aeroerik
Чукотка, амфибии.
- Откуда
- Анадырь, Чукотка
7. Маршрут от Ленска.
Трудно писать когда все эмоции выпиты... Полет на якутский Покровск не удался, если точнее то удался на сто процентов, но пришлось вернуться на аэродром вылета, т.е. я опять в Ленске (( А начиналось все так хорошо, ну за маленьким исключением. Это исключение было не в том, что я так и не смог за весь предыдущий вечер и утро начиная с шести часов подать флайтплан, а впрочем про исключение чуть позже, я лучше поясню почему не подал план полета. В принципе подать заявку на полет в современную эпоху так же просто как заплатить за детский садик через интернет. Существуют отлично работающие официальные сайты, НО, в романтичном Ленске я так и не смог нормально открыть ни один из этих сайтов чтобы он сколько нибудь устойчиво отработал. Помните, я выше сказал про Российскую авиационную глубинку застрявшую в двадцатом веке и в частности интернет?... В конечном итоге я приехал в АДП аэропорта и упал на колени перед диспетчерами, которые оказались на редкость добрыми и сочувствующими людьми. Мы вместе сели за стол, вооружились картой района, НЛ-кой и по старинке один из диспетчеров у которого я к своему стыду даже не спросил ни имя ни фамилию накидал мне телеграмму с заявкой на мой полет до Покровского с временем входа в зоны Олекминска и Магана, через полчаса план был утвержден и я хоть и с часовым опозданием, но все же получил разрешение на ИВП. Затем уже по моему личному плану у меня была оплата взлета-посадки и стоянки, и вот тут-то и возникло то самое маленькое исключение о котором я начал писать выше. Итак, время до вылета чуть больше пол-часа, я прикидываю что мне нужно еще забежать к АДП принять решение на вылет (на этом аэродроме такая формальность есть) т. е. зачитать формализованную запись от командира экипажа на магнитофон о том, что я такой-то на таком-то типе самолета, оценил погоду и принял решение на вылет в такое-то время, а затем у меня еще останется время чтобы спокойно дойти до самолета, отвязать его, снять чехол с ПВД, заглушку с дренажа баков, засунуть по местам вещи, подключить джипиэску и провести запуск и контроль арматуры кабины, управления и двигателя. Но все планы рушатся после фразы молодой и по советски строгой девочки-бухгалтера из ПДСП, а вы у нас первый раз? А вас нет в программе, я вам пока не смогу рассчитать оплату стоянки и взлета-посадки.... Немая сцена... А когда сможете? Слегка поморщившись - примерно часа через три... В этот момент у меня было дикое желание развернуться и идти на самолет... понимая, что тут разговаривать больше не о чем, разворачиваюсь и иду к начальнице, которая сидит на втором этаже и едва сдерживаясь начинаю ей объяснять, что дело не в том что в программе можно заранее набить несколько расчетных шаблонов для воздушных судов различной взлетной массы и не в том, что совершенно мне не нужные документы мне придется ждать три часа вместо вылета, а в том, что за эти три часа на маршруте моего полета сформируются грозы и мне придется лететь в сильной и возможно просто опасной болтанке, а еще я потрачу нервы на бестолковое ожидание и мне их просто может не хватить для управления самолетом в сложных условиях и то, что вместо того чтобы помочь летчику перед вылетом вы создаете ему дополнительные совершенно ненужные проблемы оставаясь при том на спокойном и устойчивом стуле в своем кабинете который стоит на земле...
Кажется она поняла... Тогда я предложил отдать заведомо большую сумму оплаты, а потом если будет необходимо, то перевести часть средств на их счет если не хватит, либо им вернуть излишки мне. Она быстро позвонила вниз и сказала чтобы в бухгалтерии сделали приблизительный расчет и взяли у меня деньги. В итоге я все же с небольшим опозданием минут на семь - восемь вылетел на маршрут.
