Сборка ультралайта собственной конструкции - есть вопросы...

Здравствуйте.

Хочу построить ультралайт до 115. Знаю, что много разных конструкций: выбирай да строй, но как-то душа не лежит... хочется свое, творческий процесс, так сказать.

Основные параметры:
Взлетный вес нормальный - 280 кг.
Максимальный взлетный вес - 320 кг.
Размах крыла - 8 м. площадь - 8 м2.
Двигатель планирую 20 л/с редуктором.
Подкосной высокоплан.
2-х местный тандемом (со смещением, как на птенце).
Элероны (флапероны), рули высоты и направления.
Максимум композита и дюрали.

Вот такие хотелки 🙂

Возникли моменты, не до конца мне понятные, хотелось бы обсудить, услышать дельные советы.

1. Расчет прочности. Если я правильно понял, считаем нагрузку на конкретный узел и вычисляем максимальную нагрузку его разрушения. Делим второе на первое и получаем коэффициент прочности, я прав или нет?

2. Крыло. Хочу делать разборные консоли из двух частей по 2 метра. Выклеивать вакуумной инфузией на матрице. Сколько слоев нужно для приемлемой прочности? Планирую использовать мультиплексную ткань плотностью ~280 г/м2.
Нервюры думаю делать из 3-х. слойной фанеры обклеенные с двух сторон тем-же мультиплексом что и поверхность. Силовые наверно из 10-ти слойной, такой-же сэндвич. Выпиливать буду на CNC станке (сейчас собираю). Какой шаг делать? Не слишком я заморачиваюсь? Может нормальные нервюры вообще только из стекла делать?
Лонжерон планирую двухтрубчатый из д16т. Сначала думал применить 50х3, у него вроде около 150 кг на излом при весе 800 г/м. (где-то здесь на форуме находил табличку). Это даст 300 кг. на самой нагруженной точке - в месте крепления подкоса = четырехкратный запас по прочности консолей, это так?
Потом посетила мысль взять трубу меньшего диаметра и толщины стенки и натянуть на него углепластиковый чулок. Прочность должна быть высокая а вес будет намного меньше,опять же, нервюры проще клеить (не совсем понятна степень адгезии смолы к дюрали).
Крепление подкосов (тоже дюраль в чулке) - два штуки по одному на лонжерон, крепится к наружной полуконсоли, узел крепления вклеен в силовую нервюру. Наружная полуконсоль одевается на внутреннюю (лонжерон внутрь лонжерона), крепится по три болта каждый лонжерон, после чего закрепляются подкосы.
Почему хочу делить консоль на две части: дело в том, что у меня помещение, где буду собирать узлы самолета находится в подвале. 4 метра консоль я вынести не смогу никак, максимум три (изгиб лестницы мешает). Деление крыла на две равные части позволит уменьшить количество матриц для выклейки.
Элерон хочу делать как часть консоли. Ось - дюралевая труба на подшипниковых узлах вклеенных в силовые нервюры. Труба проходит через консоль и выходит со стороны кабины.

Фюзеляж хочу как у сигмы 4 - труба сотка д16т, может меньше - но оклееная стеклом. Тросы управления - внутри трубы. Заканчивается труба узлом крепления нижнего шкива редуктора с винтом. Винт тянущий. На фюзеляже крепится все - и консоли крыла, и стабилизатор и мотор и кабина.

Со стабилизатором еще не вполне определился. Есть мысли сделать V-образный (легче в изготовлении и меньше вес, дешевле) не понятно только сильно ли будет отличаться техника пилотирования от классического варианта.

С кабиной вообще пока непонятно все. Сначала хочу собрать консоли, фюзеляж, оперение, измерить вес и от этого плясать дальше. Хотелось бы конечно по максимуму закрытую кабину, но боюсь по весу, даже с композитом могу не поместиться.

Мотор будет лифан (ногами не пинать) 192-й доработанный. Электронное дублированное зажигание, снятый штатный ограничитель оборотов (программное ограничение через зажигание до 4500), рассверленный жиклер... Родная мощность 17 л/с. надеюсь 20-22 лошади с него снять... Ценник до падения рубля был около 20 тыс. Единоразово могу потянуть (с натяжкой).

