Про целесообразность изменения направления вращения воздушных винтов - я ничего не скажу. Ибо в этом вопросе считаю себя не компетентным.
А вот про реверс двухтактных моторов - скажу.
Если нет смещения поршневого пальца в горизонтальной плоскости ( то есть мотор не дезаксиален ) - в какую сторону ему крутиться - нет разницы. Только нужно изменить положение датчика или прерывателя. Чтобы момент зажигания был где нужно.
Приведу несколько примеров. Обычный мотоцикл ИЖ Планета - имеет мотор вращающийся по часовой стрелке - если смотреть со стороны генератора. Моторная передача там цепная. Мотор мотоцикла ИЖ ПС - имеет шестерёнчатую моторную передачу и вращается против часовой стрелки - если смотреть со стороны генератора. И никакие процессы газовой динамики не мешают ему успешно работать.
Я имею опыт эксплуотации спортивного мотоцикла Восход ШК - 3.
«
Восход - ШК - 3.»
Мотор этого раритета сделан на базе мотобольного мотора - в свою очередь созданного на базе мотора обычного Восхода. Спортивный мотор имел увеличенные продувочные каналы и отличные от дорожного фазы газораспределения. Это позволяло получить со 175 кубиков около 20 л. с. мощности ( против 14 л.с. у дорожной модели ). Естественно со спортивным карбюратором... Моторная передача у спортивного мотора была цепная - как у дорожного. И чтобы повысить надёжность - кто то заменил её на шестерёнчатую. Такой мотоцикл попал однажды мне в руки и был отремонтирован и испытан. Естественно - направление вращения коленвала было обратное чем у стандартных моторов. ( Кикстартер на гоночном мотоцикле отсутствовал по определению - и мотор всегда заводился с толкача ).
Вот фото уникальной шестерёнчатой моторной передачи :
«
Мотор Восход ШК - 3.»
Практика показывает - что от изменения направления вращения коленвала - не наблюдается никаких заметных отрицательных моментов. Мотор работает вполне успешно. Ничуть не хуже чем вращающийся в нормальную сторону. Естественно зажигание переделано для получения момента искры в необходимой точке. Для случая с восходовским генератором нужно повернуть в новое положение генератор ( или его крышку с датчиком ). И нужно поменять местами выводы восходовского датчика.
Переключение выводов восходовского датчика вызвано тем - что там индукционный датчик взаимодействует с вращающимся магнитом имеющим два полюса. При реверсе - меняется последовательность прохождения перед датчиком магнитных полюсов. Это компенсируется сменой полярности включения датчика.
Если реверсировать мотор имеющий генератор и датчик - такого типа как на Ротаксе 503 - переключать полярность датчика не нужно. Нужно либо переставить датчик в нужное место - либо нарезать на втулке ротора новый шпоночный паз и повернуть ротор в положение необходимое для вращения в обратную сторону.
Ненужность смены полярности датчика в этом случае - обусловлена тем - что индукционный датчик Ротакса ( и иные подобные ) - содержит магнит внутри себя - а на роторе находится просто железный выступ. Соответственно - полярность импульсов датчика с встроенным магнитом не меняется при смене направления ротора.
Подобный индукционный датчик ( с внутренним магнитом ) от мотора РМЗ 500 :
«
Внешний вид датчика Pick- Up 433 13 35 51 N ( от мотоа РМЗ 500 с коммутатором Дукати старого образца )»
И ещё - моторы некоторых снегоходов ( к примеру некоторые версии Ротакса 593 ) - не имеют определённого направления вращения. Там стият 2 датчика и мотор можно реверсировать переключением режима работы электронного блока. Так что фабричные двухтактные моторы у которых направление вращения -
любое по выбору :exclamation - в природе существуют. Теоретически снегоход с таким мотором - может одинаково бодро ехать как вперёд - так и назад. ( Практически конечно задним ходом сильно разгоняться черевато последствиями - в связи с плохой управляемостью ходовой части при езде назад ).