Самодельный вертолет Джидж кай

@ somo

А у Вас нет возможности отфрезеровать новые лонжероны  на СЧПУ из плиты или прутка  АК-6, тогда доклеить пенопластовые секции и обернуть стеклотканью под вакуумом несложно было бы. Как в фото в ответе 646. Какой был вес лопасти и радиус ее центра тяжести?
 
ВЯЧЕСЛАВ.33.150  Всё сделано. Ничего готового. Втулка 22,5 кг. 30ХГСА , Деталь крепления 30ХГСА, Лонжерон Д16Т  R. Ц.Т.1340
Вес 5 кг. Сам делать не буду, Нет знаний, опыта, Вертолёт проектировали высококласные специалисты. Я им доверяю.
Я сам вертолёты не " понимаю,"  не люблю. Нет ощущения полёта. Поэтому, хочу поставить проверенную, профессианально
изготовленную, с репутацией. На вертолёте,как и на автожире, лопасти и втулка должны быть безупречны. К сожалению,
все вертолёты с 6 и метровыми роторами, тяжелее. И лопасти соответственно шире и тяжелее. Николай тоже сказал, что
дюраль и лёгкая оклейка не годится. Лопасть машет, стеклоткань слетает и отвердитель ест металл. Ремонт не помог.
Короче, морока. 
 
Ну тогда может  проще заказать столяру выстрогать по шаблонам из переклея  три лонжерона, обклеить их под вакуумом расчетными слоями стеклоткани, приклеить хвостики из пенопласта и обернуть все под вакуумом стеклотканью. Та же стеклопластиковая лопасть получается, только внутри -формообразующая деревянная болванка, которая еще и прочности добавляет. И главное - матрицу делать не надо! Хотя возни по отделке поверхности очень много, когда без матрицы.
Вот такую лопасть я в свое время на первый автожир делал.  В комле - прямоугольник и 4мм толщиной стеклоткань на полках лонжерона.
 

Вложения

  • derev_lopast_.jpg
    derev_lopast_.jpg
    90 КБ · Просмотры: 274
Петр давно меня спрашивал про лопасти, я обещал сделать лопасти с хордой 176 мм, потому что других не было, но позже у меня появились большие сомнения в пригодности этих лопастей для этого вертолета. Судите сами.  Нагрузка на ометаемую этого вертолета получается 7,8 кг на 1м2, это меньше даже чем у многих автожиров. Второе - даже родные лопасти с хордой 150мм 3 шт, это тоже самое что 2 лопасти с хордой 225мм. Т.е. тоже запредел.
Вместе с тем не надо путать автожир с вертолетом. У автожира и запитывают винт и загружают его одни и те же потоки воздуха, поэтому там всегда равновесие. У вертолета винт запитывается двигателем а затяжеляется воздухом - кто мешает нарушить это равновесие не в пользу двигателя?! Ошибка пилота или какое там нибудь атмосферное воздействие и этот огромный винт затяжелит этот слабенький двигатель как бульдог тузика. Может быть я попусту навожу тень на плетень, но в моем понимании двигатель вертолета обязан выкручивать свой винт на всем диапазоне рабочих углов атаки лопастей. Т.е. по мне так лучше плохо авторотировать с нормальной размерностью винта и с заглохшим двигателем , чем приближаться к земле со сложенными лопастями и с полностью исправным двигателем.
Но даже если пилот и будет успевать сбросить шаг в случае случайного опасного перезатяжеления винта, все равно недогруженный винт малоэффективен при косой обдувке (при большей части полета).

Чуть выше я разместил пост с предложением сделать на этот вертолет лопасти с хордой 135мм (такая матрица у меня недавно появилась), но потом мне показалось, что Петр уже сделал выбор о покупке лопастей у Корнея. Поэтому посчитал свой пост не уместным и удалил его. К тому же в ближайшее время я все равно не смог бы сделать эти лопасти, а кормить обещаниями не хочется. Но потенциально возможность у меня есть, и осенью появится еще и матрица на хорду 150мм 23012 нужной длины, на замену существующей короткой пришедшей по сути в негодность из-за ошибок ее изготовления. Модель для нее я навел еще зимой, но пришлось отложить (фото слева). Сейчас делаю модель на большие лопасти с профилем тоже 23012 для вертолетов, давно назрела необходимость. По середине на фото лопасти с хордой 135 мм, но правда длиной 3,1м.
 

Вложения

  • DSC08291.JPG
    DSC08291.JPG
    38,3 КБ · Просмотры: 179
Akson сказал(а):
но потом мне показалось, что Петр уже сделал выбор о покупке лопастей у Корнея.

Я бы не советовал делать из Корнеевских   15 % толщины  http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1451505247   на вертолет, на автожир конечно пойдет!
Там масса 3 кг/м да и центровка сечения с грузом 24,8%, значит эффективная центровка всей лопасти еще больше будет, а это уже нехорошо по флаттеру. При 3-метровой лопасти вес уже 9кг, плюс груз, увеличивающий радиус ц.т. дальше за 1,5метра .Итого центробежка будет больше, чем в два раза. А у исходной, напомню вес был 5 кг и центробежка всего 1,9 тонны, на которую осевой шарнир и втулка рассчитана. А малая нагрузка на винт никакой опасности не представляет, только лишний вес лопастей (15 кг) и втулки (22кг 😱) Потеря оборотов на любом вертолете будет если резко шаг дернуть вверх. Больше зависит от момента инерции лопастей отнесенной к взлетному весу.  Вон Артемчук отлично летал и авторотировал с малой вертикальной скоростью при такой же нагрузке и  диаметре 6м.
 
Николай! Я понял, что правого вращения у Вас нет ничего. По калькулятору лопасти с хордой 135 подходят,на пределе.
А длинна 3100, это с комлем???  Но главное какой вес, и толщина комля под заделку. А что мешает их подрезать с конца?
Калькулятор считает максимум до диаметра 6,75 , это почему. ? И ещё какие макс. обороты выдержат.
 
ydtunucs сказал(а):
Я понял, что правого вращения у Вас нет ничего. По калькулятору лопасти с хордой 135 подходят,на пределе.
Эти лопасти что на фото как раз правого вращения. Длина не проблема, надо лишь при закладке лопасти в нужном месте ПФГ разместить, а потом лишнее обрезать. Вот с массой проблема, легковаты получаются. Вам лучше подождать до осени и будут лопасти точь в точь какие и у Вас были. Матрица будет двухкомлевая рассчитана на соосные винты, поэтому можно сделать лопасти любого вращения. Обороты эксплуатационные до окружной 220 м/с.
 
Николай! Спасибо за обнадёживающее известие попробую дождаться твоих новых,задуманных лопастей с хордой 150.
Я не поленился снял с лопасти соединитель, так без него лопасть весит 4.600  Не знаю, хватит ли терпения ждать у
моего покупателя, но ему надо обязательно до 115 кг. Так, что пусть ждёт, или копит на Москито. Так я думаю. Больше,
как говорят, вопросов нет, буду ждать. Кстати у меня на этот верт и кабинка японская есть, только тогда 115 кг., ну ни как, не
получается к сожалению.
 
Доброго всем Форумчанам здоровья!

Давно не заглядывал на форум, но у нас установилась полноценная зима, мы остановили полеты и появилось много времени, что бы рассказать чем занимались все это время. Я уже выкладывал, что было желание установить  редуктор "девятку" .Такая установка обещала устойчивое висение и снижение оборотов мотора. Псоле пересчета ( на прочность) втулки и лопасти выяснилось, что центробежная подгрузка увеличивается на 800 с лишним килограмм, что не очень существенно сказывалось на напряжениях в лопастях и втулке. С другой стороны увеличивался крутящий момент на моторе до 4,7 кг*м, Запас по крутящему моменту оставался небольшой -всего 0,7 кг*м. Это немного настораживало, но  желание "попробовать" победило. Не буду все пересказывать, скажу одно из трех комплектов, купленных в инете колес, кое-как подобрали один комплект. Пром редктор, поскольку передаточное отношение здорово изменилось, пришлось изготовить новый ( фото выложу позднее). Шестерни промредуктора теперь цементованные и изменился модуль.
Собрали все и в июне начали "крутить". При работе мотора на оборотах выше 3500-4000 об/м начиналась жуткая вибрация в конце концов через 18 минут работы обе муфты ( обгонные )намертво заклинило. Причины нашли очень быстро- токарь не очень внимательно отнесся к нашей просьбе -выполнить обработку шкива с одной установки. При проверке, биение наружной поверхности было 0,5 мм.Конечно же это приводило к жуткому дисбаллансу. В очередной раз разобрав все и установив доработанную "старую" обгонную муфту начали пробные подлеты.И сразу же выяснилось, что у винта появилась значительная склонность к затяжелению.Даже некачественный бензин приводил к тому, что мотор не хотел развивать обороты ( Сюда редко кто привозит хороший бензин, уж больно далеко от нас цивилизация.).
Решили опять вернуться к редуктору " восьмерка".Нашли новый редуктор в сборе, еще Советской сборки, поставили и забыли про него.Кстати, зайдя на форум мотоциклистов, удалось выяснить, что редуктор проходит прикатку и только после этого его термообрабатывают, так, что если у Вас на зубьях полосы риски и т.д.-знайте это брак.. Новый редуктор налетал уже больше 6 часов, а вообще вертолет налетал около 24 часов.
В основном занимались регулировкой  несущей системы ( углы установки лопасти, расчетный угол атаки около 5 гр), а именно: "взял коректор" а дальше как на Ми-8-только шаг.Вроде как получилось. Ну и потихоньку "опробовали" переходные режимы, особенно режим скорости от 35 до 45 км/час. По расчету это максимальные нагрузки на лопастях.
Ну и то, что касается меня-я научился висеть. Было немного страшновато первое время, все время боялся, что болезнь опять помешает, но спасибо медикам и дай Всем здоровья.
Видео выкладывать не буду-все видео рабочие и не для интернета.
С уважением Евгений
 
@ augen

Доброго! Очень рад весточке от Вас и Вашим положительным новостям! Поздравляю с достижениями!
Успехов! (а видео то хочется взглянуть, хоть одним глазком 🙂 раз уж у Вас время появилось 🙂 )
 
Доброго Всем Форумчанам здоровья!
Воркутааа!!!Конечно же всем дельталетчикам и картингистам  привет.
Денис! с большим уважением отношусь к Вам, но...в принципе я могу выложить Вам на почту.Есть небольшие видео.Все эти видео не зрелищны: ну например как ведет себя вертолет в развороте левом и правом ,но без корректировки шага и газа, т.е на сколько проседает и насколько подпрыгивает.Вот такого плана, конечно, там где я учусь, там все снято полностью.
Сегодня немного о промредукторе. "старый" промредуктор отработал без проблем и можно было его оставить, но передаточное число и без того высокое, увеличивалось, а это  значительно увеличивала центробежную подгрузку...короче решили применить новый с большим передаточным числом, с большим установленным ресурсом т.е. применить цементацию. Прочностной расчет, чертежи много времени не заняли и в марте были отлиты первые заготовки корпусов. Тут немного остановлюсь на материалае корпусов. У меня накопилось  ( по долгу службы) очень много алюминиевых корпусов жестких дисков.Очень привлекала возможность очень чистой обработки поверхностей. Для сплава взяли АЛ9 и 50% этих корпусов. Каково же было мое удивление, когда начал мехобработку-заготовка была , в прямом смысле, похожа на губку. Получив вот такой столбняк начали искать причину. А дело в том, что эти корпуса- это полужидкая штамповка и в нее "загоняется" огромное количесвто газа.Выяснили это при простом нагреве корпуса жесткого диска-диск "пошел" волдырями.Повторный переплав убрал всю пористость. Изменилась и конструкция самого редуктора. На ведомом валу установлен подшипник 32106 и 106, на ведущем валу разъемный роликовый заменен на роликовый конический, а спереди установлен двухрядный подшипник  серию не помню на память. Общий вид редуктора выложу на днях.
Изменена и система смазки: поднят на 4 мм постоянный уровень масла в редукторе, но до подшипников не доходит.Кроме того, масло дополнительно ( постоянно) подается в редуктор и сливается через дренажное отверстие в трубке в картер.
Никаких неожиданностей при обкатке промредуктора и главного с шестернями "восьмерка" не было.Шестерни обоих редукторов сразу же "выдали" пятна контакта.Редктор немного, правда,потяжелел.
Вернули "назад" и резиновую муфту в передаче на хвостовой винт.
После первого же запуска  были слегка удивлены "тихой" работой обоих редукторов.Ну и внизу фото
С уважением Евгений
 

Вложения

  • korpus.JPG
    korpus.JPG
    16,1 КБ · Просмотры: 230
  • Reduktor_003.JPG
    Reduktor_003.JPG
    25,4 КБ · Просмотры: 245
Доброго здоровья, Евгений!
Скажите пожалуйста, какого размера и из чего вал привода РВ? В чертежах у Вас несколько вариантов.
 
augen сказал(а):
Денис! с большим уважением отношусь к Вам

Большое спасибо, искренне взаимно!

augen сказал(а):
-заготовка была , в прямом смысле, похожа на губку.

Ну по большому счету проблема известная 🙂 При наличии сырья в чушках лом я бы не добавлял, но что сделано то сделано. Мой опыт (равно как и книги профильные) говорит о нескольких фактах:
- лом нужно готовить, любая грязь газит в расплаве как сволочь
- лом нужно подогревать, градусов до двухсот хотя бы до помещения в тигель. Это сушит его, в том числе выгоняя влагу из пор
-повторная плавка в 90% (а может и в 99%) случаев улучшает и стабилизирует качество расплава и конечного изделия
- для улучшения характеристик расплава его нужно прогреть  ближе к пределу, но желательно не превышать температуру 780С что бы материал не деградировал. Нагрев до нужной температуры нужно выдержать расплав некоторое время при этой температуре
- рафинирование расплава хлоридом натрия (поваренная соль) и фторидом натрия (в аптеке можно прикупить за копейки) определенно повышает качество расплава. Добавлю что рафинирование явно не прибавляет здоровья литейщику, посему либо на открытом воздухе либо с вентиляцией аналогичной лабораторной под вещества первого класса опасности. Это конечно не первый класс, но и здоровья второго не выдают
- качественный прогрев, выдержка при заданной температуре и продолжительное качественное перемешивание расплава творит чудеса, буквально приближая качество расплава к рафинированному. К слову сказать если при рафинировании не прогреть/не выдержать/не перемешать качественно то толку не будет
-шлак снимать дочиста не жалея капель металла
-форму греть минимум до 200С, это уберет 90% проблем, начиная от плохой проливаемости и заканчивая газацией формы (если это не ЛГМ конечно)
- тнорнтически можно продуть расплав аргоном например. Профильная литература утверждает что основная проблема в расплаве это водород, который отлично обволакивает молекулы аргона и вместе с ними поднимается в шапку расплава, вытягивая по пути и некоторое кол-во посторонней механики и пр. включений. Однако продувать необходимо по книге минимум 15 минут (хотя тут нужно ещё сверить объемы расплава и пр.вводные). Я такими делами пока не занимался, но мысли есть. Завершу - таки модернизацию фрезера под ЧПУ что бы кокили рубить и пр. нужности и попробую продуть 🙂
Это некая поверхностная информация что в ближайших ячейках памяти. Может и забыл чего (что скорее всего 🙂 )

Вы будете смеяться, но мы тут не один день голову ломали как сделать пористый алюминий, с той лишь вводной что результат должен быть стабильным от раза к разу в том числе по плотности. И я для себя готового решения пока не вижу.

