Про полеты на лыжах, По-2 и нужду 🙂
Выдержка из рассказа Ершова В.В. Ездовые псы.
В общем, полеты на лыжах требуют умения, изобретательности и, главное,
умения продумывать последствия своих действий наперед. Бывают всякие случаи,
и история лыжной авиации хранит устные предания еще со времен Р-5 и По-2...
Одну из таких баек рассказывал нам ныне покойный Павел Федорович Ростовцев,
старый енисейский пилот. Может, для красного словца, он где и преувеличил,
но я как запомнил, так и опишу.
Летал Ростовцев еще в ту пору, когда мы и в школу не ходили, на
стареньком По-2 с моторчиком в сто лошадиных сил, голые цилиндры которого
торчали во все стороны и хорошо, иной раз даже слишком, охлаждались потоком
на скорости аж сто двадцать верст в час.
Однажды летел он из Ворогова в Ярцево ясным морозным днем. Расстояние
не бог весть какое -- около сотни верст, да скоростенка у По-2 такая, что
получается около часа лету. Экипирован пилот был хорошо и чувствовал себя в
открытой всем ветрам кабинке, вернее, в дырке сверху фюзеляжа, вполне уютно.
Однако где-то на полдороге его посетил весьма неуютный сигнал,
поступивший из кишечника. Наверно съел что-нибудь. Туалета на По-2 не
предусмотрено, а лететь еще с полчаса. Пилоту стало тоскливо. Думал
перетерпеть, но кишечник взбунтовался и недвусмысленно давал понять, что
терпеть не намерен.
Когда стало совсем уж невмоготу, наметанный глаз быстро подобрал
подходящую площадку, и руки автоматически сделали свое дело, между тем как
внимание было обращено внутрь себя и воля собрана в комок... где-то там,
внизу...
После посадки сразу и некстати возникла проблема, не решив которую,
нельзя было решить главный вопрос. Легкий самолетик скользил по плотному
насту и никак не хотел останавливаться. На По-2 тормозов нет, а есть только
хвостовой костыль, который, царапая землю, притормаживает самолет; здесь же
он не мог зацепиться за плотный, выглаженный вьюгами наст. Правда, когда
убрать газ совсем уж до малого, самолетик останавливался. Но на малых
оборотах на сорокаградусном морозе мотор работал неустойчиво, угрожая
вот-вот остановиться, и поневоле приходилось чуть добавлять обороты. Но
тогда лыжи срывались с места... Запустить же заглохший двигатель в одиночку
на По-2 было невозможно.
Так и кружился по поляне наш незадачливый герой, моля бога послать ему
под лыжи хоть маленькую кочку, ложбинку, заструг, кустик, хоть ветку какую,
чтобы зацепиться и, чуть добавив газку для гарантии работы двигателя, скорее
выскочить...и страшно было оставаться одному в тайге в такой мороз, если, не
дай бог, двигатель заглохнет... и радиостанции на борту нет...
Но уже было совсем невтерпеж; мысль в таких случаях работает быстро, и
решение созрело: на секунду остановив машину, выскочил он из кабины, сдернул
с рук громадные меховые перчатки-краги, затолкал их под лыжи поплотнее, на
последнем дыхании заскочил в кабинку, одной рукой расстегивая пуговицы и
молнии на громоздкой летчицкой одежде, другой -- добавил газку и, краем
глаза заметив, что -- стоит-таки родной, держат краги-то, -- отскочил от
обжигающей обнаженное тело воздушной струи, забежал чуть вперед ( "а вдруг
поедет - успею перехватить, а так, если сорвется, не догнать ведь... без
штанов-то... убежит в лес и заглохнет в кустах"), еще раз покосился: вроде
стоит, молотит...
Аэрофлотскую куртку, шубу-то нашу, в таких случаях закидывают на
голову, чтобы не мешала... тем более, что ростом наш пилот не вышел и шуба
была длинновата...
Видно, она и спасла ему жизнь, потому что, отдавшись благостному,
долгожданному чувству облегчения, утратил человек на секунду бдительность, и
последнее, что он ощутил в тот момент, не успев осознать, был нарастающий
шум за спиной...