Задание№6
Задание шесть, - это уже не руление, а разбег на взлёте с отрывом от земли до полуметра, выдерживанием этой высоты (подлёт) до приземления, пробега с торможением, потерей скорости и разворотом обратно. Здесь уже присутствуют первые три элемента взлёта: разбег на трёх точках; разбег в двухточечном положении; отрыв с выдерживанием на высоте 0,5-0,7 метра. Кроме того присутствует конечный элемент посадки: конец выдерживания на посадке; создание посадочного положения капота-горизонта; приземление и пробег с торможением. Для выполнения задачи нужна полоса длиной до 1000 метров и более, и тот же ветер по полосе 7-10 м/сек. Перед выполнением задания курсантом, инструктор сам должен выполнить показательный подлёт. Расставить на отметки: начала подъёма переднего колеса; отрыва от земли; конца пролёта с началом уборки РУДа; вдоль полосы по левой обочине, помощников. Или разложить и пришпилить белые полотнища (хотя бы распоротые сахарные мешки из синтетики), за исключением последнего помощника, он должен помогать разворачиваться. Из-за сокращения текста, напомню, что действия от осмотра самолета и до начала подъёма переднего колеса, те же, что и в предыдущих упражнениях №4-5 (смотри выше). После подъёма капота и поддерживания его во взлётном положении, (колесо 10-15 см. от земли) РУД прибирать не следует, в отличии от предыдущего упражнения, а наоборот держать в упоре 100%. Скорость будет нарастать. Смотреть постоянно слева вдоль капота, в зону ясной видимости, слушать и реагировать на подсказки с земли. Чтобы от нарастающей скорости капот не поднимался, необходимо продолжать ослаблять тянущее усилие на ручке, отпуская её от себя вплоть до свободного состояния, без усилий, выдерживать направление, ожидать отделения самолёта от земли. Возможны мелкие щупающие движения ручкой по тангажу в 5-10 мм. хода. По мере приобретения навыка, щупающие движения исключить. Момент отделения от земли почувствуете по прекращению толчков основных колёс шасси о землю, и зрительно, что Вы стали приподниматься, земля стала уходить от Вас вниз. Немедленно переведите взгляд с вдоль капота вперёд, как смотрели раньше, на влево- вперёд, на 10-15 градусов от продольной оси самолёта, с тем же расстоянием, в зону ясной видимости, и скользите пятном 5-7 метров вместе с самолётом, различая травинки и прочие мелкие предметы. Постарайтесь плавно отойти от земли до полуметра и задержите эту высоту, плавно и соразмерно уменьшая тянущее усилие на ручке. С ростом скорости, на ручке появится необходимость уже не тянущего, или нулевого усилия, а незначительного давящего от себя. По мере пролёта на заданной высоте, с ростом скорости будет меняться пространственное положение самолёта, его продольной оси. По мере отдачи ручки от себя и набора скорости, из взлётного положения набора высоты, (как разбег с поднятым колесом), самолёт займёт горизонтальное положение, (как разбег на трёх точках без поднятого колеса). Как только это произойдёт, первый раз в этом положении пролетите 5-7 секунд, не более, и начните плавно убирать РУД к 0%. За это время Вы пролетите порядка 90-130 метров при скорости порядка 18 метров в секунду (65-70км/ч). С уборкой РУДа самолёт вслед за ним станет опускать капот, снижаться от уменьшения тяги винта и потери скорости. Поддержите его, после уменьшения РУДа, (подобранным) тянущим усилием ручки, в горизонтальном положении, и подпускайте плавно к земле до высоты 30-20 сантиметров. Не забывайте о месте взгляда, влево- впереди. С подходом этой высоты, начинайте более энергично подбирать ручку, создавая посадочное положение, (как с поднятым колесом), не подпуская самолёт ниже 15-10 сантиметров. Создав посадочное положение, ручку задержите на месте и ждите приземления. Последующие пролёты, после выработки навыков по управлению, можно с 5-7 секунд последовательно увеличивать вплоть до обозначенной точки пролёта. С той разницей, что в момент выхода самолёта в горизонт, РУД надо убирать не на 0%, а только на треть хода назад, и продолжать пролёт. В точке прекращения пролёта (стоит и обозначает помощник сбоку полосы в поле Вашего зрения, или лежит полотнище) начинайте плавно прибирать РУД, с оставшихся двух третей, до 0%, с одновременным приближением к земле до30-20 сантиметров, подтягивая ручку, и создавая взлётно-посадочное положение. Создав его к высоте 30-20 сантиметров, задержите ручку, исключите крены, ожидайте приземления, выдерживая всё время направление. После касания основными колёсами, ощутите лёгкий толчок о землю, ручку плавно начинайте дальше подбирать на себя, давая плавно опуститься переднему колесу, не допуская поднятия капота выше двухточечного разбега. После чего начинайте тормозить, сбавлять скорость для разворота обратно. Как и в предыдущих задачах, основное внимание надо уделить отработке навыка правильного взгляда и его своевременного переключения, чтобы исключить искажённое видение земли из-за быстрого углового перемещения предметов. Напомню: с начала движения и до отделения самолёта от земли надо смотреть вдоль капота слева на 10-15 метров впереди себя (индивидуально каждому может чуть дальше) в пятно 5-7 метров диаметром, и скользить полосой со скоростью самолёта; в момент отделения самолёта от земли, сразу, незамедлительно перевести взгляд влево на 10-15 градусов, и вперёд 10-15(20) метров, в обоих случаях ориентир должен быть в поле зрения.
