**(добавление)
Особенно ярко это проявляется после транспортировке аппарата на прицепе или значительных наклонах тележки при регламентах.
Или, наоборот, проверяя уровень масла на следующий после полётов день, обнаруживается, что он по нижней метке. Естественная реакция,- сразу же долить минимум грамм 200 масла в бачок. А после полёта обнаружить, что борт измазан маслом и начать сомневаться, в исправности маслосъёмных колпачков. «Масло куда-то уходит! Доливаю регулярно по стакану! Мотор жрёт масло, как двухтактный! За месяц полётов по выходным долил больше литра!! и т.п.»
***
Беспокоиться не стоит. Причина колебаний уровня масла обычно кроется в расположении маслобака и длине маслопроводов. Замечено, чем длиннее маслопроводы, больше перепады по высоте относительно оси коленвала, наличие дополнительных элементов в маслосистеме (например, термостат), тем больше вероятность вышеописанных «казусов».
Например, на дельталёте Французского производства «Танарг» уровень маслобака близок к предельно допустимо низкому, а суммарная длина маслопроводов приближается к 3-м метрам. На его мотоустановке с «912-м» мотором при нерегулярных полётах и невыполнении предполётной подготовки двигателя такие колебания уровня масла – обычное дело.
Суть явления заключается в том, что у двигателя модели «912» так называемый «сухой картер» и масло должно стекать в маслобак вытесняемое давлением картерных газов по маслопроводу.
[highlight]*[/highlight](В результате обсуждения выявилась ошибочность и вредность этого заблуждения) Объяснение см в сообщении #12
**(Согласен, неудачный тезис. Лучше так: «Если же мотор стоял без запуска около недели после крайнего полёта, а маслобак расположен ниже оси коленвала, то масло постепенно стекает в него и уровень повышается до чрезмерного».)
Выглядит это вот так: