Господин Председатель!
Настоящим письмом к Вам обращается значительная часть лётного состава Гражданской Авиации Российской Федерации с целью привлечь Ваше внимание к реальной ситуации в российской авиационной отрасли и оказать влияние на описанную ниже сложившуюся ситуацию. Данное письмо подписано пилотами и работниками авиационной отрасли, которые уже не первый день сталкиваются с беспрецедентным нарушением своих прав и неподдающимся логике произволом российских авиационных властей, а также теми, кто понимает, что система первоначальной подготовки авиационного персонала в Российской Федерации не отвечает современным требованиям безопасности и стандартам ИКАО.
В Российской Федерации, стране-участнице ИКАО, в результате действий Федерального Агентства Воздушного Транспорта (ФАВТ) под руководством А.В. Нерадько сложилась ситуация, при которой до четверти всех пилотов, когда-то совершенно законно начавших свой карьерный путь в авиации, могут остаться без работы, а авиакомпании понесут огромные убытки.
Несколько тысяч авиационных специалистов, часть из которых в прошлом военные пилоты, штурманы и бортинженеры, а также частные пилоты, проходили переучивание на коммерческих пилотов в негосударственных Авиационных Учебных Центрах, которые в свою очередь создавались с разрешения и ведома ФАВТ после введения в действие Федеральных Авиационных Правил №147 от 12.09.2008 г. (ФАП №147). Негосударственные авиационные учебные центры получали все необходимые Сертификаты, а программы подготовки пилотов были одобрены ФАВТ РФ. Получение свидетельств частных и коммерческих пилотов обучаемыми в таких частных учебных центрах полностью соответствовало требованиям, предъявляемым ФАП №147, а также положениям Приложения 1 ИКАО и мировой практике. Учебные программы данных Авиационных Учебных Центров были эквивалентны программам лётных школ FAA и EASA, а также стандартам и рекомендациям ИКАО в части теоретической и лётной подготовки.
Достаточно продолжительное время такие специалисты были востребованы на рынке труда в РФ, но после катастрофы самолёта Боинг-737/500 авиакомпании Татарстан в Казани в 2013 году ФАВТ, пытаясь прикрыть собственные упущения, проводит карательную политику аннулирования пилотских свидетельств специалистов, зачастую не объясняя причин или пользуясь несовершенством авиационного законодательства, когда один и тот же момент в разных авиационных законах и подзаконных актах РФ трактуется по разному. Свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с действующим на момент получения законодательством, были аннулированы. Еще 1000 пилотских свидетельств может быть аннулирована в ближайшие дни. При попытках оспорить данные незаконные действия органы прокуратуры и суды по большей части занимают сторону ФАВТ, ссылаясь на утратившие силу законы.
Надо честно признать, что на рынке были и недобросовестные авиационные учебные центры, которые готовили пилотов с нарушением программ теоретической и летной подготовки, просроченными сертификатами, дающими право на профессиональную деятельность в области подготовки лётного персонала, несоблюдением требований в части лётной подготовки. Часть пилотов, прошедших обучение в таких центрах, тоже получила свидетельства частных и коммерческих пилотов, которые были выданы самим ФАВТ. Мы считаем, что именно недоработки на разных уровнях авиационных властей и ФАВТ способствовали появлению недобросовестных АУЦ и их деятельности в течение продолжительного времени.
Тем не менее, до последнего времени в России оставалось много АУЦ, которые готовили пилотов согласно утвержденных программ подготовки, и выпускники таких АУЦ получали законные свидетельства частных и коммерческих пилотов, которые давали им право трудоустраиваться в российские авиакомпании.
Несмотря на введение в действие ФАП №147, положения которого соответствуют Приложению 1 и четко определяют требования, предъявляемые к получению свидетельств авиационных специалистов, авиационные власти ошибочно стали полагать и, более того, начали повсеместно требовать, чтобы авиационные специалисты имели профессиональное летное образование, полученное только в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования системы ГА РФ.
Для удовлетворения требований по наличию профессионального образования, пилоты, получившие свидетельства после прохождения подготовки в АУЦ, поступали в государственные высшие учебные заведения в Санкт-Петербурге и Ульяновске на платной основе, и получали высшее профессиональное образование, тем самым снимая все вопросы относительно легитимности работы пилотами в российских авиакомпаниях.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда ФАВТ известил свои региональные отделения, что даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но проходили первоначальную летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном заведении, то свидетельства пилотов у них будут изыматься и новые не выдаваться. Высшее образование, полученное такими пилотами, будет считаться нелегитимным. Это коснется минимум четверти всех пилотов в России - мы потеряем работу, а также годы приложенных усилий и вложенных финансовых средств в свое самостоятельное обучение.
