Много раз - и здесь, и в журнале Крылья - пытался довести людям, что ремонтник должен знать на самом деле даже больше, чем разработчик. Задачи, которые он вынужден решать, сложнее, чем при работах с новой машиной. В любом случае, он должен достоверно представлять все работу конструкции в условии полученных и наносимых повреждений.
В данном случае распилена в преимущественно растянутой, т.е. наиболее опасной зоне, нервюра, которая по замыслу конструктора не подвергалась ни малейшему ослаблению. Ведь она не только воспринимает аэродинамические нагрузки, она участвует в работе фермы в плоскости крыла, воспринимает нагрузки от механизации крыла, а также нагрузки вследствии закручивания крыла (или неодинакового изгиба лонжеронов крыла). Даже вибрации от винта дают повод к появлению и развитию трещин в местах концентрации в местах ВООБЩЕ без нагрузки.
Крыло Бекаса очень гибкое, эластичное вследствие небольшой высоты лонжеронов. Из-за этого прогибы весьма значительны. Обшивка даже на небольшом по хорде носке обязательно теряет устойчивость. Не верхушке профиля волны будут самые большие, и нет никакого смысла подкреплять обшивку слабыми стрингерами - они после нескольких потерь устойчивости просто сломаются.
Если вмятина на носке крыла - значит, был удар в плоскости крыла. Ферма крыла его восприняла и передала на центроплан, тот, в свою очередь, на пилоны и балку.
Однажды довелось приехать на производство, когда ремонт уже завершали. Залатали консоли, отмарафетили кабину. Начальство торопило - сроки уже поджимали. И лишь самый опытный сборщик тянул резину, не желая брать ответственность за завершение работ. Смущала крохотная поводка пилонов, выпадение их из плоскости буквально на миллиметр-полтора. И тоже самое - на самом центроплане. Кто знает - может это было заложено еще при сборке? Опасался он не зря: обсолютно целые на вид заклепки на косынках и всех силовых местах крепления центроплана и пилонов при рассверливании оказались срезаны. Выпусти мы машину - она бы рухнула бы обязательно, и никто не знает, когда бы это произошло.
Поэтому говорил и буду говорить: ремонт - это тюрьма. И каждый ремонтник в нее непременно сядет. Вопрос лишь в том, надолго ли.
Страшно подумать, как люди ремонтируют поврежденные лонжероны. Лишь после ряда испытаний мы приняли методику ремонта и перестыковки лонжерона, которая держит нагрузки во всех плоскостях не хуже исходного. Лично нарисовал этот участок и передал на производство, на чертеже моя подпись. Есть ли он у многочисленных "ремонтников"? Я - не знаю.