Вот интересный факт из жизни Евгения Грунина. Думаю немногие могут похвастаться подобной работой. Не имея образования, в 20 лет будучи в армии, при отсутствии материалов, ночами, когда все спят, построить планер. Кстати говоря это не первый летательный аппарат. До армии Евгений Петрович построил "воздушного змея", который мог поднять человека в воздух.
Планер "Оптимист"
Планер "Оптимист" был построен в любительском инициативном порядке Евгением Груниным и Святославом Маклаковым во время срочной службы в рядах Советской Армии в 1967-1969 годах в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ), в городе Ютербог, Альтес-Лагерь, в воинской части в/ч п/п 42030А.
Планер строился в абсолютной тайне от командования части и явился довольно неприятным сюрпризом для руководства, включая представителей контрразведки.
Все раскрылось, когда в октябре 1969 года готовый планер выкатили из ангара и С. Маклаков совершил на нем более десятка подлетов и полетов на высотах 10-20 метров. Тайное стало явным. Краткое следствие показало на отсутствие каких либо "преступных замыслов" - бегство из части и перелёт в Западный Берлин, все успокоились и авторов "Оптимиста" ко всеобщему облегчению демобилизовали в первую очередь. Планер в назидание "потомкам" подвесили под крышей в ангаре.
Воинская часть п/п 42030 А в ГСВГ - это военный ремонтный завод, где самолеты МиГ-21 ПФ и других серий, проходили плановый ремонт с полной разборкой и продлением ресурса на 300 летных часов. Служба была напряженная, с нарядами, постоянными ночными работами и обычной нервотрепкой, сопровождающей труд механиков, техников и мотористов. Срыв сроков, устранение отказов и дефектов на технике.
Основную работу выполняли солдаты срочной службы в должности мастер-рядовой, механик моторист. "Золотым фондом" являлись сверхсрочнослужащие около 200 человек. Офицерский состав отличался высокой технической культурой и человеческими качествами.
Весь 1968 год, ушел на обдумывание конструкции планера, разработку документации, заготовку материалов, оборудование в казарме на чердаке помещения для изготовления агрегатов. Все работы выполнись после отбоя и в личное время. На сон оставалось не более 4-5 часов. Иногда не спали вовсе, из-за ночных работ.
Большой проблемой был поиск и подбор материалов, приходилось применять все, что было под рукой.
Крыло двухподкосное, двухлонжеронное, полностью деревянной конструкции. Обтянуто крыло тканью из солдатских простыней.
Отсутствие 1 мм фанеры заставило применять ферменные лонжероны крыла и элеронов. Именно из за отсутствия фанеры передняя кромка крыла выглядела ребристой, как на планерах 20-х годов прошлого века.
Фюзеляж ферменной конструкции из дюралевых уголков 25х25 мм. Почти все уголки имели отверстия и другие повреждения, так как были сняты с верстаков в ангарах. Кабина летчика выполнена из мебельного шпона, красного дерева.
Основой конструкции нижней части фюзеляжа является лыжа, выполненная из 2-х половин фанеры толщиной 12 мм и поперечных книц, образующих коробку.
На стоянке планер опирался на колесо размером 240х90 мм, и подрессоренную резиновыми кольцами стальную рессору. На консолях крыла были установлены дюралевые опоры.
Две пары тросов диаметром 3,5 мм удерживали хвостовую балку и оперение от кручения.
Управление смешанное, элеронами и рулем высоты - жесткое, рулем направления- тросовое.
Ткань крыла и хвостового оперения пропитана в три слоя "самодельным эмалитом" - растворенными в ацетоне целлулоидными футлярами от мыльниц и зубных щеток. Снаружи весь планер покрасили в малярном цеху краской для МиГ-21 в три слоя плюс лак. Применялся немецкий столярный клей и эпоксидная смола типа К-153.
Все подлеты и полеты планера проводились на рулежных полосах между ангарами. Пилотировал планер Святослав Маклаков который до армии летал на Blanik-ах во 2 Московском городском аэроклубе. В качестве буксировщика использовался автомобиль ГАЗ-69 - личный автомобиль командира в/ч п/п 42030А Полковника Гусева.
Полный цикл постройки занял 11 месяцев силами 2 человек.
Планировали построить мотопланер, используя двигатель 14 л.с от немецкой мотоколяски. По понятным причинам командование запретило продолжать работы. Правда несколько позже, после демобилизации Евгений Грунин, все таки построил мотопланер.
ЛТХ планера "Оптимист"
1. Размах, м - 9,5435
2. Длина, м - 5,810
3. Высота, м - 2,4
4. Площадь крыла, м2 - 12,3
5. Профиль крыла - РII-14
6. Хорда крыла, м- 1,3
7. Угол установки крыла, грд - 1,5
8. Масса конструкции, кг - 67
9. Масса пилота (полезная нагрузка), кг - 65
10. Макс. взлетный вес, кг - 132
11. К max - 10
12. Удлинение - 7,4
13. Центровка , % САХ - 26
14. Нагрузка на крыло, кг/м2 - 10,7
15. Посадочная скорость, км/ч - 35
16. Крейсерская скорость, км/ч - 45
На 1 фотографии Слева-навраво:
Святослав Маклаков, Евгений Грунин, Владимир Куриленко.