По мнению ФАВТ, всем требованиям к первоначальной подготовке и наличию профессионального образования могут удовлетворять только выпускники государственных учебных заведений гражданской авиации. Таким образом, четверть пилотов страны, законным путем получившая подготовку и образование, подвергается жесточайшей дискриминации.
По факту, государственные учебные заведения системы ГА РФ не удовлетворяют требованиям, которые предъявляет к ним и авиационное законодательство РФ, и стандарты ИКАО.
Подготовка пилотов в государственных учебных заведениях и училищах выполняется с нарушениями ФАП №147, так как курсанты при обучении не получают необходимый самостоятельный налет в качестве КВС (без присутствия пилота-инструктора на борту), не выполняют самостоятельные полеты необходимой протяженности с необходимым количеством посадок на других аэродромах, как то требуется для получения квалификации коммерческого пилота во всем мире. Кроме того, подготовка на коммерческого пилота в нарушение требований ФАП №147 производится без получения свидетельства частного пилота. Пилоты-курсанты проходят программу лётной подготовки для получения свидетельства коммерческого пилота на самолётах, предназначенных для управления одним пилотом, с внесением квалификационной отметки "Второй пилот Diamond DA42", в то время как во всём мире обладатель свидетельства коммерческого пилота - это полноценный Командир Воздушного Судна, имеющий право на выполнение коммерческих перевозок.
Более того, получение профессионального образования по специальности "Летная Эксплуатация Воздушных Судов" в государственных учебных заведениях гражданской авиации должно быть признано нелегитимным, так как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который должен устанавливать требования и программу получения этого образования (Приказ "Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. N 83 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) "специалист") не вступил в силу (по информации на правовом портале "Гарант" www.garant.ru). Однако, все дипломы о высшем профессиональном образовании, выдаваемые в настоящее время, основаны на этом стандарте, и, следовательно, выдаются незаконно.
Вышеизложенное означает, что подготовка выпускников государственных учебных заведений ГА не соответствует требованиям ФАП №147, равно как и положениям Приложения 1 ИКАО, противоречит требованиям к получению профессионального образования в Российской Федерации. С точки зрения стандартов ИКАО выпускники государственных учебных заведений системы ГА РФ не прошли требуемую подготовку и не должны иметь права управления воздушным судном.
Таким образом, в России сложилась ситуация, когда подготовка пилотов в частных учебных центрах согласно стандартам Приложения 1 ИКАО и требованиям российского ФАП №147, является нелегитимной по мнению властей. Подготовка в лётных учебных заведениях системы ГА РФ выполняется не в полном объеме, с нарушением Российского законодательства и с несоблюдением требований ИКАО. Это в целом не может не сказываться на качестве летных кадров и обеспечении безопасности полетов.
Дополнительными дискриминирующими факторами для всех без исключения пилотов в России также являются:
- Привлечение на работу в российские авиакомпании зарубежных специалистов, которые имеют свидетельства коммерческих или линейных пилотов, но не имеют профессионального образования. Ведь мировой опыт не требует наличие обязательного образования у пилотов в большинстве стран. Отсюда возникает вопрос, почему иностранный пилот, обучившийся в летной школе, может работать в России без образования, а российский пилот, обучившийся в АУЦ или международной летной школе и получивший после этого российское профессиональное образование, не может?
- Приказы, которые выпускает ФАВТ, согласно Российскому законодательству, не должны иметь обратной силы. По факту получается, что каждый новый приказ может противоречить предыдущему, и при этом меры начинают применяться вне зависимости от срока давности. То, что вчера было абсолютно легитимно, сегодня становится нелегитимно.
- Российские авиационные власти либо не валидируют пилотские свидетельства FAA, EASA и других стран-участниц ИКАО, либо валидируют их с грубейшими нарушениями. Также они не признают программы подготовки пилотов в американских и европейских летных школах, а зарубежные АУЦы, в которых проходят подготовку и переподготовку Российские пилоты, обязуют сертифицировать под требования российских законов и правил.
- ФАВТ сознательно задерживает, либо отказывает, либо предоставляет неверную информацию о свидетельствах российских авиационных специалистов