Приборы будут полностью электронные, вот тут моя тема 🙂 Скорость приборная и по GPS, барометрический альтиметр, ультразвуковой высотометр (до 5 метров), комбинированный прибор (тангаж, крен, рыскание), компас, тахометр ну и планшет с навигацией - куда уж без него 🙂

В общем, примерно так. Прошу сильно не пинать - я электронщик, а не авиаинженер, много чего пока для меня непонятно, но мечта детства есть мечта 🙂
 
Здравствуйте.

Двухместный, до 115 кг, самолет, с мотором в 20 л.с.... Дальше можете не продолжать. Это просто хотелки, к сожалению. Это примерно то же самое, как если бы ни разу не электронщик попытался бы соорудить сварочный аппарат на 200 ампер весом в 10 кг. Вы уж извините за прямоту.

Для начала отнимите от 115 кг вес Лифана и посмотрите, сколько вам останется на все остальное.

Для начала было бы правильно поискать такой аналог. Вы где-то видели аппарат с такими параметрами, пусть даже построенный авиационным инженером? Если да, то поделитесь информацией, пожалуйста, было бы интересно посмотреть. 🙂
 
...как если бы ни разу не электронщик попытался бы соорудить сварочный аппарат на 200 ампер весом в 10 кг.
Неудачный пример. У меня китайский инвертор 190А весит килограмма два.
Об этом и речь. Если мы чего не знаем - это не значит что это невозможно.
Вы уж извините за прямоту.
Да нормально, для этого и создал тему.
Для начала отнимите от 115 кг вес Лифана и посмотрите, сколько вам останется на все остальное.
Пустой Лифан килограм 35. Здесь на форуме встречал описания СЛА до 70 кг. с мотором (не помню точно где - месяц вникаю, читаю форум, пытаюсь разобраться).
...пусть даже построенный авиационным инженером?
Старая шутка - Ковчег построил любитель, профессионалы построили "Титаник" 🙂
Не в обиду профессиональным авиаинженерам сказано. К любым технарям отношусь с уважением.
 
d2r
Из моего опыта скажу Вам что самолет стоит рассчитывать исходя из мощности мотора.Самолет с кажем с нагрузкой 10 кг/лс практически может полететь при нагрузке на крыло не более 25 кг/м. Вот и считайте.
 
Двухместный, до 115 кг, самолет, с мотором в 20 л.с.... Дальше можете не продолжать. Это просто хотелки, к сожалению.
Возможен. Уже существовали, и аппарат французского дедушки здесь обсуждали.Но с уровнем понимания темы ТС, это да, просто хотелки... 🙁
Выклеивать вакуумной инфузией на матрице. Сколько слоев нужно для приемлемой прочности?
Если задаёте такие вопросы, то до вышеописанного замысла ещё не дозрели. Однозначно.
Мотор будет лифан (ногами не пинать) 192-й доработанный. Электронное дублированное зажигание, снятый штатный ограничитель оборотов (программное ограничение через зажигание до 4500), рассверленный жиклер... Родная мощность 17 л/с. надеюсь 20-22 лошади с него снять... Ценник до падения рубля был около 20 тыс. Единоразово могу потянуть (с натяжкой).
😆 . Только очень лёгкие 2-х тактные моторы могут рассматриваться для такой задачи. Хирт Ф-23 например (карбюраторный).
 
Последнее редактирование:
Возможен. Уже существовали, и аппарат французского дедушки здесь обсуждали.Но с уровнем понимания темы ТС, это да, просто хотелки... 🙁
Хм... Великий гуру решил и постановил - в сад, значит в сад.
Если задаёте такие вопросы, то до вышеописанного замысла ещё не дозрели. Однозначно.
Зреть, я так понимаю, не на этом форуме.
Везёт же людям, рождаются уже со знаниями, в роддоме диплом получают... классного специалиста.
Конкретика по теме будет, или ограничимся "великий гуру постановил - не взлетит и точка". Принять за аксиому?
😆 . Только очень лёгкие 2-х тактные моторы могут рассматриваться для такой задачи. Хирт Ф-23 например (карбюраторный).
Ну да... То-то на этом форуме двухцилиндровый четырехтактник вовсю обсуждают... Они наверно про хирт и не в курсе. Какая цена у этого хирта? Сколько средних зарплат за него нужно отдать?