Какой ремень используете? Какие профиль, марка, толщина ремня, количество зубов на шкивах и диаметр шкивов, расчетные обороты, мощность, момент? Если это не секрет конечно 🙂
С некоторых пор пристально смотрю на зубчатые ремни, пытаюсь систематизировать некоторые данные для себя.

augen сказал(а):
токарь не очень внимательно отнесся к нашей просьбе -выполнить обработку шкива с одной установки.

молодец какой!
 
Доброго Всем форумчанам здоровья!

Игорь! я не понял, какой именно вал Вас интересует: тот, что на хвостовой балке или тот, что в промредукторе.На всякий случай завтра подготовлю чертеж того вала, который в промредукторе.

Денис! да все именно так как Вы описали ( в принципе можно даже по пунктам выполнение). Думаю, что по -другому, просто, не отлить качественную заготовку. Единственное, что добавлю: тигель предварительно разогревается ( перед загрузкой шихты) до 850-900 градусов (термометр такой, что может "набрехать") и только после этого загружается шихта, нагретая до 400-450 градусов. Плавка проходит в течении 10-20 минут.За это время металл не успевает "нахватывать" водород.Рафинируем редко, а вот перемешиваем постоянно, уж больно  хороший эффект от этого., да и еще добавляю в расплав титановую стружку.

Сегодня я хотел бы закончить по промредутору, а завтра уже выложу все о "ремешке".

Ведущий вал ( в старом редукторе -вал-шестерня) промредуктора изготовлен из стали  40Х. Термообработан до твердости 40...42 HRC, т.е. обычная закалка, но отпуск 250 градусов. Опорный подшипник посажен с нулевым натягом ( но без зазора) на локтайт 638 и на круглую шпонку. Полумуфта резиновой муфты -только на локтайт.Да, а ведущая шестерня посажена на вал с расчетным натягом 2 сотки.Модуль 2 выбран по одной причине: межосевое расстояние 62 , если менять это расстояние в сторону увеличения -проблемы с натяжением ремня.Уменьшение межосевого расстояние -еще большие проблемы, а при использовании старого модуля 2.5 не получалось выполнить качественное зацепление (неустраивали коэффициенты коррекции, передаточное число). Ну и потом, редуктор оборотистый-нужен мелкий модуль. Установленный ресурс 100 часов.
С уважением Евгений
 
Немного о ремнном редукторе.
Ремень: тип- Н, шаг-12.7, ширина-38.1, длина-1422 мм, кол. зубьев - 112, номер ремня-560Н.
Шкивы: оба шкива 1F, нижний (ведущий) 21Н150-21 зуб, верхний-36Н150 -36 зубьев. Передаточное 36/21= 1.71428.
Скорость ремня на ведущем шкиве около 29 м/сек.Сила натяжения не более 16 кг.
Мощность- мощность мотора 48-50 л/с.Но я думаю, что надо брать 48.Момент на ведущем 5.4 кг*м.Это максимальный ,что может мотор
Денис, расчетные обороты-6500-6800, но лучше 6800.На момент проектирования вертолета это был самый скоростной  (доступный) ремень.
С уважением Евгений
 
Евгений, имеется в виду вал на хвостовой балке.
И ещё вопрос. Известная особенность двухтактного двигателя с резонансным выхлопом - так называемый подхват мощности. Дельталётчики иногда жалуются. У Вас на вертолёте это сильно ощущается?
 
