отличный ангар, шикарная гаргротная хозяйская Сессна 172, дружеский прием и помощь. Ребята, вот такими как мне кажется и должны быть маленькие АОНовские аэродромы по стране, хотя за этой легкостью и непринужденностью приема перелетного борта, стоит очень большая повседневная работа с ВПП, с аэродромным хозяйством, с приемом разных гостей. Да и вообще всем этим в России сегодня заниматься очень и очень непросто, ведь нужно еще и зарабатывать на жизнь и умудряться дружить с властями разных ведомств и подчиненности. Михайловск! Ребята! Спасибо вам огромное за то что вы просто есть в этом очень удобном месте и к вам можно прилететь! Мне очень приятно что я познакомился с вами и побывал у вас! Кстати в Михайловске есть и официальная акватория для приема гидросамолётов и амфибий.
 

Вложения

  • IMG_3625_002.JPG
    IMG_3625_002.JPG
    51,2 КБ · Просмотры: 329
Екатеринбург сверху запомнился красивейшими пейзажами с потрясающими по красоте озерами и туристическими и жилыми комплексами на них.. Глядя с воздуха понимаешь, что это регион где живут богатые и успешные люди, по крайней мере нищета с воздуха там была точно незаметна.

В Тюмени я садился на воду Андреевского озера. Это довольно крупное озеро в ближних окрестностях города Тюмень, и кстати в советские времена на этом озере находилась гидробаза Аэрофлота, летали Каталины и поплавковые Ан-2, были ремонтные мастерские, здесь же был и слип для выхода и входа с акватории. Я заранее договорился с руководством загородного яхт-клуба Адмирал о размещении и охране самолета на стоянке.  Сама стоянка удобна здесь тем, что оплата взымается сравнительно небольшая, улетать можно в любое время суток и есть прекрасный слип для выезда из воды и съезда обратно в воду. К сожалению политика нынешнего владельца клуба оттолкнула от этого места большинство тюменских гидроавиаторов, но я надеюсь что здравый смысл все же возобладает над меркантильными  интересами. В любом случае я уверен, что тюменцы будут активно летать на этом озере если не на этом месте, значит где-нибудь рядом 🙂
С Андреевского озера через несколько дней после решения всех формальностей по выполнению ремонтных и регламентных работ, опытнейший пилот-инструктор Владимир Михайлович Палей перегнал самолет на тюменский аэродром Плеханово.
Кстати важная особенность этого озера для прилетающих гидролетчиков, это наличие совсем рядом запретной зоны ИВП связанной с работой военного полигоном на котором в постоянном режиме проводятся стрельбы с боевым применением различных иногда недетских вооружений. Поэтому при полетах в районе озера выход на эту зону даже без лишнего предупреждения от МДП строго запрещен!

Надо сказать, что ремонт самолета занял довольно длительное время и по ходу работ вскрылись некоторые довольно серьезные скрытые дефекты, которые пришлось устранять с большим расходом времени. Поэтому я логически сделаю перерыв в вкладывании материалов по перелету и немного отвлекусь на особенности конструкции самолета.
 

Вложения

  • IMG_3631.PNG.jpg
    IMG_3631.PNG.jpg
    24 КБ · Просмотры: 337
  • IMG_3632.PNG.jpg
    IMG_3632.PNG.jpg
    20,8 КБ · Просмотры: 362
Спасибо за рассказ, всегда приятно читать о Ваших путешествиях.
Ждём продолжения!
С уважением Леонид.
 
Простите уважаемые коллеги и друзья по небу, пока не могу выкладывать материалы - сижу без интернета. На Чукотку самолеты долетают, а интернет бесследно растворяется в просторах тундры :-/

Пока могу сказать одно, летаем часто, рыбалка шикарная, олени в бригадах наедаются ягеля и грибочков перед зимой. А мы неспеша и аккуратно набираемся опыта полетов с максимальными взлетными весами и подбором водоемов с воздуха. Фото и видеоматериал буду выкладывать по мере наличия интернета когда прилечу в стольный город Анадырь.
 