Если Вы выработали навык правильно смотреть и без искажения видеть землю на малых высотах, с 15 и до 0 метров, то залог успешной посадки Вам обеспечен!!! (а это место от Вас, при скорости 60-70 км/ч, находится 10-15-20 метров впереди, и 10-15 градусов слева.) Это понятие дальше, для сокращения в тексте, будет обозначаться как смотреть «влево- вперёд». Причиной искажённого видения земли и правильного определения малых высот является быстрое угловое перемещение скользящего взгляда, не успевающего зафиксировать мелкие предметы, которые сливаются в ковер. Вот одно из явлений: земля резко расцветает яркими красками перед выравниванием на посадке. Значит Вы смотрели с высоты 20-15 метров в точку «падения», а не левее 10-15градусов траверса этой точки. Здесь виной опять быстрое угловое перемещение под малым углом. А это предпосылка к происшествию на посадке. В этом случае Вам покажется, что земля уже близко и резко, преждевременно, непроизвольно, потяните ручку на себя, обязательно ошибочно выровняете самолёт не на 1-0,75 метра, а на всех двух-трёх метрах, И оттуда, спарашютировав, ударитесь передней ногой сильно о землю. В лучшем случае будет авария, а может обойтись и хуже. Коли начал, расскажу о другом явлении. Теперь, если Вы будете смотреть на посадке дальше ранее указанной точки, то будет казаться, что до земли ещё далеко, а на самом деле она уже под Вами. Не успев выровнять, без создания посадочного положения капота-горизонта, на большой скорости ударитесь передним колесом о землю. Если оно сломается, то будете «кувыркаться». Если оно выдержит, то будет прогрессирующий «козёл», финал будет тем же. Вот что значит правильно и вовремя переключать взгляд на взлёте и посадке в нужное место зоны ясной видимости!!! Успехов в наработке навыков этой задачи !!! Не торопитесь в воздух следуйте мелкими шажками.
Задача №7
Это продолжение задачи №6, подлёт до высоты Трёх-двух метров, (т.е. начала и конца выравнивания на посадке). После приобретения навыков и свободного пилотирования по упр.№6, можно с согласия инструктора приступать к задаче №7. Выполнить действия от осмотра самолёта до момента его отрыва от земли (смотри предыдущие упражнения, что бы не повторяться текстом). После отрыва внимание уделять: правильному месту взгляда в зону ясной видимости, «влево вперёд»; удерживанию капота-горизонта, подобного двухточечному разбегу; внутренним чувством определять, не теряется ли скорость в наборе. Если появилось такое чувство, то при опустите капот незначительной отдачей ручки от себя и возвратом её на место. Достигнув высоты роста человека, переведите самолёт в горизонтальный полёт (капот-горизонт подобен трёх точечному разбегу) с одновременной плавной уборкой РУДа на треть назад. Высота приблизительно будет заданной. Пролетев опять не более 5-7 секунд, плавно уберите РУД ещё на треть назад. При этом вслед за уборкой РУДа, так же плавно, самолёт будет опускать капот и снижаться. От энергичного снижения удерживайте его подобранным тянущим усилием ручки. Подпустите в таком положении планирования (капот-горизонт чуть ниже трёх точечного разбега) до высоты 1-0,75 метра. Начинайте создавать своевременным подтягиванием ручки на себя посадочное положение. Закончите его на высоте 30-20 сантиметров от земли и задержите в этом положении ручку. Выдерживая направление и положение капота, ожидайте приземления. Дальнейшие действия пилота, как в упражнении №6. Удерживание капота в двухточечном положении до опускания переднего колеса. Торможение до скорости пешехода, разворота обратно. Руление в обратную сторону со скоростью не более 30-40 км/ч. Установку самолёта на прежнее место. Приведение кабины в исходное положение, её освобождение. Получение замечаний инструктора и разбор полёта.
В этом упражнении вырабатывается ещё один навык. Это элемент с середины (3-2 метра) выравнивания на посадке до его окончания (1-0,75 метра). Дальше продолжается уже известное. Выдерживание с подходом к земле до высоты 30-20 сантиметров, созданием на этой высоте посадочного положения капота и приземлением.