С чего мы начинали: это воспоминания нашего партнёра
Знакомство
«А что нам еще остается? Ведь единственное, что мы умеем делать хорошо, это строить самолеты». В его словах прозвучала нескрываемая горечь, он залпом осушил стакан и вонзил в меня свой пронзительный взгляд, словно пытался прочитать мои мысли, несмотря на то, что уже сгустилась темнота и наш столик едва освещался фонарями, висящими высоко на своих одиноких столбах Я молчал, а ему, видимо и не требовалось он меня ни подтверждения, ни одобрения его слов. Мы сидели вдвоем, еще мало знакомые в 2006 году, в окружении выставочного шатра и двух палаток с одной стороны и массивного продолговатого металлического сооружения с другой. Сейчас, в этой темноте мало кто даже из видавших видов знатоков авиации смог бы разглядеть и представить, что за конструкция отбрасывает тень на двух собеседников.
Ночь спустилась на уставший после дневной сутолоки лагерь, наполненный несметным количеством самолетов, двигателей и прочей авиационной техники собравшейся и прилетевшей сюда со всей Америки. Остывал воздух, разогретый за день жарким летним солнцем и взбудораженный непрекращающимся ревом самолетных моторов и многотысячной толпой посетителей ежегодной выставки-слета любителей авиации в Ошкоше.
Александр был немногословен, но по его угрюмым ответам на мои вопросы в попытках отыскать общих знакомых и составить представление о состоянии дел в малой авиации я понял, что за прошедшие пять лет в России мало, что изменилось к лучшему.
Я начал понимать, что же заставило небольшую группу талантливых авиационных инженеров притащить сюда, за тысячи километров от своего дома и от места своей ежедневной мыслительной деятельности эту груду склепанного алюминия в которой даже неискушенному взгляду с трудом удалось бы угадать прообраз будущего самолета.
Каюсь, я поначалу даже с некоторым юмором воспринимал все это, когда они выгружали своего монстра из контейнера. Мне почему-то вспомнился из Безенчук из «Двенадцати Стульев», который приволок свои гробовые изделия в Москву, где, якобы бушует «гриб», и граждан хоронить не в чем. Куда же, тут свои самолеты девать некуда, конкуренция страшная, а эти свой фюзеляж привезли, с которым еще не знают, что делать.
Посетители выставки обязательно замедляли свой ход, когда проходили мимо нашего стенда. Действительно, было чему подивиться. Избалованные последними достижениями авиационной индустрии и технологии состоятельные американцы никак не могли взять в толк, что же тут, на выставке делают эти странные русские, расположившиеся палаточным табором посредине выставки. Представьте картину, слева, как скелет динозавра возвышается непонятная конструкция, напоминающая остов незнакомого разобранного самолета, а рядом палатка, из которой торчат волосатые ноги. Ладно, с этим вообще непонятно ничего, а справа общительный Дима, показывает фотографии на стенде и вдохновенно рассказывает о другом уникальном самолете М-12. Самолет наш построен, замечательный, двухмоторный, но, к сожалению мы не успели еще его привезти и он пока еще в пути. А летает, зашибись. Янки цокали языками, покачивали головами и шли дальше, недоуменно покачивая головами. К слову сказать, М-12 все-таки приплывет в Штаты и попадет на выставку спустя месяца полтора после ее окончания. Он будет сертифицирован и показан в следующем году, вызовет огромный интерес у публики и найдет, наконец, своего покупателя.
Мне всегда приятно осознавать, что в США отношение к русским самолетам очень уважительное. В штате Джоржия, где я живу, почти на каждом аэродроме летают спортивные ЯКи или Ан-2, а на таких крупных ежегодных выставках, как в Ошкоше или Сан энд Фан слетаются вместе сотни русских машин.
Мне очень больно осознавать, что мы живем в такое время, когда авиация в России находится, в лучшем случае на положении пасынка, но, наверное правильнее сказать, в полном упадке. Так было и тогда, когда многие годы и мне и моим друзьям приходилось «доставать» необходимые материалы, изготавливать детали «на коленке» и летать «подпольно». По тому, что знаю сам и по рассказам многочисленных друзей, предприятия закрываются, специалисты не находят приложения своих знаний и умений, их опыт не передается следующему поколению и будет, к сожалению, утрачен.
Как же замечательно, что мне удалось встретить ребят, которые не опустили руки среди этой безысходности, а решили строить свое детище в Америке, где, как они поняли, истинный рай для конструкторов, строителей самолетов и любителей летать. И, конечно, все было бы невозможно без тех, кто вложил и продолжает вкладывать свои деньги в это рискованное начинание. Конечно, все обстояло не совсем так просто. Этот фюзеляж был построен по заказу американского бизнесмена, Глена, которому до этого были спроектированы и построены 3 комплекта крыльев, но который почему-то отказался от фюзеляжа, когда тот находился в пути. Поэтому и было принято решение выставить его в Ошкоше, воспользовавшись тем, что Димин М-12 задерживался с прибытием к сроку, и все шло к тому, что оплаченное место грозило оказаться совсем пустым.
Так нельзя заканчивать, обязательно будет продолжение 🙂