Ждем продолжения. Писать новеллу можно и в лагерях, а опубликовать как только до Анадыря доберетесь.  🙂
 
Присоединяюсь, ждем продолжения, а также рассказа о ремонте, о полетах. И еще маршрут вдоль транссиба до Хабаровска и Комсомольска на Амуре и далее до места более дальний, но более безопасный? Ваше мнение.
 
Ну вот наконец и интернет 🙂

---Регламент и ремонт в Тюмени---

Начну с ремонта, который выполнялся на производственной базе у Сергея Карпова где сегодня строятся самолеты марки "Орион", по сути это задумывалось не как ремонт самолета, а как подробный его осмотр и выполнение очередной трехсотчасовой формы обслуживания. То есть в первую очередь это касалось проверки и замены тех элементов обвязки двигателей и агрегатов самолета на которые уже подошли календарные сроки службы. Особое отношение к этому имеют места самолета в которые обычно не заглядывают лишний раз механики при пятидесяти часовых и сто часовых формах, а эти места как правило закрыты обтекателями или крышками посаженными на герметик. Ну какие механики полезут  лишний раз их вскрывать и потом мараться - закрывать 🙂 если из под них ничего не течет и не пачкается... А вот это как раз и есть маленькая засада и закладка возможных сюрпризов на будущее. Потому что именно из под таких не очень съемных лючков и обтекателей могут появляться небольшие, но очень крепкие звенья в цепочке возможной аварии или не буду говорить хуже чтобы не на каркать... Для образца просто покажу  фото  с парой топливных шлангов- соеденителей извлеченных из труднодоступного места нашего самолета, в которое ни кто не хочет заглядывать при обычном обслуживании. Да-да, пусть заодно это будет напоминанием будущим покупателям подержанной авиационной техники лишний раз не лениться и не экономить, а брать для осмотра приобретаемого самолета хорошего механика с достаточным объемом времени для осмотра матчасти.
 

Вложения

  • IMG_3646_001.JPG
    IMG_3646_001.JPG
    73,2 КБ · Просмотры: 361
  • IMG_3647_002.JPG
    IMG_3647_002.JPG
    59 КБ · Просмотры: 350
  • IMG_3644_002.JPG
    IMG_3644_002.JPG
    50,8 КБ · Просмотры: 351
В ходе авторского контроля нашего "Ориона" кроме мелочей вскрылся один очень неприятный дефект, который давно нужно было выявить, но который практически не мог быть обнаружен при обычных осмотрах и обслуживании. Диагноз звучал так: трещина задней стенки центроплана, по сути это трещина заднего лонжерона левой половины центроплана, к которому крепится привод левого закрылка и кронштейны закрылка и увидеть эту трещину было сложно именно по причине посаженного на герметик и болтики пластикового необслуживаемого обтекателя. Я оговорюсь сразу, что это оказался чисто эксплуатационный деффект "ударного" причаливания самолета к берегу левым крылом. А к самой конструкции как раз наоборот никаких претензий, скажу даже больше, судя по развитию и натертости краев трещины, самолет без больших проблем летал с этим серьезным дефектом довольно длительное время и выдерживал с запасом все эксплуатационные нагрузки, что конечно вызывает большое уважение к грамотному проектированию конструкции и отличному распределению полетных и посадочных нагрузок по обшивке и силовым элементам парасольной схемы с выской степенью резервирования. После окончания всех ремонтных работ и регламентов, самолет без особых проблем прошел процедуру продления СЛГ.
 

Вложения

  • IMG_3645_002.JPG
    IMG_3645_002.JPG
    34 КБ · Просмотры: 363
Первая попытка продолжить перелет.

