Правила полетов для авиации менее 115кг.

wilderwind

Я люблю строить самолеты!
Добрых полетов, летуны и летуньи!  :🙂
Перелопатил гору законодательных актов (на работе есть возможность пользоваться "Консультант+"), но так и не осилил выделить и собрать воедино информацию для ответов на такие вопросы:

1. Где же всё-таки летать можно, а где нельзя?
2. Где садиться можно, а где нельзя?

Вот чтобы прочитать несколько страниц - и было ясно, к примеру, можно ли выкатить свой самолетик на ближайшую грунтовую дорогу в поле за городом, полетать над рекой да лесом, сесть на такую же дорогу, отдохнуть, снова полетать. Скажем, что-то вроде сверхлегкого мотопланера, массой 110 кг (а такие существуют!). А если этот мотопланер наберет высоту в 3000 метров над этим полем, можно или нет? А что считается границей города? А если у меня под городом военная часть или какой-нибудь режимный объект, мне не предъявят ли претензии всякоразные спецслужбы за приближение к таким объектам, и на каком расстоянии лучше облетать такие места? А садиться на подходящие площадки возле междугородних трасс для дозаправки можно ли (например, заброшенное поле и автозаправка рядом)? Где найти информацию по воздушным зонам в окрестностях моего города?

Все эти законы создают невообразимую путаницу в голове. Каждый из них по отдельности вроде бы и вполне понятен, и правила визуальных полетов довольно просты, и всё прочее, но при попытке применения всего этого одновременно к существующей объективной реальности голова просто взрывается.

В общем, одни вопросы. Не хотелось бы после первого же полета принимать дома гостей из ФСБ, с конфискацией...

Посему буду весьма признателен и премного благодарен за мудрые советы да дельные комментарии по теме!

Как сказал Гагарин, ПОЕХАЛИ!  ;D
 
Немного занудства. Вопрос "на какую кнопку нажать, чтоб заработало?" сейчас очень распространен. А обучение любому делу происходит не враз, это процесс изучения многих дисциплин. И для пилотов - то же самое. Есть авиационные центры, клубы, инструкторы, даже по дистанционное обучение заработало. Через какое-то время начнет складываться общая картина, как и где летать можно. Многим учиться не хочется, они плюют на все и просто летают как умеют, зачастую нарушая вся и все.
А ответы на вопросы, которые имеют простой ответ - структура воздушного пространства: fpln.ru Там же можно понять, можно ли в данном месте набирать высоту 3000 метров. Над населенными пунктами летать нельзя, при отказе двигателя должна обеспечиваться возможность уйти от населенного пункта. Садиться на дорогу (тем более автостраду) нельзя, т.к. это нарушение ПДД, но многие так делают - это на их совести. Садиться на поляну или поле ФАП-ы не запрещают, но тут может нарисоваться хозяин этой собственности и с ним придется выяснять отношения. Если над объектом нет зоны ограничения полетов, запретной зоны и пр., то летать над ним можно, при условии выполнения требований безопасности, как над населенным пунктом.
 
Познания по теме я бы рекомендовал начать с поиска более опытных пилотов в Вашем регионе. Они всё расскажут.
Начинать изучение авиаазбуки с нуля самостоятельно сложно и накладно. Во всех отношениях.
 
Ветер-дикарь, все Вами написанное верно, пользование воздушным пространством не столь подробно расписано как для автотранспорта на автодорогах. Понимаете почему.
Специфики его использования много больше, чем у автотранспорта, разнообразие ЛА по летно-техническим характеристикам больше. Поэтому управление процессами пользования ВП разделили на несколько уровней: Воздушный Кодекс, устанавливающий общую идеологию использования ВП, разделение авиации на три вида. Каждая авиация живет по своим нормативным документам: федеральным авиационным правилам, отраслевым нормам. Так как АОН в России в ВК стала упоминаться  лишь в начале 2000-х годов, то вразумительного управления ею государством не достигнуто до настоящего времени. Почему так? Да,  какая разница! ;D
Как действовать? Искать поблизости более опытных летунов на технике вашего типа, перенимать их базовые знания, практику и постепенно привносить современные возможности техники для достижения объективной регистрации всех процессов в АОН... с целью повышения безопасности полетов.
Поддерживаю Ваш выбор парящей техники - на ней приобретаете прочные правильные инстинкты управления ЛА.
Успехов.
 
@ wilderwind

Дружище, если совсем коротко, то так: для полётов на Л/А до 115кг документов никаких иметь не нужно, но и нарушать никакие законы и правила нельзя.

А как уже написали выше, законов этих и правил очень много.
Изучить их все пилоту выходного дня просто нереально.
Но основные моменты знать надо.

1. Где же всё-таки летать можно, а где нельзя?
Ответ на этот вопрос зависит от конкретной местности и от конкретного времени, а поэтому однозначного ответа не имеет.

Выше уже дали ссылку на сайт www.fpln.ru
поползай по нему, потыкай кнопочки в менюшке, чё не поймёшь - пиши на этот форум, тебе подскажут.
Можешь прям сейчас назвать ближайший к тебе нас пункт и здешний народ тебе растолкует какова у вас там авиа обстановка.

2. Где садиться можно, а где нельзя?
С этим вопросом попроще - можно везде где ты не будешь никому мешать и не будешь рисковать ни чьей безопасностью.

можно ли выкатить свой самолетик на ближайшую грунтовую дорогу в поле за городом
Скорее всего можно, но надо проверить на www.fpln.ru

полетать над рекой да лесом
тоже можно если www.fpln.ru не возражает

сесть на такую же дорогу
если она просёлочная и пустая и нет возражений от www.fpln.ru , то можно

А если этот мотопланер наберет высоту в 3000 метров над этим полем, можно или нет?
ответ здесь: www.fpln.ru

А что считается границей города? 
Не только города, но и любого населённого пункта :exclamation
Важна не его граница, а тебе как пилоту будет важна высота на которой ты летишь над этим поселением, направление и скорость ветра, а так же аэродинамическое качество твоего аппарата.
Надо пролететь так чтобы если заглохнет мотор, то ты без проблем (гарантированно на 101%) смог бы дотянуть до любого места пригодного для посадки вне населённого пункта.
Гарантируешь? Тогда лети и над городом!  Но с разрешения www.fpln.ru

А если у меня под городом военная часть или какой-нибудь режимный объект
Если этот объект реально крут, то он на карте www.fpln.ru будет обозначен как запретная для полётов зона.
Если военная часть такой зоной не обозначена, то теоретически над ней летать можно, но лучше военных не раздражать.
Во всяком случае не летай там низко  😉

на каком расстоянии лучше облетать такие места?
Юридически достаточно не пересечь границу запретной зоны. Но лучше с запасом.

А садиться на подходящие площадки возле междугородних трасс для дозаправки можно ли (например, заброшенное поле и автозаправка рядом)? 
можно
но тебе об этом думать пока рано
ты сначала научись летать в пределах объёма своего бензобака

Где найти информацию по воздушным зонам в окрестностях моего города?
Я думаю сейчас ты уже знаешь ответ на этот вопрос.

Все эти законы создают невообразимую путаницу в голове.
эт точно (с)

гостей из ФСБ, с конфискацией...
ФСБ конфискацией не занимается.
Конфискация возможна только по решению суда.
А для попадания в суд по статье с конфискацией "надо" совершить уголовное преступление.

Все остальные твои воздушные косяки имеют предельную цену по штрафу в размере не более 5000р.

