ikono
Игорь, летающий строитель
- Откуда
- Германия, Йена
Большинство металлических деталей самолета ULF-2 изготовлено из "аэрокосмической" стали 1.7734 (0,15C-1,4Cr-0,9Mo-
0,25V). Этот материал имеет то свойство что при сварке шов и материал не теряют прочность и сохраняют Rm 700 MPa. Недостаток - трудности с его поставками, т. к. те немногие производители которые есть торгуют довольно большими партиями. Впрочем, в самолете лишь малая доля деталей подвергается сварке и нужное количество для этих деталей я достал через знакомых. Однако для осей, болтов и главное 12мм шплинтов крепления крыльев, а также прочего несвариваемого крепежа его достать не удалось. Примерный аналог 1.7734 в другой системе обозначений это 15CrMoV6. В самолете также разрешено применять сталь 1.7214 (0,25C-1Cr-0,2Mo)- аналог 25CrMo4, но это тоже экзотика.
В автомобилестроении широко применяется сталь 1.7225 (42CrMo4, 0,42C-1,1Cr-0,25Mo), ее легко достать в любых количествах. То что она не сертифицирована для космоса при строительстве СЛА несущественно, проблемнее большое содержание углерода. Поэтому она не свариваема (что для осей не важно), но термообрабатываема до Rm порядка больше 1000 MPa при сравнимых значениях деформации при разрыве (порядка 11%). Поэтому для шплинтов крепления крыла эта сталь представляется даже гораздо более подходящей чем родная 1.7734.
Но "ближе к телу". Заказал я 1.7225 и сделал 9 разных мелких деталей - оськи сложной формы с нарезкой М5-М8. Закалял нагревая до 860-880С и в воду. Потом отпускал 1 час при 550С. После такой термообработки ВСЕ 9 деталей имели микротрещины. Я заподозрил что мелкие детали в воде слишком быстро охлаждаются. По данным справочного листка (прилагается) так спешить необязательно, следующий раз я закалял в струе сжатого воздуха, охлаждение секунд за 20, отпуск примерно тот же. Микротрещин вроде нет, но как-то неспокойно мне стало крепить крылья такими шплинтами, зная что в принципе могут быть незаметные микротрещины.
Теперь я на распутьи: что делать? Не термообрабатывать вообще? Но я не могу померять дома Rm. Знающие люди, подскажите пожалуйста!
0,25V). Этот материал имеет то свойство что при сварке шов и материал не теряют прочность и сохраняют Rm 700 MPa. Недостаток - трудности с его поставками, т. к. те немногие производители которые есть торгуют довольно большими партиями. Впрочем, в самолете лишь малая доля деталей подвергается сварке и нужное количество для этих деталей я достал через знакомых. Однако для осей, болтов и главное 12мм шплинтов крепления крыльев, а также прочего несвариваемого крепежа его достать не удалось. Примерный аналог 1.7734 в другой системе обозначений это 15CrMoV6. В самолете также разрешено применять сталь 1.7214 (0,25C-1Cr-0,2Mo)- аналог 25CrMo4, но это тоже экзотика.
В автомобилестроении широко применяется сталь 1.7225 (42CrMo4, 0,42C-1,1Cr-0,25Mo), ее легко достать в любых количествах. То что она не сертифицирована для космоса при строительстве СЛА несущественно, проблемнее большое содержание углерода. Поэтому она не свариваема (что для осей не важно), но термообрабатываема до Rm порядка больше 1000 MPa при сравнимых значениях деформации при разрыве (порядка 11%). Поэтому для шплинтов крепления крыла эта сталь представляется даже гораздо более подходящей чем родная 1.7734.
Но "ближе к телу". Заказал я 1.7225 и сделал 9 разных мелких деталей - оськи сложной формы с нарезкой М5-М8. Закалял нагревая до 860-880С и в воду. Потом отпускал 1 час при 550С. После такой термообработки ВСЕ 9 деталей имели микротрещины. Я заподозрил что мелкие детали в воде слишком быстро охлаждаются. По данным справочного листка (прилагается) так спешить необязательно, следующий раз я закалял в струе сжатого воздуха, охлаждение секунд за 20, отпуск примерно тот же. Микротрещин вроде нет, но как-то неспокойно мне стало крепить крылья такими шплинтами, зная что в принципе могут быть незаметные микротрещины.
Теперь я на распутьи: что делать? Не термообрабатывать вообще? Но я не могу померять дома Rm. Знающие люди, подскажите пожалуйста!