Настало время готовить самолет на продолжение перелета. В один из дней середины июня, я перегнал самолет со стоянки аэропорта Плеханово на Андреевское озеро, так как планировал стартовать на перелет с воды и все необходимое на дальний полет имущество там было уже собрано и подготовлено. Для увеличения дальности полета я собрал и установил систему закачки топлива в полете из оборудованных штуцерами канистр размещенных в кабине, всего максимальный объем канистр у меня был рассчитан на триста литров, а общий запас используемого топлива на борту достигал 460 литров. Такого объема топлива до Кемерова мне конечно не требовалось, но не зная еще точных цифр расхода топлива, на этап от Тюмени до Кемерово около 1200 км я все равно брал бензин с запасом. Уделив день на подготовку самолета и имущества, я на вечер запланировал провести тренировку по расчету и посадкам самолета на воду. План был подан и вечером я начал отрабатывать конвейеры на воде Андреевского озера, одна посадка, вторая, третья, четвертая, взлет с конвейера, но какой-то странный. Самолет почему-то словно прилип к воде и я на скорости 110 рывком ручки "выдергиваю" его из воды, очень странно, обычно пустой самолет сам отходит на меньшей скорости.. полет по кругу со слитными 1-2 и 3-4 разворотами, заход, все как обычно, газы убраны, на посадке на выдерживании самолет неожиданно чем-то цепляет воду и вдруг клевком с какой-то оттяжкой и треском его прижимает к воде, дальше все развивается стремительно, хотя и остается в памяти как будто я смотрю замедленные съемки. Самолет на повышенной скорости вжимается носом в воду, меня бросает вперед на приборную доску, но ремни удерживают, потом самолет поднимая тучу брызг и заливая лобовое стекло водой выстреливает из воды вперед-вверх задирая нос и уже без скорости на углах с полутора метров начинает сыпаться опять в воду. Я сижу обалдевший, с полностью взятой на себя ручкой.. руды не даю, самолет шлепается хвостовой балкой и днищем о воду как пустая пластиковая ванна, даже не отскочив от неё ёще раз... Самолет на воде, двигатели работают на малом газу, я сразу бросаю взгляд вниз, нет, не топит.. начинаю рулить к слипу. Вода постепенно поступает, но в принципе включенная помпа справляется, я пытаюсь понять что произошло, в голове сумбур. После выруливания на слип выясняется причина произошедшего, по килю лодки отсутствует кильгард, его оторвало, как справедливо и абсолютно точно заметил несколькими неделями раньше опытнейший инструктор-гидролетчик Владимир Михайлович Палей только взглянув на эту низкоприклеенную защитную ленту на аэродроме Плеханово. Э-ээ эх, этот вечер оказался следующим неожиданным сюрпризом моего чукотского перелета...

            Когда я залез под днище то появилось понимание развития ситуации. На четвертом взлете кильгард начало отрывать и после отрыва от воды он повис в полуоторванном виде под днищем, а на посадке его уже рвануло от днища самолета окончательно, при этом по мере отрыва этой хорошо приклееной защитной ленты в районе редана начало отрывать пластик предыдущего хреновенького ремонта днища, а ремонтов судя по всему был и не один, пластик по всей левой стороне перед реданом вывернуло и поставило щитком поперек набегания воды. Самолет резко затормозило с развитием клевка на нос, после которого гидродинамика отыграла самолет от воды с резким увеличением тангажа, торможением и выбросом самолета из воды уже без скорости. Выкладываю фото оторванного на редане пластика, ну и одна из причин этого отрыва - непроклей слоев ремонтной стеклоткани.

В общем последствия этой моей посадочки хорошо выразились на лице Сергея Карпова когда он на следующий день посмотрев всё это безобразие, сказал с приветливой и сочувственной улыбкой безжалостную фразу "ну что-ж, милости просим опять к нам назад на производство".. Ребята, поверьте, город Тюмень я изучил весьма хорошо и скажу откровенно - город очень богатый и красивый... Но нет худа без добра, за время ремонта я сделал еще одно очень важное дело, на которое у меня в других обстоятельствах наверняка не нашлось бы времени. Впрочем это уже тема другого раздела форума.
 

Вложения

  • IMG_3648_001.JPG
    IMG_3648_001.JPG
    49,3 КБ · Просмотры: 352
  • IMG_3649_003.JPG
    IMG_3649_003.JPG
    50,8 КБ · Просмотры: 351
  • IMG_3650_005.JPG
    IMG_3650_005.JPG
    43,7 КБ · Просмотры: 361
Тот самый пресловутый "непроклей" стеклоткани возле редана, по которому шел отрыв.
 

