Обломки самолета убрали до приезда специалистов
После падения самолета на место происшествия выехали представители всех правоохранительных и надзорных органов: милиции, прокуратуры, СКП, ФСБ, МЧС.
Не было только тех, кто напрямую должен расследовать все обстоятельства авиакатастрофы – Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Как сообщил «Комсомолке» один из летчиков, пожелавший остаться неизвестным, произошла парадоксальная ситуация: обломки самолета убрали 1 июня, и только 3-го числа приехали представители МАКа.
– Вы представляете, что произошло? – возмущается пилот. – После каждого крушения самолета должна выехать специальная комиссия и сделать кроки – план местности. В нем указываются лесопосадки, направление ветра, разбросанные детали самолета. Все это дает
возможность понять, с какой скоростью шел самолет, на какой высоте находился… И пока специалисты соответствующей процедуры не произведут, никто не должен убирать останки самолета. Тем более если борт зарегистрирован.
– Почему так происходит?
– А кто его знает. Просто никому до малой авиации дела нет. Вот приехали они 3 июня, и что они там замерили? А через месяц-два обнародуют единственную, по их мнению, верную версию – ошибка пилота. У нас 99 процентов крушений в авиации сводится к ошибке экипажа. Нет человека – нет проблем.
«Через 5 лет нас будут возить китайские пилоты»
Гибель опытного рязанского летчика в очередной раз обнажила проблемы всей российской авиации.
– Когда случилась эта авиакатастрофа, все СМИ стали делать упор на то, что Игорь был пенсионером, – комментирует директор авиационного технического центра Олег Архипкин. – Да вы посмотрите, у нас в Рязани 90 процентов пенсионеров летают. Просто потому что летать некому. Они проходят комиссию, необходимую подготовку, и если есть здоровье – летают. Да это не только в Рязани, по всей стране такое происходит.
По мнению Олега Валентиновича, необходимо принять закон о сверхлегкой авиации. Выгоду бы получили сразу все. Во-первых – государство: поля бы обрабатывались, а в бюджет шли налоги. Во-вторых – пилоты: им не нужно было бы прятаться от транспортной прокуратуры (в правовом отношении полеты сверхлегкой авиации до сих пор не отрегулированы), что-то выдумывать, а голова болела бы только за работу.
Рязанские летчики помнят случаи, когда борт взлетал, а милиция ставила свои машины прямо по его курсу, и пилот не знал, что ему делать: то ли перепрыгивать через них, то ли въезжать прямо в автомобили правоохранительных органов.
– Все пилоты хотят летать законно, никто не желает «партизанить»! – говорит Олег Валентинович. – Дайте закон, и мы будем его выполнять, а если его нет – что остается?
Кроме этого, в России нет условий для базирования, а в Рязани вообще нет аэродромов для гражданской авиации, может, только в Сасовском училище. Те же аэродромы, которые сегодня существуют в нашей стране, достаточно дорогие, а пилоты – люди далеко не богатые. Он сезон отработал и дальше никому не нужен.
Те деньги, которые он получает, только на первый взгляд кажутся большими, но если их раскинуть на весь год, то получится средняя заработная плата по городу Рязани. Еще и необходимый ремонт машины нужно сделать. А расценки, надо сказать, не маленькие.
Но более всего специалистов заботит будущее российской авиации. По мнению действующих пилотов, разрушена вся система подготовки летного состава, которая
действовала в прежние годы.
– Раньше после школы можно было сдать экзамены в любое летное училище, – говорит Олег Архипкин, – А если вы грамотный и здоровье крепкое – учитесь, получаете стипендию и находитесь на полном государственном обеспечении. После окончания училища выходите вторым пилотом какого-то типа самолета. Сейчас же в авиации нарушена преемственность.
Раньше пилот стажировку проходил в том месте, куда был распределен, и находился постоянно рядом с летчиком, который учил его летать. Сегодня такого нет. Обучение платное, и деньги достаточно большие. Если вы нашли хорошую авиакомпанию, которая готова оплатить обучение, то считайте, что вам повезло. Но, как правило, транспортные предприятия стараются этого не делать. Им легче переучить военного летчика.
Вместе с тем проблема у нас не только с пилотами, но и с техническим составом, диспетчерским и радиотехническим. 5–10 лет – и россиян будут возить китайские
пилоты, считают специалисты. Ведь не зря же слух ходил, что пора бы уже из-за границы летчиков приглашать.
Правда, хорошие иностранные пилоты на нашу зарплату не пойдут. За рубежом совсем другое отношение к авиации, там – это элита.
Однако с директором авиационного технического центра согласны не все.
– Я уверяю вас, что эта информация неправильная, – говорит заместитель директора Сасовского летного училища гражданской авиации по воспитательной работе и социальным вопросам Юрий Знаменский. – Все осталось не хуже, чем было раньше.
– То есть с авиацией у нас все хорошо, пилотов молодых хватает, и китайские летчики не будут нас возить через несколько лет?
– Нет, у нас с авиацией далеко не все нормально, есть проблемы, как и везде. Однако говорить о том, что нас будут возить китайцы, я бы не стал. Я считаю, что это беспочвенное заключение. У нас достаточно летных училищ, много хороших ребят, которых мы выпускаем. Если и придут к нам иностранцы, то это будут таджики,
узбеки… У них там зарплаты маленькие, вот они с удовольствием у нас и полетают.
Александр ЕФАНОВ.
«Комсомольская правда» - Рязань» 8–15 июля 2010 г.
Комментарий специалиста
Это был практически самодельный самолет…
Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолаев:
– Полевой этап изучения авиакатастрофы в Михайловском районе закончен, и группа вернулась в Москву. Сейчас составляется отчет, и после этого будет официально заявлено о причинах падения самолета.
– Когда представители МАКа выехали на место крушения? Говорят, что только через несколько дней после авиакатастрофы?
– Не могу сказать. Сначала там работали представители Московского межрегионального управления федерального агентства воздушного транспорта. А по поводу крушения… знаете, это был практически самодельный самолет.
– То есть вина в технике?
– Нет, ошибка в пилотировании.