Учимся летать. Тюмень.

aad

Я люблю строить самолеты!
Всем привет!
Не знаю, почему, но Новички почему-то стесняются делиться своими впечатлениями, достижениями и ошибками по своей «дороге в небо».  Предлагаю разморозить эту тему и выкладывать свои отчеты.
Начну с себя.
Летать хотел всегда. Возможно тогда, когда мне было лет пять, КВС АН-2, выполняющего рейс Енисейск – Усть-Пит посадил меня в кресло второго пилота  просто посидеть и поглазеть, минут десять. Возможно тогда, когда к нам в поселок начал прилетать МИ-8 и садиться на стадионе и мы толпой деревенских детишек бегали посмотреть на ревущую и забрасывающую нас песком машину, зародилась мечта. Одна из многих.  Тлеющая где-то глубоко и сумевшая каким-то чудом сохраниться сквозь сорокалетний жизненный опыт.
Пора осуществлять. Ведь если не сейчас, то скорее всего уже никогда.
Но как? Ты же офисный планктон, пашущий в в одном из огромных офисов Москва-Сити на Большого иностранного дядю по 10 часов в день, тратящий по 3 часа в день на дорогу до работы и обратно, отсыпающийся в выходные до обеда, после пятничного снятия стресса и закупающего продуктов на следующую неделю во второй половине дня.  Мечта, дело хорошее, то тащиться в Грызлово в субботу по Варшавке или Симферопольскому, это мазохизм, причем в тяжелой форме.
Мне повезло. Случайно. В курилке  Москва Сити, встретил знакомого, работающего на другого Большого иностранного дядю и получил предложение поработать в Тюмени или Челябинске на выбор. Условия меня устраивали и вот я, тщательно изучив интернет на предмет летных школ, типов ВС, выбрал внедорожник. То есть Тюмень.
Перевез семью, устроился на новом месте и через пару месяцев позвонил Карпову С.Н.
Пробный полет проходил в Ялуторовске. На этом празднике
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1226087265/240
Взлетели с аэродрома, минут десять полетали по кругу, потом сели на озеро. Что меня тогда удивило – это короткий взлет с воды (ветерок был хороший). Казалось, что только вышли на редан и тут же в воздухе.
Все, решено, учусь!
Моя вторая половина решила, что одного меня не отпустит, о чем заявила в ультимативной форме (это типа – я тоже хочу!) и вот мы вдвоем, через неделю приехали на озеро Андреевское. Сергей Николаевич выдал нам диск с лекциями и РЛЭ на Орион-СК-12, провел вступительную лекцию по устройству самолета и вот он, первый полет в кресле справа от КВС. Набрав высоту, выйдя на горизонтальный полет Сергей Николаевич провел еще один  инструктаж с наглядной демонстрацией приборов и органов управления самолета и предложил мне попробовать.
Помню, что левая рука через 10 минут полета начала отказывать от напряжения. Слушался меня самолет фигово. Выдержать курс по высоте, крену мне тогда не удавалось. 20 минут борьбы с горизонтом и собственным волнением.
Следующая на очереди была моя супруга… Сидя на заднем сидении я поражался выдержке и терпению Сергея, с которым он в десятый раз за сегодня объяснял, что так делать нельзя, а надо вот так, и зная, что в круглых глазах новоявленных курсантов нет и намека на разум и понимание. Какой смысл повторять, что «шарик боится ноги» если глаз от горизонта просто не оторвать. Он постоянно куда-то уплывает! Тут еще этот шарик! И ведь не остановишься на обочине, чтобы осмыслить, ну или просто расслабиться, скинуть это волнение и напряг.
После полета чувства реально были сумбурные.
Первое – восторг! Я летал! Херово, по кривой, которая должна быть прямой, но летал!
Второе – страх. А вдруг не получится? Это не так просто как кажется! Мой личный опыт научил меня ответственности за тех, кого везешь.
Третье – реальная усталость.  Столько разных и новых ощущений, адреналина, схлынуло, оставив добрую усталость и удовлетворение за сделанное дело. Пусть это и даже не первый шаг, но все равно хорошо.
Пивка бы, да домой ехать надо.
Так закончились первые 30 минут налета, 1 час на двоих.
Продолжение завтра...
 
Да.
Курсантов мало, но мы не одиноки. Народ учится.
 
9 т.р. полетный час.
-Цена летного часа , скажем так демократическая для двухмоторного гидросамолета  с такими двигателями..... да,   если не секрет,где вы проходили теоретическую подготовку?
Без последней как известно не может быть никаких полетов на получение пилотского удостоверения -это по правилам ...
Судя по Вашим постам  вы ее   в полном объеме и не проходили .....
 