Вложения

  • IMG_3652_002.JPG
    IMG_3652_002.JPG
    69,4 КБ · Просмотры: 336
Этап перелета Тюмень - Боровой (Кемерово)

В общем мне пришлось повторить подход с вылетом из Тюмени в Кемерово. Со второго раза мне это удалось. Тренировка на свеже-отремонтированном самолете прошла на отлично и на следующее утро, но уже 18 июля (помните титры в старых фильмах, "прошло десять лет..") я при полном штиле взлетел с Андреевского озера имея на борту дополнительно к полной заправке двести сорок литров топлива и личные вещи для дальнего перелета на амфибии - палатку, спиннинг, спальный мешок, надувной матрас, аптечку, запас продуктов, спутниковый телефон Иридиум и увесистую сумку с одеждой на разные погодные условия. Спот исправно работал и мои друзья следили в реальном времени за моим продвижением. Накануне я звонил в Боровой (Кемерово) и на аэродроме были в курсе моего прилета, подтвердив что травяная грунтовая полоса в отличном состоянии даже после дождей. Очень приятно лететь к своим хорошим знакомым и друзьям на аэродром и в город в котором не был уже больше двух лет. А аэродром Боровой, поверьте, просто классный. Во-первых есть отличная новенькая, просторная гостиница "для своих", в которой все понятно, просто и по домашнему, рядом поселок и магазины, автобусом можно проехать в Кемерово, на территории аэродрома есть шикарная банька с парилкой в которой я в этот раз с удовольствием попарился на следующий день после прилета!! В Кемерово проживает много любителей легкой авиации и летают целых ТРИ амфибии 🙂 Это между прочим без подколок, потому что эти амфибии летают уже не один год, бывают в разных местах не только Кемеровской области, но и страны - на Волге, на Байкале, на северах, и такой богатый опыт эксплуатации этих самолетов говорит сам за себя. Кстати могу прорекламировать и одного из замечательных Кемеровских пилотов, ютюб-популяризатора самолетов-амфибий, Володю Потапова, у него на ютюб-канале выложены просто классные в том числе и обучающие ролики полетов на амфибиях. Погуглите "корвет в Кузбассе", а лучше вот ссылка  https://m.youtube.com/watch?v=teSTx9tzZ34  думаю будет не только интересно, но и полезно 🙂 Кстати Володя после моего прилета, самолично прилетел из Новосибирска, где проходил очередной ВЛЭК, в Боровой на своей амфибии, а вечером заехал за мной и пригласил меня в гости к себе домой, где мы очень интересно и весело провели время в классной компании его друзей - Володя, спасибо огромное, эта экскурсия и посиделки были очень кайфовыми и запоминающимися! Теперь я хочу прилететь в Кемерово еще раз 🙂

На снимках, на аэродроме Боровой и вечер там же, "Корвет" Володи Потапова в Боровом.
 

Вложения

  • IMG_3653_002.JPG
    IMG_3653_002.JPG
    47,5 КБ · Просмотры: 327
  • IMG_3654_001.JPG
    IMG_3654_001.JPG
    31,4 КБ · Просмотры: 324
  • IMG_3729.PNG.jpg
    IMG_3729.PNG.jpg
    155,8 КБ · Просмотры: 326
Полет из Кемерово к Братску (аэродром Мостовой).