Куда нафиг поехали?
Ты ещё удумай начать учиться летать самостоятельно  :STUPID

Как действовать? [highlight]Искать поблизости более опытных летунов[/highlight]
[highlight]Понял?[/highlight]
 
Жаль на fpln.ru нет подходов к аэродромам. А их немало, например в МО. Ибо над Домодедово запретной зоны нет, но рядом с ним летать будет только безумец. Зелёные зоны - это радиосвязь, слишком здоровенные чтобы огибать все. Идеально было бы пропарсить flightradar24 за неделю\месяц и показывать места где можно встретиться с боингом на высоте меньше 500м кроме запреток.
 
Ух ты, как расписали! Всем крепко жму руку за комментарии и разъясения!

Зашёл на www.fpln.ru, посмотрел.
Интересует, в частности, Краснодар, так как я живу здесь.
Но что-то страшновато он выглядит на картинке:

scrnshot.png


Сплошь ограничения до FL330, а это 10км! И те, кто устанавливает эти ограничения, чаще всего силовые структуры (министерство обороны, ФСБ и так далее). Получается, взлетать в окрестностях города вообще нельзя?

Плюс районы справа внизу, всё красное. Там выполняются противоградовые стрельбы, требуют быть постоянно на связи и иметь возможность покинуть зону за 10 минут.

Особенно печально всё выглядит, если включить оповещения NOTAM:

scrn2.png


Тоже до FL330, хотя и с 08:00 до 14:00. То есть выполнять полёты можно только после обеда, грубо говоря?

Хоть из дома не выходи!
 
Тоже хочу сказать спасибо за разъяснения! Раньше смотрел авиационные карты на http://aviadocs.net/ANI/ Там была та же информация, что и на fpln + трассы пролета самолетов. В частности, рядом с полем, на котором летаю на мотопараплане, проходят 2 просеки и трассы точно с ними совпадали, но поле не пересекали. В этом году обнаружил, что самолеты пересекают поле, а ссылка более не доступна. Где можно увидеть изменения?
 
Добрых полетов, летуны и летуньи!  :🙂
Перелопатил гору законодательных актов (на работе есть возможность пользоваться "Консультант+"), но так и не осилил выделить и собрать воедино информацию для ответов на такие вопросы:

1. Где же всё-таки летать можно, а где нельзя?
2. Где садиться можно, а где нельзя?
До слов Гагарина поехали имеется мнение что это окончание длинного предложения в полном варианте не афишировалось из-за нецензурного лексикона на предмет что живого человека да на ракете хрен знает куда ! А вдруг рванет?! У вас че крыши поехали! В историю вошла крайняя фраза.
Вот чтобы прочитать несколько страниц - и было ясно, к примеру, можно ли выкатить свой самолетик на ближайшую грунтовую дорогу в поле за городом, полетать над рекой да лесом, сесть на такую же дорогу, отдохнуть, снова полетать. Скажем, что-то вроде сверхлегкого мотопланера, массой 110 кг (а такие существуют!). А если этот мотопланер наберет высоту в 3000 метров над этим полем, можно или нет? А что считается границей города? А если у меня под городом военная часть или какой-нибудь режимный объект, мне не предъявят ли претензии всякоразные спецслужбы за приближение к таким объектам, и на каком расстоянии лучше облетать такие места? А садиться на подходящие площадки возле междугородних трасс для дозаправки можно ли (например, заброшенное поле и автозаправка рядом)? Где найти информацию по воздушным зонам в окрестностях моего города?

Все эти законы создают невообразимую путаницу в голове. Каждый из них по отдельности вроде бы и вполне понятен, и правила визуальных полетов довольно просты, и всё прочее, но при попытке применения всего этого одновременно к существующей объективной реальности голова просто взрывается.

В общем, одни вопросы. Не хотелось бы после первого же полета принимать дома гостей из ФСБ, с конфискацией...

Посему буду весьма признателен и премного благодарен за мудрые советы да дельные комментарии по теме!