Теория идет паралельно с практикой. Просто я ее опускаю. Она не вызывает эмоций, ну разве что крепкий сон :-[
Большая часть отдана для самоподготовки, что проверяется на понимание.
Я легко разобрался в двигателе ROTAX-912, изучив лекции. Он понятен всем, кто имел счастье владеть изделием отечественного автопрома без разницы какой марки 🙂. На практике, снял капот и посмотрел вживую.
 
Теория идет паралельно с практикой. Просто я ее опускаю. Она не вызывает эмоций, ну разве что крепкий сон :-[
Большая часть отдана для самоподготовки, что проверяется на понимание.
Я легко разобрался в двигателе ROTAX-912, изучив лекции. Он понятен всем, кто имел счастье владеть изделием отечественного автопрома без разницы какой марки 🙂. На практике, снял капот и посмотрел вживую.
- Вы  обучаетесь не на не техника самолета я надеюсь.... Вы понимаете о чем я? Теория это не  только    конструкция  двигателя  самолета и его  правильная эксплуатация... Аэродинамика,штурманская подготовка,руководящие документы(ФАП ),метеорология и т.д

Удачи Вам.
 
Николай, конечно же на "любителя". Двигатель это как пример самостоятельной подготовки. Но даже РЛЭ лучше изучать рядом с самолетом. Чтобы глазами и руками. Аэродинамика, медицина, конструкция самолета, двигатель приборы, метеорология - это то,  что за два месяца начитано и еще читается. Впереди то же много чего - ПСО, ФАПы и длинный список других "сокращенний".  Без этого никак. И я для себя учу, а не для Комиссии.
Но здесь я хотел поделиться эмоциями о первых полетах.

Выдалась свободная минутка, продолжу….
И вот он, следующий выходной, снова Андреевское озеро.
Сергей Николаевич для нас, таких одаренных, повторил все заново ,только чуть подробнее + лекция - предполетный осмотр. Проверка, что уяснили из РЛЭ.
Садимся в самолет. Снова назначения всех приборов, что и когда нужно контролировать.
Запуск двигателей – последовательность.
Руление, основные принципы. Все на примерах. Правда там рулить до воды всего 10 метров.
Спуск в воду. Снова руление, принципы. Убираем шасси. Разворот против ветра, закрылки, взлетный, редан, отрыв, набор высоты. Вспоминаем  по тетрадке, на чем остановились в последний (первый) раз и передача управления. Снова реальный мандраж.
Минут через пять понимаю, что лечу по прямой ровно, самолет практически не рыскает. При этом напряг на руках сохраняется. Теперь уже на двух, так как правая лежит на наддуве. Ноги пытаются не соскользнуть с педалей.
Начинаем отрабатывать повороты. Раза с четвертого шарик действительно стал «бояться ноги» и держался недалеко от средины. Но при этом теряю горизонт. Начинаю или набирать или снижаться. Не сильно, но достаточно для замечания.  Реально, кроме шарика и горизонта ничего не видел. С ориентированием совсем плохо. Все внимание только на эти задачи.
Удержать угол, горизонт, чертов шарик – казалось крайне сложной задачей. Головой понимаю, что все получится если расслабиться, почувствовать управление, но не получается. Движения осторожные и нервные, пальцы белые от напряжения, как будто стоит выпустить и все, конец света. Хотя и показывал же Сергей Николаевич - сам он летит, ровно, если не вмешиваться. На кочках разве что подправлять немного (на улице +37, высота 200 метров, воздушная скорость 165 – 175 км/ч). Полчаса пролетает за одну минуту. Передаю управление, посадка на воду, пересаживаюсь назад, левое место занимает дорогая половина.  Снова поражаюсь безграничному терпению инструктора…  На десятой минуте полета начинаю понимать, что на следующий полет моей       половины не сяду. Посижу тихонечко на берегу, покурю..
Нет, думаю, что она делала все так же как и я и не хуже, но не покидают меня неприятные чувства, когда женщина за рулем автомобиля или чего то еще. Чисто подсознательно.
Но с другой стороны, разве плохо, когда в семье два водителя?
 
Насколько мне известно права выдавать такие свидетельства у Тюменских нет. То есть сертифиципованного центра в Тюмени нет.  Поправьте если я не прав.
 
Центр (клуб) открыл Ю-Тейр совместно с местной городской администрацией месяц назад. Располагается на "Плеханово". Учебный класс там же.

