Олег! Если это тот аппарат, о котором я думаю
Да,Сергей, это тот аппарат.
Почему бы не посодействовать товарищу? Вам друг до друга несколько часов на поезде или автомобиле.
Особенность "Марлинов" - малые хода ручки управления
при спокойном полёте. По тангажу: 80 - 100 мм (максимум); по крену: 150 - 200 мм (максимум).
По причине значительного отличия крейсерской скорости от "тихоходов" ( 20 км/ч - это уже кажется "отвесным пикированием") с непривычки, пилот начинает напрягать руки и "тупеет" ощущение управления. Непроизвольно зажимает ручку и ещё больше разгоняет аппарат. На повышенной скорости "Марлин" становится вёртким - очень чутко реагирует на малые крена ручки. Появляется раскачка из-за несоразмерных по скорости управляющих ходов ручки. Усилия управления практически не заметны, поэтому, пилот, привыкший к у"правлению по усилиям" неосознанно раскачивает аппарат. Давайте себе команду на расслабление рук - вспоминайте каждые 2 минуты об этом. "отпуская" ручку проверяйте нейтральное положение по тангажу.
****
Был такой случай:
На площадке в подмосковье принимали практический экзамен у дельталётчиков. Погода нормальная, утро лето, термичка слабая. Поскольку приехали пилоты из разных городов, то аппарат нужно было найти у кого-то из местных. Кто с кем был знаком - подлетнули вводный полёт. Но осталась пару "безлошадных"человек.
У меня на площадке был лёгкий арендный аппарат с "Марлином". Его решили предоставить на общее пользование.
Я спросил, не нашедших себе компанию на аппарат, пилотов: "Какой налёт, на каких аппаратах летали ..."
-" На химии 600 часов, аппараты разные, несколько лет летаем..." Я очень настороженно отношусь к "химикам " и их налёту, потому начинаю подробно объяснять особенности управления крылом и лёгкой тележкой. Но, вижу, что слушают меня "в одно ухо...". Ладно, мне тоже не досуг рассыпаться бисером,- нужно выпускать на старте - уже начались полёты.
Пилоты отрабатывают "поставленные задачи", заполняются ведомости, всё идёт штатно. На последок доходит очередь до "безлошадных". Первый пилот получает задачу: "Взлёт. Полёт по кругу на высоте ... Змейка. Конвейер. Приземление." Садится в тележку, запускаю, пошел...
То, что полёт пошёл нештатно было понятно уже после первого разворота. Пилот дёргал газом и ручкой и раскачивал аппарат по тангажу, пытаясь стабилизировать его в горизонтальном полёте. При этом забрался на высоту, явно большую чем требовалось для выполнения задания. Наконец, перестал бороться с газом и начал снижаться на холостых. Но, появилась другая проблема - аппарат стал раскачиваться с большими кренами и это явно не походило на упражнение "змейка". Приблизившись к посадочному створу, стало заметно, что пилот зажал ручку трапеции больше необходимого и борется с кренами пытаясь приземлиться. Ему уже явно не хотелось продолжать полётное задание. Я вышел на край полосы и стал жестами показывать, чтобы пилот отдал ручку от себя ( пытаясь сказать: "отпусти ручку" ). Но пилот, устремив взгляд в пространство, прошёл мимо полосы и стал маневрировать, заходя на второй круг.
-"Что это он у нас делает? "Змейку" что ли?", - произнёс Владимир Иванович. Воздух, казалось замер, росло напряжение.
На следующем заходе к полосе уже не только я, но и несколько добровольцев вытягивали вперёд руки возле полосы и орали во всё горло: "ОТПУСТИ РУЧКУ!!!", пытаясь чем-то помочь "неуправляемому снаряду". Крены аппарата достигали угрожающих величин, руки начали гадко потеть.
Всё-таки массовое участие дало результат. Пилот, пролетая мимо полосы, заметил наши старания, "отпустил" ручку в нейтраль и аппарат успокоился. Размазанным кругом он зашёл на полосу и более-менее благополучно приземлился. В наступившей паузе все ждали реакцию "главного".
-"Ну, приземлился, и слава Богу...",- произнёс В.И.Забава. -" Кто ещё летит? Твой товарищь?",- обратился он к незадачливому химику с 600-та часами налёта.
Приземлившийся только-что пилот курил, руки у него дрожали.
-"Н-нет... я не полечу...",- понуро (тем не менее, трезво расценив ситуацию) промолвил его товарищь. Похоже, многие были ему за это признательны...
Возможно, в последствии, в тех краях, от куда приехали эти люди, появились страшные и героические рассказы о "доблестном рыцаре, усмирившем чудовище по имени "Марлин". А на той же подмосковной площадке, ещё не один год, десятки разновозрастных пилотов продолжали обучаться и отправлялись в свой первый самостоятельный на лёгком и послушном крылышке с мурлыкающим названием...
*
( по материалам "Бюро Авиационных Приключений")