Прекрасные чертежи! Такую работку провернули! Интересное крепление ручки управления - втулка в дерево вставлена, в нее длинный ушковый болт, снизу просто гайка с шайбой от торцевого смещения. В первом Бро-11 короткий ушковый болт с расклепкой - по чертежам Шереметьева.
Не понял конструкцию крепления тяги к двойной качалке тросов рулей высоты. Тоже с резьбой болт, как у Шереметьева?
Есть ли у кого сведения из РЛЭ или РТЭ Бро-11 диапазона центровки планера относительно Средней аэродинамической хорды (САХ)? У Шереметьева написано, что САХ БРО-11 равна 1,45 м. Значит за САХ принимали просто приплюсована хорда элерона.
Какая центровка предельно задняя?
Например, на самолете Ан-2 до 60 серии предельно передняя центровка 19,2% САХ, а предельно задняя 32,2% САХ (из книги М.Н.Шифрин, Практическая аэродинамика самолета Ан-2). Профиль Ан-2 такой же как у БРО-11 без элерона приблизительно, хоть и щель закрылков сзади есть.
Вполне можно допустить, что 32,2 для Ан-2 это положение фокуса самолета. Профиль крыла Р-II-14 имеет положение фокуса 0,24 или 24% САХ. Значит оперение сдвигает фокус на 32,2-24 = 8,2% на Ан-2.
Характеристик продувок профиля с подвесным элероном для Коршуна не нашел. Только для похожего профиля из выпуска ЦАГИ №159 "Исследование крыльев с подвесными закрылками". - М.-Л., 1934. П.П.Красильщиков.
Размеры испытываемого крыла ЦАГИ с пересчетом на хорду БРО-11 высылаю на рис. 3 - красным размеры с пересчетом. Там на 29,3 мм носок элерона вперед за заднюю кромку заходит. Опущен лонжерон не на 72 мм а на 48 мм. Профиль крыла на испытаниях также ЦАГИ Р-II-14. Но элерона тоже Р-II-14. (У БРО-11 элерон Р-III-16).
Для такой модели На рис.1 салатным цветом показано перемещение центра давления крыла с подвесным элероном при хорде элерона параллельной хорде крыла (угол отклонения элерона равен нулю). Видно, что при увеличении Cy, а значит и угла атаки, центр давления перемещается вперед. Проценты хорды от носика, в которых измеряется положение центра давления даны для хорды крыла без элерона чтобы сравнивать с простым профилем (площадь в плане при расчетах берется в сумме и крыла и элерона).
Красным цветом показан график коэффициента момента. Производная коэффициента момента по коэффициенту подъемной силы - сосчитал прямо с графика - равна 0,3. (У чистого профиля равна 0,24). Это положение фокуса крыла. Значит предельное положение центра давления - 30 процентов от хорды крыла без элерона. Это будет 1100х0,3= 330 мм.
Интересно, что в БРО -11 М в Моделисте Конструкторе ось лонжерона отстоит от носика именно на 330 мм - в фокусе крыла.
(ось жесткости еще ближе к носику - обшивка носка смещает вперед - меньше еще чем 330 мм от носика. А реально фокус дальше чем 30 процентов, поскольку реальный элерон с большей хордой чем модель, наверное фокус реальный будет как у чистого профиля, если за хорду считать хорду 1450 мм 0,24х1450=348 мм от носика. Следовательно дивергенции можно не бояться - фокус сзади оси жесткости. При резком увеличении угла атаки - прирост подъемной силы будет сзади лонжерона - оси жесткости и угол атаки уменьшится. Но при плавном увеличении угла атаки - крутка будет уменьшаться при упругости обшивки носка. Какой-то мизер, угол атаки концевых сечений увеличится).
А если модель брать за основу, принимая за хорду 1450 мм, фокус крыла будет располагаться на 330/1450= 0,228 т.е на 22,8% САХ. Если примем приблизительно, что оперение БРО-11 смещает фокус на столько же процентов, сколько оперение Ан-2, то получим предельно заднюю центровку для БРО-11 22,8+8,2 = 31 % САХ
Нижний рисунок - характеристики чистого профиля из этого труда ЦАГИ.
Прошу прощения, что длинные свои размышления здесь разместил - чтобы не потерялись мысли и все-таки, есть у кого-нибудь данные о центровке БРО-11?