Stark AS-37 - двухместный биплан Андрэ Старка
Французский авиаконструктор André Starck после создания гоночного биплана AS-27 обратил свои усилия на создание более совершенного аппарата, реализующего ту же аэродинамическую схему - биплана с большим выносом крыльев по горизонтали и малой дистанцией по вертикали. По чертежам Старка было построено 3 самолета, и свыше 20 комплектов чертежей были проданы для самостоятельной постройки, однако по состоянию на 2012 год уже не осталось ни одного в летном состоянии.
Ключевым отличием AS-37 была винтомоторная группа, если предыдущий самолет использовал классическую схему с одним мотором в носу фюзеляжа и тянущим винтом, то теперь двигатель Citröen GS 1220 (мощность 65 л.с.) расположен за кабиной пилота (привет Аэрокобра), а два винта - на крыльях, привод винтов с помощью понижающей зубчато-ременной передачи с передаточным числом 2:1. Винты изначально толкающие в щели между крыльями (на задней кромке верхнего крыла), в одной из модификаций были перемещены на переднюю кромку, став тянущими.
Горизонтальное оперение классической схемы, с прямым стабилизатором и трапециевидным килем, поверхности управления с роговой компенсацией (что снижало усилия на ручке управления). Обводы фюзеляжа весьма грубые, боковые и нижняя поверхность плоские, поверхность фонаря с одинарной кривизной, что значительно упрощало изготовление. Для размещения экипажа выбрана схема "рядом", аппарат оборудован двойным управлениям, конфигурация носовой части обеспечивала великолепный обзор. Шасси трехопорное с носовой управляемой опорой и дисковыми тормозами на основных опорах.
Первый полет аппарата изготовленного Rudy Nickel состоялся 15 января 1977 года, и к октябрю того года машина отлетала уже свыше 100 часов. Позже этот первый самолет получил обозначение AS-37А, а второй образец, построенный Léon Knoepfli, после короткой программы летных испытаний был модифицирован в вариант AS-37B. Модификация заключалась в ликвидации соединяющей законцовки поверхности и переносом элеронов на верхнее крыло. Нижнее крыло при этом было оборудовано закрылками. Для сохранения прочности пришлось оборудовать самолет дополнительными подкосами и профилированными стойками между крыльями с широкой хордой. Кроме того изменена конструкция стоек шасси и колеса закрыты обтекателями. Эти модификации привели к росту веса пустого аппарата, который достиг 451 кг (оригинальный аппарат весил 400). В такой конфигурации был построен и третий аппарат.
В 1979 оба аппарата претерпели замену двигателя на Porsche 2 flat-fours мощностью уже 100 л.с. Далее Léon Knoepfli модифицировал свой AS-37B в Knoepfli VSTOL, изменив конфигурацию хвостовой части фюзеляжа (низкая плоская хвостовая балка, которая позволила разместить один толкающий винт непосредственно за кабиной) и заменив снова двигатель на Renault 343. Это произошло где то летом 1980.
Товарищ Rudy Nickel тоже вносил изменения в конструкцию своего AS-37A, новая модификация которого, теперь уже носящая имя Starck-Nickel SN.01 получила тянущие винты на передней кромке крыла и новые шасси по образу AS-37B. SN.01 летал по 1998 год, в 2012 уже находился в экспозиции музея Musée Aéronautique Presqu'île Côte d'Amour.
Один из сохранившихся AS-37B находится в запасниках музея Muséum Régional de l'Air, Angers
Характеристики модификации AS-37A
Экипаж - 2 чел.
Длина - 6 м
Размах крыла - 6.3 м
Высота - 1.6 м
Площадь крыла - 13.6 м
Вес пустого - 400 кг
Максимальный взлетный вес - 620 кг
Силовая установка:
1 × Citroën GS 1220 4-цилиндра воздушное охлаждение, 48 kW (65 л.с)
Винты: двухлопастные
Максимальная скорость на уровне моря - 185 км/ч
Крейсерская скорость на уровне моря - 170 км/ч
Дальность полета - 1500 км с 90 л. топлива
Практический потолок - 4500 м
Скороподъемность на уровне моря - 3.5 м/с
Разбег - 200 м
Пробег - 140 м.