Доброго Всем форумчанам здоровья!
Игорь этот вал  собран " я тебя слепила из того, что было" из имеющихся трубок. В расчете проходила  трубка диаметром 12 мм и толщиной стенки 1.2 мм., или стержень диаметром 8 мм, то же дюралевый. Трубка с такой толщиной стенки -это "солома".Ну со стержнем определились сразу- слишком мал диаметр.Количество опор  было на 2 меньше. Расстояние между опорами было выбрано (в первом варианте толи 780 толи 870 я уже не помню) по критической частоте. Трубка цельная длину тоже точно не помню ( почти 10 лет назад). Но когда запустили мотор на полную наша трансмиссия стала "гулять". На поверку оказалось что трубка  не ровная. Поэтому пришлось разбивать заново все участки и более тщательно подойти к прямолинейности участка трансмиссии.Но при этом выяснили, что  колебания такого вала не вызывали резонанса в хвостовой балке. Позже, когда меняли трансиссию, потребовалось идин участок заменить на стальную трубку-это нужно было для баллансировки.Это предпоследний участок.Трубка 14*2.Материал Ст.20. В общем-то трансмиссия не доставляет нам хлопот, а сейчас еще и возвратили на место резиновую муфту.
Игорь, нет не было еще такого эффекта, ну во всяком случае за 24 часа работы мотора. Когда летали на дельтиках, на самодельных моторах-там да , были такие моменты- двигатель подрывало. С Ротаксом все обстоит иначе.Имеются графики момента и мощности, в зависимости от оборотов.  На графиках располагаемого момента мотора  нанесена кривая момента потребителя, т.е. это рекомендуемый потребляемый момент винта. Вот у нас и ушла вся осень на согласование этих кривых.

Ременной редуктор - с ним не было проблем. Единственное проишествие-это сорвало ограничительное кольцо на верхнем шкиве и ремень за минут 4-5 стерся на половину, но вертолет летал. ( кстати видео так и называется кольцо- на видео видно как это кольцо пляшет на балке). Натяжение винта (расчетное) окло 16 кг, но его не хватает из-за больших центробежных сил.Кроме того, на оборотах больше 4500-5000 возникали значительные колебания (струна), которые еще больше ослабляли натяжение. Все это приводило к тому, что на оборотах 6000-6200 ремень проскакивал с характерным звуком.Мы не сразу поняли , что за звук. Пришлось ставить успокоительный ролик и одновременно им же регулировать натяжение ремня.Первоначально ролик установили на "рабочую ветвь" но это не помогало. И только установка ролика на сбегающую ветвь и вблизи верхнего шкива решило все наши проблемы. 
С уважением Евгений
 
augen сказал(а):
да и еще добавляю в расплав титановую стружку.

Спасибо, почитаю ибо такого опыта нет. Какие цели преследуете от данной лигатуры, в каком количестве добавляете?

Не скромный вопрос: видел видео на просторах сети на котором двое мужчин отливали движки для авиамоделей в разборные кокили, прямо скажем сложные кокили методом центробежного литья. Это не Ваше видео случайно?
 
Доброго Всем Форумчанам здоровья!

Денис!Нет это не наше видео, хотя в свое время у нас на СЮТе был свой двигатель 2.5 см3.Вулкан.Отливали его в сложный кокиль из чугуна, но не центробежкой. Это было в начале 70 годов. Денис титан это не лигатураТитан интенсивно окисляется от 600 градусов, вот и считаем, что окислясь он "выхватывает" растворенный воздух, а заодно и водород. Но это считаем мы, как на самом деле я не знаю, я не металлург, но сплав получается лучше.Кстати, титан так и остается стружкой на дне тигеля, правда стружка очень хрупкая.

В продолжение темы промредуктора выкладываю съемки с чертежей. Где что и так будет видно.Начертеже ведущего вала дан размер места посадки муфты 25,017-0,02.после снятия муфт этот размер изменен на 25,000.
С уважением Евгений
 

Вложения

  • _________103.jpg
    _________103.jpg
    155 КБ · Просмотры: 198
  • CH-ValvedushhegoKolesa.jpg
    CH-ValvedushhegoKolesa.jpg
    115,6 КБ · Просмотры: 220
  • CH-ValObgonMufty.jpg
    CH-ValObgonMufty.jpg
    128,3 КБ · Просмотры: 206
Назад
Вверх