Как сказал Гагарин, ПОЕХАЛИ!  ;D
 
Есть интерес к этому вопросу с точки зрения пилотов-спортсменов летающих на безмоторных ЛА. Не секрет, что безмоторный параплан, дельтаплан или планер(весом до 115 кг.) используя погодные условия, может улететь далеко и высоко, и оказаться в  воздушном пространстве  класса С, на высоте нескольких километров.
Если начало полета происходит в пространстве G, заявка на такой полет не требуется, но, согласно требуемых условий для полета в пространстве С нужно иметь радиосвязь, и нужно получить разрешение у диспетчера на вход в постранство класса С, и выполнить указания диспетчера если таковые будут.
В связи с этим возникает несколько вопросов:

1. Имеет ли право пилот ВС с массой до 115 кг. (не подлежащего регистрации, сертификации и пр.) на каких либо условиях совершать полет в воздушном пространстве  класса С? Если имеет , то возникает вопрос диспетчерского разрешения, а именно способа его получения.

2. Имеет ли право пилот ВС с массой до 115 кг. выйти на связь с авиадиспетчером используя портативную радиостанцию авиационного диапазона имеющуюся на борту?
Этот вопрос возникает в связи с тем, что раз нет регистрации ВС, то нет и разрешения на пользование частотой, и нет позывного ВС, а переговоры у диспетчеров пишутся, и это может быть расценено как нарушение.

3. Возможно ли получение разрешения или лицензии и позывного, на пользование авиачастотой, для пилота (физ. лицо), чье ВС не подлежит регистрации и сертификации, то есть без привязки к конкретному ВС? Может кто подскажет куда обратиться, какие документы, и цена вопроса (можно в личку).

Еще раз подчеркиваю, что ответы на эти вопросы интересуют пилотов безмоторных ЛА, которые  летают не туда куда хочется, а туда куда дует ветет, и куда поднимают потоки т.е. туда куда можется, но не хотят быть нарушителями порядка использования ВП, и попадать под санкции надзорных органов. Хочется понять есть ли правовое возможности для полетов парапланов, детьтапланов и легких планеров вне площадки(дельтадрома, парадрома) при полете "по маршруту" на пути которого возникает регламентированное пространство  класса С.

Местное Управление ВД рекомендовало получить разрешение на полет в пространстве класса С обратившись в зональный центр по телефону. Но предполагая что у владельца летательного аппарата с массой до 115 кг. нет регистрации, сертификации и пилотского (которых как бы не требуется), очень сомнительно что с ним будут вообще разговаривать в ЗЦ.
Посему, кто знает как легализовать связь на таких аппаратах в пространстве С, подскажите.
 
. Где же всё-таки летать можно, а где нельзя?
2. Где садиться можно, а где нельзя?

Да очень не простой вопрос для не сведущих в деле авиации.
Начну с простого....
Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
Следовательно везде с учётом приоритета.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 743 в подпункт "в" пункта 10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 17 ноября 2011 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
в) класс G При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
Здесь пожалуйста.
34. Зоны ограничения полетов устанавливаются в интересах следующих видов деятельности:
а) проведение на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;
б) проведение противоградовых стрельб;
в) проведение работ с боеприпасами на объектах их хранения;
г) осуществление научных исследований в атмосфере;
д) проведение взрывных работ;
е) выполнение полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).
В остальных случаях запретов не должно быть вы равноправный пользователь воздушного пространства.
126. При планировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса С, представление плана полета не требуется. В указанных случаях пересечение районов аэродромов и местных воздушных линий осуществляется при наличии диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).
И так это закон. Все остальные документы должны вписываться в его рамки. Если нет то они считаются не действующими. Как нормативные акты имеющие меньшую юридическую силу. Должны быть отменены добровольно или через суд. Это основа, фундамент.  Это для СЛА я не влезаю в работу других видов авиации и собственности. согласно закона я должен знать документы в части меня касающейся.
 
Уважаемый le поднял очень важный и хороший вопрос!

Я пытался также получить ответы на данный вопрос - ответить никто не может.

Дополню еще, что отсутствие пилотского также не дает доступ к ivprf, что не дает возможности делать уведомления в программе или запрос разрешений.