Продолжу.
Третий и четвертый полеты пропущу. Тренировали то же самое плюс набор и снижение плюс осваиваем замечать другие приборы. Напряжение уходит. Начинаю чувствовать самолет.
На четвертом полете Сергей Николаевич показывает «сваливание».  По лекциям это было как-то страшно, на деле оказалось  все спокойно и как то «штатно».  Видимо это опыт инструктора. Еще стал ясен смысл фразы – «самолет надо ж-пой чувствовать…».
Пятый полет. То же самое, отрабатываем повороты, набор снижение.
Но какая офигенная разница со вторым. Наконец то я реально расслабился. Я вижу, где лечу и куда. Успеваю посмотреть на все приборы и даже полюбоваться тем что на траверсе. И от этого испытываю КАЙФ.  Я чувствую самолет!
То есть лично мне понадобилось пять полетов по полчаса и полтора месяца, чтобы снять этот испуг и начать получать удовольствие. Много это или мало не знаю. Да и не важно. Главное – это понимание мое это или нет. Не знаю, кто и как проходил этот период, но уверен, что если у других он есть и его пройти, то остановиться уже скорее всего не сможешь. Затянет…
Именно после этого плета я понял, что это реально и это мое.
 
Именно после этого плета я понял, что это реально и это мое.

Не торопитесь с выводами голубчик. Впереди ещё самостоятельная посадка и посадка с "отказавшей" СУ, но думаю что справитесь. А вот зачем это нужно Вашей жене- не понимаю. Да и цена вопроса не слабая, если я не ошибаюсь, курс состоит из 26часов. Однако!
 
До первого САМ еще очень далеко. Курс 42 часа. Я не тороплюсь. Если почувствую, что не готов, или будут сомнения у инструктора в моей готовности, продолжу обучение за рамками курса. Цель не получение пилотского (хотя и это важно), цель научиться летать, причем безопасно для себя и окружающих.
Жена то же испытывает кайф от полетов. Как тут запретишь. Вот и приходится по полчаса летать.
Как выложить видео? Подскажите плз.
 
42 часа- это серьёзно! Думаю что Вам не понадобятся допчасы. Про организацию, вашего с женой обучения, не всё понятно. Вы пишите, что приходится летать по полчаса? Лётный час делите на двоих? А как же пилотское- пополам что-ли? Пишите яснее. Плиз.
 
Да,нет. это чисто финансовый вопрос. Дольше учиться будем. Причем получать пилотское жене необязательно. Просто ей понравилось.
 
Учится по полчаса за занятие не эффективно, даже если что то получается, не хватает времени этих успехов закрепить. Да еще сами посчитайте, 42 часа по полчаса это 82 занятия. Пусть, даже вы летаете два раза в неделю, 40-50% в ремени в году (ограничения по погоде, сами не можете, другие обстоятельства).
Это получается, на два года "размазывать" обучение. Это не серьезно. Дарите жене лучше цветы, а на съэкономленные деньги (часы) учитесь сами. ИМХО, конечно.
 
Учится по полчаса за занятие не эффективно, даже если что то получается, не хватает времени этих успехов закрепить. Да еще сами посчитайте, 42 часа по полчаса это 82 занятия. Пусть, даже вы летаете два раза в неделю, 40-50% в ремени в году (ограничения по погоде, сами не можете, другие обстоятельства).
Это получается, на два года "размазывать" обучение. Это не серьезно. Дарите жене лучше цветы, а на съэкономленные деньги (часы) учитесь сами. ИМХО, конечно. 

Именно это и я имел ввиду. Растягивать обучение на столь длительный срок  не эффективно! Любое обучение должно иметь свой ритм. Отсюда и вопросы относительно обучения Вашей жены. Надеюсь что не позволил себе лишнего.Про обучение обязательно пишите, очень интересно как преподают в сертифицированных центрах, может чего нового узнаем.
 
По другому никак.
Есть только выходные. Иногда делаем по два полета по полчаса в день. Опять же, летать за один раз более чем полчаса то же не стоит. Притупляется способность к обучению.
Второй вопрос финансовый.  Но растянув на год можно его сделать безболезненным для семейного бюджета, даже при обучении вдвоем.
Эта тема уже обсуждалась в одной из веток. И мнения там разные. Думаю что многие из желающих учиться начали бы это делать, если бы понимали что финансовый вопрос можно растянуть.
И обучение это болше удовольствие нежели тяжелый труд. А удовольствие нужно растягивать.  🙂
 
Зря на человека набросились по поводу обучения вдвоем.

Я например скоро, надеюсь, домечтаюсь, да пойдем учиться. Тоже вместе. У меня половинка например идеально авто водит. На профессиональных зимних и offroad ралли на полуджипе (BMW X5) рвет напрочь именитых дядек на "суперпупермегатурбочетыревезьде", которых постоянно по телевизору показывают и весь город их знает. Сейчас все привыкли, что если она приедет на соревнование - то призовое место заберет, часто первое. А первые разы - видели бы вы их рожи с отпечатком опущенного самомнения🙂
У меня конечно опыт в авиации равен нулю, но даже я понимаю, что два пилота - это умноженная на два безопасность полета. Вспомните хотя бы аварии, случившиеся из-за плохого самочувствия пилота.

Да и вообще - если привыкли все делать вместе, надо и здесь быть вместе🙂 Так держать!
Спасибо за отчеты, для интересующихся пилотированием очень познавательно.
 
Назад
Вверх