Поначалу все складывалось просто великолепно, на высоте 1200 метров я очутился выше кромки невысокой разорванной кучевки, сбалансировал самолет и в практически идеальном воздухе и стокилометровой видимости начал свой маршрут с попутным ветром и путевой скоростью под 190 километров в час, дошел до рубежа олекминской зоны, отработал с попутным бортом вход в зону Олекминска и тут обратил внимание на поднимающиеся навстречу высокие перистые облака и серую занавесь на горизонте прямо по курсу, которая расширялась и уплотнялась по мере приближения. Вот тут я и понял почему аэропорт Олекминска с утра был закрыт по полосе и мне не дали его как запасной. Я подходил к хорошему фронту дождя и самое плохое, что вправо за Леной его обойти было нельзя, а влево на север он заканчивался слишком далеко чтобы можно было идти к Покровску без риска остаться с пустыми баками. Пока я принял решение лезть под фронт и искать дорогу в дожде. Но первые же пятнадцать минут полета ясно показали что занятие это бесполезное, ладно бы только дождь плотно заливающий лобовое стекло, но хуже стало то, что впереди на горках появились разорванные куски приземного тумана, которые начали смыкаться с нижним краем облачности и буквально в нескольких километрах впереди я уже не видел ни земли ни неба, только хмурую темносерую пелену из дождя и тумана.
Вариантов не осталось, в облаках в болтанке по приборам летать я не умею. Разворачиваюсь на Олекминск, оцениваю расстояние, примерно семьдесят километров на юго-запад и начинаю запрашивать Олекминск вышку. Минут через десять я наконец слышу мелодичный женский голос который на мои вопросы отвечает, что до завтра полоса размокла, продолжается небольшой дождь и полоса закрыта, хотя прием и выпуск вертолетов я слышу. В общем тяжело вздыхая и сожалея что я не вертолет инвертирую полетный план на Айпаде и на джипиэске и разворачиваюсь на Ленск и вот тут выясняются неприятные подробности обратной дороги - ветер уже встречный и выдерживая высоту 1200 я иду со скоростью 125-135 км час, но главное то, что к моменту разворота на часах уже 12 часов местного времени и я ясно различаю несколько башен мощно кучевой облачности впереди и слева от необходимого мне курса, да и та кучевка над которой я проходил всего час назад поднялась уже почти до двух с половиной километров и активно развивается в высокие башни. В общем обратный полет у меня оказался гораздо более веселым. Чтобы выиграть скорость мне пришлось снизиться до семисот метров где путевая скорость подросла до ста пятидесяти километров, но зато стало колбасить мама не горюй, а по мере приближения к Ленску пришлось обходить несколько очагов грозовых облаков башни у которых уже разлились высокой перистослоистой облачностью. С расстояния в десяток километров было видно что на земле гуляют небольшие смерчи и выливаются ниагарские водопады воды, надо сказать что от такого облака нужно держаться как можно дальше и напоминанием об этом меня пару раз несильно приложило головой о потолок кабины.
Но все когда нибудь кончается, закончился и этот пятичасовой утомительный нулевой перелет из точки А в точку А, впрочем если рассуждать философски то положительный результат есть все равно и кстати на подлете к аэродрому перед четвертым разворотом я увидел внизу на поле несколько авто, людей и белый трубкотряпочный пепелац типа Птенца, точнее определить не удалось. Стало приятно хотя бы от мысли что даже в этом отдаленном городке с его аэропортом застрявшем где то между семидесятыми и восьмидесятыми годами прошлого века все таки появляются новые ростки легкой авиации. Посадка прошла как обычно, только побаивался что на влажном летном поле левой гравийной полосы могу поймать в винт камушек от пререднего колеса, поэтому преднюю стойку на полосе старался не опускать как можно дольше и потом медленно и занудно рулил на стоянку старательно объезжая все глинистые кочки : ) В первый прилет мне дали посадку на правую полосу, там камней нет, суглинок с песком, но сегодня после небольшого дождя она была слишком размокшей и непригодной для посадки. Зарулил на стоянку и косясь на мощную кучевку сразу отшвартовал самолет, все, на сегодня больше никаких полетов, кушать и отдыхать...
На фото река Лена. Когда планируешь полет вдоль таких транспортных артерий, то убиваешь много зайцев, во первых отличный линейный ориентир, во вторых масса отмелей и галечных кос на которых можно произвести посадку, в третьих если оказался на берегу в бедствии то всегда помогут, в четвертых как правило есть сотовая связь и есть еще в пятых (ну например на берегу голодным точно не останешься) и в шестых и т.д....