Думаю, обращаться с открытым запросом на эту тему опасно получением таких "разъяснений", которые потом никого не устроят.

Полагал бы, что вопрос необходимо решать путем создания практики, а именно - подачи уведомлений и запросов по телефонам теми, кто не обладает пилотским и через ivprf теми, у кого есть пилотские на другие виды ЛА.

Позывной можно указывать - "сверхлегкий-1", к примеру и смотреть отношение служб УВД.

Вход в класс С сверхлегкому не запрещен, просто не предусмотрено снабжение его рацией.

Можно, кстати, попробовать получить на сверхлегкий рацию, получить отказ и обжаловать в суде или произвести какие-то иные действия, которые могут говорить о том, что пилот всеми силами пытался выполнить все требования законодательства.

Так или иначе, необходимо создавать практику, а не требовать разъяснений.

Если практика уже где-то есть, хотелось бы услышать.


Да, добавлю - касается это не только безмоторных ЛА, но и многие пара- и дельтатрайки.
 
Еще раз сформулирую оставшиеся вопросы:

1.Каким образом осуществлять получение диспетчерского разрешения на вход в пространство класса С, из пространства класса G, пилоту летящему на ЛА массой до 115 кг. без регистрации и позывного, по радиосвязи в авиационном диапазоне частот?

2. Возможно ли получение разрешения или лицензии и позывного, на пользование авиачастотой, для пилота (физ. лицо), чье ВС не подлежит регистрации и сертификации, то есть без привязки к конкретному ВС?

Может кто подскажет куда обратиться, какие документы, и цена вопроса (можно в личку).
 
наличие пилотского не означает наличие ЛА - то есть регистрационные номера все равно сообщить нет возможности.
Также, его наличие подтверждает, что пилот знает радиообмен и правила ИВП. По идее, препятствий такому пилоту для пролета С быть не должно.

И план подавать можно, тому "у кого есть пилотское", но несколько ЛА в разных местах не могут быть под одним позывным.
 
Интересует, в частности, Краснодар, так как я живу здесь.
На Кубани, насколько мне помнится есть только одна узкая (ок. 10 км.)полоска класса G, от Чебурголя в сторону Ейска, больше  нигде легально летать нельзя. Где-то на форуме было обсуждение пространсва с трёхмерной картой для ГуглЁс. Но все равно летают и в Энеме и Псебае, на Тамани, Армавире, Белевцах. Заниматься авиацией в стране законно, как собственно и жить нереально :IMHO.
 
раз нет регистрации ВС, то нет и разрешения на пользование частотой, и нет позывного ВС,
Вот так вот конкретно нигде такого запрета не читал.

Возможно ли получение разрешения или лицензии и позывного, на пользование авиачастотой, для пилота (физ. лицо), чье ВС не подлежит регистрации и сертификации, то есть без привязки к конкретному ВС?
Теоретически да, можно. Так как согласно ФАП-326:
2.7. Для ведения радиосвязи с диспетчерами диспетчерских пунктов органов ОВД экипажи воздушных судов используют следующие типы позывных:
при радиотелефонной связи:
а) установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) или полученные при регистрации официального названия (радиотелефонный позывной) авиакомпании и номер рейса (например: АЭРОФЛОТ-325);
б) пятизначный цифровой позывной, как правило, соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например: 86535);
в) пятибуквенный позывной, [highlight]как правило[/highlight], соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например: G-ABCD);
г) название фирмы-изготовителя или модели воздушного судна перед пятибуквенным регистрационным номером воздушного судна (например: Цессна F-KYRS);
при телеграфной связи - пятибуквенный позывной, указанный в разрешении на бортовые радиостанции, используемые на воздушных судах.
Поэтому наверное можно. Тупо прийдти в ОрВД и сказать: запишите мой позывно: "Чижык-пыжик".

Сам правда не пробовал, не знаю:
Может кто подскажет куда обратиться, какие документы, и цена вопроса

эти вопросы интересуют пилотов безмоторных ЛА, которые  летают не туда куда хочется, а туда куда дует ветет, и куда поднимают потоки т.е. туда куда можется, 


при полете "по маршруту" на пути которого возникает регламентированное пространство  класса С.
Следуя в "С" -- Вы безболезненно можете отклоняться для поиска термиков влево/вправо в пределах:
Согласно ФП ИВП
...28. В контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне
маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по
маршрутам. Ширина маршрута соответствует:
а) ниже эшелона перехода:
при скорости полета не более 300 км/ч - 4 км;
при скорости полета более 300 км/ч - 10 км;
б) от эшелона перехода включительно и выше:
в районах, обеспеченных системой наблюдения обслуживания воздушного движе-
ния, - 10 км;
в районах, не обеспеченных системой наблюдения обслуживания воздушного
движения, - 20 км.

Далее -- конечно: нужно согласовывать с диспетчером и получать изменение на изменение плана полёта.

Вообще на планерах принято летать в специальных зонах, устанавливаемых для целей пользователей. Наверное можно то же сделать и для полётов дельтапланов и парапланов. По крайней мере такая практика была в недавнем прошлом. Эта зона немного шире, чем просто зона аэродрома и можно отлично в неё вписаться для указанных задач.
Согласно ФАП-136:
44) “зона специальная” - воздушное пространство установленных размеров,
предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе,
полетов на высотах ниже нижнего эшелона, на скоростях, превышающих скорость звука,
пусков ракет, воздушных стрельб...

Но предполагая что у владельца летательного аппарата с массой до 115 кг. нет регистрации, сертификации и пилотского (которых как бы не требуется), очень сомнительно что с ним будут вообще разговаривать в ЗЦ. 
Вот тут можно обращаться и в суд. Либо "полюбовно" объяснить, что:

ФП ИВП: 108. План полета воздушного судна представляется в одной из следующих форм:
а) сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о
представленном плане или изменениях в текущий план;
б) сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных
сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане;
в) сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети
Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане;
г) сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее
информацию о представленном плане или повторяющемся плане.

Тут ничего не сказано про пилотское или, что только по интернету.
Кстати, организаторы стрельб и фейрверков выше 50 м тоже являются пользователями ВП, и подают планы ИВП, но не имеют пилотского, если что...

отсутствие пилотского также не дает доступ к ivprf, что не дает возможности делать уведомления в программе или запрос разрешений.
Только что об этом сказал чуть выше.

просто не предусмотрено снабжение его рацией.
Такого нигде нет не написано. Снабжайте.

Также, его наличие подтверждает, что пилот знает радиообмен и правила ИВП. 
Вот с этим у нас, к сожалению, беда. Признайтесь себе, положа руку на сердце.

больше  нигде легально летать нельзя.
Сами себя не ограничивайте. Летать можно даже в зоне ограничения полётов. Согласовав с пользователем ВП, в интересах которого эта зона установлена. Сам так делал неоднократно. В зоне ограничения полётов Авиазавода. Даже когда у них там полёты идут.
"Учите матчасть"... 🙂
 
Еще раз сформулирую оставшиеся вопросы:

1.Каким образом осуществлять получение диспетчерского разрешения на вход в пространство класса С, из пространства класса G, пилоту летящему на ЛА массой до 115 кг. без регистрации и позывного, по радиосвязи в авиационном диапазоне частот?

2. Возможно ли получение разрешения или лицензии и позывного, на пользование авиачастотой, для пилота (физ. лицо), чье ВС не подлежит регистрации и сертификации, то есть без привязки к конкретному ВС?

Может кто подскажет куда обратиться, какие документы, и цена вопроса (можно в личку).
У нас пространства G вообще нет и решён этот вопрос входом в единую систему управления ВД через официальные договора клубов с субъектами государственной авиации. Позывной присваивают клубы, на связь с диспетчером выхожу любыми доступными способами.
 
Назад
Вверх