Низкооборотистый – это всего лишь устойчивый, положительный, позитивный эпитет для авиационного двигателя. Так сложилось.
Первая проблема в воздухе. Он сжимаем.
Чем больше диаметр винта, тем быстрее должны двигаться концы лопастей. А с приближением скорости конца лопасти к скорости звука резко возрастают потери мощности из-за сопротивления воздуха. Резко снижается К.П.Д. винта.
Линейная скорость конца лопасти не должна быть выше, примерно, 75% скорости звука (на данной высоте). Пусть скорость звука 340*0,75=255 м/с. Рассчитайте ограничения по оборотам для винта радиусом 1,5 метра. 😉
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82
Вторая проблема в свойствах ДВС.
Низко- или высокооборотистый. Все относительно и условно.
Любой ДВС производит высокую мощность в узком диапазоне оборотов. Ограничение допустимых оборотов есть снизу и сверху. Сделать эффективный низкооборотистый двигатель не легче, чем высокооборотистый.
Для каждого конкретного двигателя существуют:
-минимальное число оборотов, при которых двигатель еще может устойчиво работать: Авиационный - 1400 об/мин, автомобильный 1200 об/мин.
-максимальные эффективные обороты: авиационный - 2900 об/мин, автомобильный 4000 об/мин. Можно спорить о цифрах, но не в них дело.
На автомобиле движитель - колесо, и не очень актуальна проблемы веса коробки передач и надежности. Есть обочина дороги. Редуктор автомобилю нужен, да еще желательно автоматический. Ездим мы теснее, чем летаем. :-/
А на самолете движитель - пропеллер, максимальное число оборотов ограничено диаметром винта. Взлет, посадка, перегон, разные высоты. Можно играть шагом винта, числом, шириной лопастей и.. иногда ставить понижающий редуктор. А это вес и траблы. Почитайте про двигатель М34Р.
Авиационный двигатель на посадке должен смочь мгновенно изменить обороты с низких на высокие, чтобы уйти на второй круг. А машина заглохла на холостых на светофоре и .. получила сигнал сзади.
Поэтому высокооборотистость для авиационного двигателя это плохая реклама.
Отсюда и пошло, что низкооборотистый это хороший, а на автомобильный, высокорборотистый нужно ставить редуктор.