Трудно писать когда все эмоции выпиты... Полет на якутский Покровск не удался, если точнее то удался на сто процентов, но пришлось вернуться на аэродром вылета, т.е. я опять в Ленске (( А начиналось все так хорошо, ну за маленьким исключением. Это исключение было не в том, что я так и не смог за весь предыдущий вечер и утро начиная с шести часов подать флайтплан, а впрочем про исключение чуть позже, я лучше поясню почему не подал план полета. В принципе подать заявку на полет в современную эпоху так же просто как заплатить за детский садик через интернет. Существуют отлично работающие официальные сайты, НО, в романтичном Ленске я так и не смог нормально открыть ни один из этих сайтов чтобы он сколько нибудь устойчиво отработал. Помните, я выше сказал про Российскую авиационную глубинку застрявшую в двадцатом веке и в частности интернет?... В конечном итоге я приехал в АДП аэропорта и упал на колени перед диспетчерами, которые оказались на редкость добрыми и сочувствующими людьми. Мы вместе сели за стол, вооружились картой района, НЛ-кой и по старинке один из диспетчеров у которого я к своему стыду даже не спросил ни имя ни фамилию накидал мне телеграмму с заявкой на мой полет до Покровского с временем входа в зоны Олекминска и Магана, через полчаса план был утвержден и я хоть и с часовым опозданием, но все же получил разрешение на ИВП. Затем уже по моему личному плану у меня была оплата взлета-посадки и стоянки, и вот тут-то и возникло то самое маленькое исключение о котором я начал писать выше. Итак, время до вылета чуть больше пол-часа, я прикидываю что мне нужно еще забежать к АДП принять решение на вылет (на этом аэродроме такая формальность есть) т. е. зачитать формализованную запись от командира экипажа на магнитофон о том, что я такой-то на таком-то типе самолета, оценил погоду и принял решение на вылет в такое-то время, а затем у меня еще останется время чтобы спокойно дойти до самолета, отвязать его, снять чехол с ПВД, заглушку с дренажа баков, засунуть по местам вещи, подключить джипиэску и провести запуск и контроль арматуры кабины, управления и двигателя. Но все планы рушатся после фразы молодой и по советски строгой девочки-бухгалтера из ПДСП, а вы у нас первый раз? А вас нет в программе, я вам пока не смогу рассчитать оплату стоянки и взлета-посадки.... Немая сцена... А когда сможете? Слегка поморщившись - примерно часа через три... В этот момент у меня было дикое желание развернуться и идти на самолет... понимая, что тут разговаривать больше не о чем, разворачиваюсь и иду к начальнице, которая сидит на втором этаже и едва сдерживаясь начинаю ей объяснять, что дело не в том что в программе можно заранее набить несколько расчетных шаблонов для воздушных судов различной взлетной массы и не в том, что совершенно мне не нужные документы мне придется ждать три часа вместо вылета, а в том, что за эти три часа на маршруте моего полета сформируются грозы и мне придется лететь в сильной и возможно просто опасной болтанке, а еще я потрачу нервы на бестолковое ожидание и мне их просто может не хватить для управления самолетом в сложных условиях и то, что вместо того чтобы помочь летчику перед вылетом вы создаете ему дополнительные совершенно ненужные проблемы оставаясь при том на спокойном и устойчивом стуле в своем кабинете который стоит на земле...
Кажется она поняла... Тогда я предложил отдать заведомо большую сумму оплаты, а потом если будет необходимо, то перевести часть средств на их счет если не хватит, либо им вернуть излишки мне. Она быстро позвонила вниз и сказала чтобы в бухгалтерии сделали приблизительный расчет и взяли у меня деньги. В итоге я все же с небольшим опозданием минут на семь - восемь вылетел на маршрут.