Короче, я вас понял.
 
Конкретика по теме будет, или ограничимся "великий гуру постановил - не взлетит и точка". Принять за аксиому?
Вам дело говорят, а вы на дыбы становитесь. Ни чего обидного КАА вам не сказал.
 
Какая цена у этого хирта? Сколько средних зарплат за него нужно отдать?
Желание купить на грош пятаков, неистребимо: причем, тем оно сильнее, чем не попавшим в число, по их собственному мнению
Везёт же людям, рождаются уже со знаниями, в роддоме диплом получают... классного специалиста.
В жизни же, для реализации проекта самолета, имеющего, прямо скажем, выдающиеся характеристики, необходимо:
- Исключительно мощный и надежный мотор ( первое упоминание о цене опускает шлагбаум).
- Отсутствие ограничений как в технологии, так и в применении наилучших из возможного, материалов и комплектующих изделий
- Высокий класс и опыт конструктора и расчетчика, обеспечивающие выбор оптимальной конструкции каждого узла и оптимальное их взаимодействие: при этом, нагрузки на каждый элемент должны быть посчитаны точно, дабы не вкладывать в детали излишний вес.
А это было бы под силу, лишь отдельным : и то, поскольку, такой прецедент найти не удается - желающих не находится.
С похожей задачей столкнулся г-н Плиточник, подробно описывающий процесс ее реализации в ветке про самолет из Броваров - но посмотрите, какие ресурсы он закопал в проект и сколько времени потратил.
 
=120 кг, Гена Графеев,Талгар (89 ?)
ПЧЕЛА 008...ИЖ +планетарка.

P1040759.jpeg


P1040766.jpeg
 
У Юниоровцев максимально приближенный к ТЗ самолет есть. С учетом их опыта и стоит строить.
20 лошадей на 300кг откровенно мало. Почти с тем же весом будет РМЗ 500 с 50л.с.
Ну и хорошо бы увидить набросок какой, и его уже мусолить.
 
Там от куда вы есть,( в низу аватарки) вас точно ни кто не знает, Сергей Николаевич на пример не в курсе о вас.
Ну так я на самом деле новичок... Про 115 кг. узнал чуть больше месяца назад. А мечта - с детства. Вот и "заболел". Руки вроде не из задницы, кое-какие возможности есть, кое какая оснастка имеется. Правда, жена и дети, поэтому большую сумму из бюджета вытащить нереально, а понемногу, тыщь по 10-15 в месяц - вполне. Пока планирую начать с консолей, трубу и стекло закупить, матрицы подготовить.
Кто такой Сергей Николаевич понятия не имею. Могу только догадываться, у нас в Великом аэродром есть, частный, как раз для СЛА. Он оттуда? Других связей "Евпатория - СЛА" я не нашел, у нас с этим грустно.

Чертежик я, конечно сделаю, чуть позже, когда окончательно определюсь с компоновкой.
 
10 - 15 тыщ в месяц!? Счастливчик! Если моя узнает, что я потратил несколько тыщ на "железо"...
 
Главное точно понимать, строительство самолета это долгий процесс.Задайте себе вопрос для чего строительство чтобы осуществить мечту о полете или кропотливо и может годами сидеть клеить и пилить.Если летать, а это тоже как бы работа, будет ли этот процесс доставлять радость.Или кропотливо конструировать,будет ли это приносить радость.Так кто вы?Если первое то только готовый купить ,Мир продает за копейки ниже себестоимости.Налетаетесь там сразу ясно станет кто вы летун или просто строитель.А если только конструировать не летать построите летающий забор.Лучше по чертежам ,раза в три, четыре времени меньше потребуется.А так не зная для чего, просто обклеивать трубы д16т стеклотканью пустая трата времени.Проще тупо летать на готовой технике модернизируя для себя и строя другой.Не в обиду.)
 
Назад
Вверх