Через три дня, выждав погоду по маршруту, ранним туманным утром я вылетел на Братск, причем в Красноярске я решил не садиться потому что дистанция в этот раз была далека от предельной, всего тысяча километров, а запас топлива в кабине позволял уверенно лететь на Братск без лишних посадок. Красноярск я обходил с севера за пределами "рубежа 50" - диспетчерской зоны аэропорта Красноярска, могучий Енисей тоже пересек севернее Красноярска и вот тут за Енисеем погода начала очень быстро портиться. Сквозь многоярусную облачность было видно несколько мощнокучевых башен которые я поначалу попытался обходить, но пришлось бросить это занятие потому что облачность стала ниже и судя по сгущающейся темноте толще, начался поначалу не очень интенсивный дождь, который усилился и за двести километров до Братска стал немилосердно заливать лобовое стекло. Земля тем не менее просматривалась и наклонная видимость сохранялась в пределах двух-трех километров, но вот горизонта видно не было. Поэтому исправно работающий электронный авиагоризонт приятно грел душу и даже один раз очень помог, когда между дождевыми провисами вдруг появился естественный "кривой" горизонт из слоистых облаков, моментально создавший иллюзию настоящего горизонта, который как оказалось был наклонен примерно на пятнадцать градусов влево. Когда я поставил самолет по этому облачному горизонту и увидел как пошел влево электронный горизонт, я тут же автоматом отработал РУС-ом обратно по приборному горизонту и убедился что словил облачную иллюзию (подтверждаю, психологически весьма неприятное ощущение). Проверить электронный авиагоризонт оказалось очень легко, курс по GPS не уходил, поэтому когда через пару минут кривой облачный горизонт опять замылило в дождевой дымке я даже вздохнул с облегчением посматривая на авиагоризонт, вариометр, курс и затуманенную землю под самолетом. Примерно за 150 километров от Братска я вышел на уже знакомый мне аэродром Октябрьский с отличной бетонной полосой длиной 1500 метров, три года назад, я тренировался на этой роскошной полосе местных "андвашников" на самолете Аэропракт А-27 когда первый раз летел на Чукотку, тогда вместе с Иваном Седовым мы пили у них очень вкусный чай 🙂 С удовольствием подсел бы к ним в гости, но погода может ухудшиться, надо лететь дальше. Аэродром у излучины реки проплыл справа от меня в дождевой мути и растаял сзади, а впереди начали все выше громоздиться пологие таежные горы, заросшие сплошным хвойным лесом - ни поселков, ни дорог, ни озер.. только периодически тоненькие ниточки горных речек где-то внизу под двадцати пяти метровыми деревьями. В общем не очень оптимистичная местность, особенно в такую мерозпакостную погоду. И тут меня опять поджидал СЮРПРИЗ!!! Представьте как произносят это слово приглашенные, слегка пьяные гости на дне рожденья и попробуйте произнести его также 🙂))

В общем лететь мне осталось примерно минут тридцать пять, погода не самая лучшая, ветер не сильный но встречный, местность подо мной совершенно непроходимая и мягко говоря.. слегка дикая. И тут мне прямо в оба глаза загорается красная лампочка "аварийный остаток топлива"!!! Поначалу мне показалось что я услышал даже сигнал, хотя конечно никакого сигнала на этом самолете на лампочку не выводится, это просто мой страх выдал звук прямо в мозг 🙂 Какой аварийный остаток?!?! Какие 20 литров?!?! Топливо должно быть!!! А может быть не идет выкачка топлива из крыльевых баков в расходный бак из которого осуществляется питание обоих двигателей?!?! Спина сразу вспотела и оставшаяся дорога превратилась в непрерывное убеждение самого себя в том, что в основных баках топлива достаточно, а это значит что срабатывание аварийного датчика ложное, а вторым увлекательным занятием стало высматривание в этой таежной лесной глуши хоть какого нибудь озера или мало-мальски пригодной площадки на случай аварийной посадки.. Хорошо что погода к Братску как и было по прогнозу, стала улучшаться и видимость уже достигала пяти-семи километров, да и дождь стал заканчиваться, а потом о радость - я увидел озеро окруженное лесом! Оно мне показалось огромным, хотя было метров четыреста-пятьсот длиной и сто шириной, а за ним я увидел реку с зеркалом воды! И тут я оптимистично понял, что меня по-любому уже не будут долго искать в непролазном лесу и вообще я стал все больше уверяться в том, что до Мостового точно долечу... И долетел 🙂
 

Вложения

  • IMG_3674.PNG
    IMG_3674.PNG
    33,5 КБ · Просмотры: 343
  • IMG_3675.PNG
    IMG_3675.PNG
    37,3 КБ · Просмотры: 338
  • IMG_3673.PNG
    IMG_3673.PNG
    23,5 КБ · Просмотры: 322
Назад
Вверх