Поначалу все складывалось просто великолепно, на высоте 1200 метров я очутился выше кромки невысокой разорванной кучевки, сбалансировал самолет и в практически идеальном воздухе и стокилометровой видимости начал свой маршрут с попутным ветром и путевой скоростью под 190 километров в час, дошел до рубежа олекминской зоны, отработал с попутным бортом вход в зону Олекминска и тут обратил внимание на поднимающиеся навстречу высокие перистые облака и серую занавесь на горизонте прямо по курсу, которая расширялась и уплотнялась по мере приближения. Вот тут я и понял почему аэропорт Олекминска с утра был закрыт по полосе и мне не дали его как запасной. Я подходил к хорошему фронту дождя и самое плохое, что вправо за Леной его обойти было нельзя, а влево на север он заканчивался слишком далеко чтобы можно было идти к Покровску без риска остаться с пустыми баками. Пока я принял решение лезть под фронт и искать дорогу в дожде. Но первые же пятнадцать минут полета ясно показали что занятие это бесполезное, ладно бы только дождь плотно заливающий лобовое стекло, но хуже стало то, что впереди на горках появились разорванные куски приземного тумана, которые начали смыкаться с нижним краем облачности и буквально в нескольких километрах впереди я уже не видел ни земли ни неба, только хмурую темносерую пелену из дождя и тумана.
Вариантов не осталось, в облаках в болтанке по приборам летать я не умею. Разворачиваюсь на Олекминск, оцениваю расстояние, примерно семьдесят километров на юго-запад и начинаю запрашивать Олекминск вышку. Минут через десять я наконец слышу мелодичный женский голос который на мои вопросы отвечает, что до завтра полоса размокла, продолжается небольшой дождь и полоса закрыта, хотя прием и выпуск вертолетов я слышу. В общем тяжело вздыхая и сожалея что я не вертолет инвертирую полетный план на Айпаде и на джипиэске и разворачиваюсь на Ленск и вот тут выясняются неприятные подробности обратной дороги - ветер уже встречный и выдерживая высоту 1200 я иду со скоростью 125-135 км час, но главное то, что к моменту разворота на часах уже 12 часов местного времени и я ясно различаю несколько башен мощно кучевой облачности впереди и слева от необходимого мне курса, да и та кучевка над которой я проходил всего час назад поднялась уже почти до двух с половиной километров и активно развивается в высокие башни. В общем обратный полет у меня оказался гораздо более веселым. Чтобы выиграть скорость мне пришлось снизиться до семисот метров где путевая скорость подросла до ста пятидесяти километров, но зато стало колбасить мама не горюй, а по мере приближения к Ленску пришлось обходить несколько очагов грозовых облаков башни у которых уже разлились высокой перистослоистой облачностью. С расстояния в десяток километров было видно что на земле гуляют небольшие смерчи и выливаются ниагарские водопады воды, надо сказать что от такого облака нужно держаться как можно дальше и напоминанием об этом меня пару раз несильно приложило головой о потолок кабины.
Но все когда нибудь кончается, закончился и этот пятичасовой утомительный нулевой перелет из точки А в точку А, впрочем если рассуждать философски то положительный результат есть все равно и кстати на подлете к аэродрому перед четвертым разворотом я увидел внизу на поле несколько авто, людей и белый трубкотряпочный пепелац типа Птенца, точнее определить не удалось. Стало приятно хотя бы от мысли что даже в этом отдаленном городке с его аэропортом застрявшем где то между семидесятыми и восьмидесятыми годами прошлого века все таки появляются новые ростки легкой авиации. Посадка прошла как обычно, только побаивался что на влажном летном поле левой гравийной полосы могу поймать в винт камушек от пререднего колеса, поэтому преднюю стойку на полосе старался не опускать как можно дольше и потом медленно и занудно рулил на стоянку старательно объезжая все глинистые кочки : ) В первый прилет мне дали посадку на правую полосу, там камней нет, суглинок с песком, но сегодня после небольшого дождя она была слишком размокшей и непригодной для посадки. Зарулил на стоянку и косясь на мощную кучевку сразу отшвартовал самолет, все, на сегодня больше никаких полетов, кушать и отдыхать...
На фото река Лена. Когда планируешь полет вдоль таких транспортных артерий, то убиваешь много зайцев, во первых отличный линейный ориентир, во вторых масса отмелей и галечных кос на которых можно произвести посадку, в третьих если оказался на берегу в бедствии то всегда помогут, в четвертых как правило есть сотовая связь и есть еще в пятых (ну например на берегу голодным точно не останешься) и в шестых и т.д....