Валерий Хаванский и его самолет "Беркут"

==============   ДЛЯ  ХИМИКОВ ----Заправка химикатами , обратите внимание на высоту крайних ВРЖ над землей . Оптимальна при посадке на полевую дорогу между полями ..взрослой.. пшеницы .
 
                               ПРИБАМБАСИКИ    МЦС===БЕРКУТ                                                                                                               ---Пневмо-гидравлическая передняя стойка ( полностью исключает возможность ..козла.. при взлете и посадке )---- управляемый стабилизатор с дистанционным электро-приводом ( позволяет балансировать самолет от предельно-передней до предельно-задней центровки при сохранении устойчивости по скорости )----инжекторная система зажигания МОТЕК--СОКОЛОВ  СПОРТ с выводом текущего качества смеси на прибор в кабине ( обеспечивает заданное качество смеси и угла опережения зажигания независимо от нагрузки , высоты и температуры воздуха )------генератор 1000вт с запасом обеспечивает работу всех потребителей включенных одновременно -------стекла кабины оклеены бронировочной пленкой , предотвращающей образование микроцарапин и позволяет садится на солнце при очень маленьком курсовом угле ------малогабаритная система выпуска флаперонов позволила значительно увеличить полезный объем кабины -------авиа-горизонт и 4 ..дальнобойных.. фары позволяют выполнять полеты в глубоких сумерках ( актуально на АХР )-------зеркальная тонировка верхних стекол значительно улучшает комфортность для пилота при работе в летнее время ------- полноразмерный жидкостный отопитель кабины ( радиатор НИВА-ШЕВРОЛЕТ ) обеспечивает относительно комфортные условия в кабине при низких температурах наружного воздуха ------ громко-говорящая связь со спец-сигналами ( ..крякалка.. и т. д. ) для связи с техником при работающем дв-ле и разгоне ..крестьян.. с полосы при заходе на посадку
 
      Хочу рассказать одну историю из цикла ..ПРОСТРАНСТВО  И  ВРЕМЯ..                                                            Во времена моей далекой летной юности я проходил программу ввода в строй командиров самолета . Летали 100ч с левого сиденья в производственных условиях на АХР . Работали в то время круглый год . Из ..центра.. спускали план внесения удобрений для крестьян , а мы вносили . Ну и как обычно валили все в одну кучу , селитра-суперфосфат , калийка , в итоге получалось тесто . А работать надо . Технари придумали в хим-бак шнеки , как на мясорубке , ну мы это ..тесто.. и вносили . Зима , январь , температура -20* . Летим над полем , ..тесто.. зависло и инструктор берет лопату , это был обычный ..бортовой инструмент.. , и идет в грузовой отсек , открывает люк хим-бака , и начинает счищать ..тесто.. к шнеку . В те времена это было в порядке вещей . Короче я за ..рогами.. в кабине , Генадий-инструктор по пояс в хим-баке с лопатой , режим полета ..бархатный.. (скорость--170кмч , темп. гол. цылинд. 170 , наддув 700 , оборот.-1700 .  И вдруг раздается глухой внутренний удар в двигателе . Наддув сразу упал до 500мм , на стеклах появились капельки масла и в кабину стал поступать дым . Я сразу повернул в сторону аэродрома , удаление было чуть больше 3км , стал смотреть куда можно сесть , ну и как всегда в таких случаях , садится было некуда . Поле  под нами было все в навозных кучах , тоже удобрение . Когда скорость упала до 140кмч , перевел с-т на снижение и потихонечко тяну к аэродрому . Через дверь ору ..ГЕНКА-А-А.. а он не слышит , в баке от ветра шум . В правых стеклах за бортом смотрю из выхлопной валит черный дым . Потихонечку снижаюсь , вроде на этом режиме хватает дотянуть , и когда остается до аэродрома 500м , появляется Генка . Сразу хватается за РУД и хотел добавить ( скорость маленькая ) .. я ----не трогай , пока летим .. . Летим под 90* к торцу ВПП , впереди пологая балка шириной 200м и глубиной 15-20м , на пртивоположной стороне наш аэродром , высота 20м . И над серединой балки нервы у ГЕНКИ не выдержали , осталось до полосы метров 120 , он добавляет газ . Форточки у нас уже были открыты , так-как дым мешал смотреть . Двигатель до этого хоть и работал с перебоями но потихонечку тянул , а после добавления ..газа.. сделал ..тыр-тыр-БА-БАМ.. и тишина...............Раздался звук жестянки , по стеклу полыхнул огонь и маслом как из ведра , и все . Посмотрел в форточку самолет стал медленно опускать нос . Я доворачиваю самолет по полосе , выпускаю закрылки до полного , выключаю зажигание (еще подумал ..ну теперь тебе это не надо..) закрываю топливный кран и тяну штурвал на себя . Конечно до нормального посадочного положения не хватило , но сели , по тормозам и остановились ..точно у Т.. . Я  ГЕНКЕ ..бежим---он мне..подожди еще не горим.. Сидим , включили пожаротушение , пошипело , огня нету , дым рассеялся . Посмотрел влево , вижу в нижнем крыле торчит цилиндр , перед кабиной вертикально задрат капот двигателя . Связались с базой , должили полный отказ дв-ля , посадка на аэродром благополучна . Они долго не могли понять как при полном отказе сели нормально , да еще на свой аэродром . Залезли наверх , ..двигатель в разрезе--- шатуны , поршня , колен-вал . Пошел посмотреть по снегу , на нетронутом снегу , точно по траектории , лежат все зап-части , винтики , дюритики и донышко поршня . И вот с тех пор я никак не могу понять , как можно успеть все сделать , с высоты 15м развернуть самолет без мотора на 90* , все выпустить , закрыть , выключить ( если только одни закрылки выпускаются 5 сек. )  ВОТ  ТАК  СЖИМАЕТСЯ  ВРЕМЯ  В  ЭКСТРИМАЛЬНОЙ  СИТУАЦИИ .........................................................................................................................................
 
можно успеть все сделать , с высоты 15м развернуть самолет без мотора на 90* , все выпустить , закрыть , выключить



Не так круто, но тоже прикольно вспомнить:
B училище от четвертого (150м) до посадки времени было в обрез все нужное сделать и расчитать точно.
Bспомнилось это через пару лет при работе на химии - после 4го (50м) до посадки успевал расчитать, выпустить, проконтролировать, сделать запись и прикинуть расчет на следующее поле. Попутно закурить (предварительно преоткрыв форточку).
Говорят что некоторые еще и пару анекдотов успевали рассказать до посадки 🙂))
 
       Защитная ..бронировочная.. пленка используется для покрытия стекол в фирмах занимающихся , тонированием автомобилей . Стоимость может быть разной , узнаите на месте . Ребята всегда идут навстречу , когда узнают для чего она нужна .
 
     За посадку и сохранение матчасти инструктору досрочно присвоили очередной класс пилота , а мне , как 2му пилоту пожали руку и вручили грамоту ..за хладнокровное поведение в чрезвычайной ситуации..           Позже инженеры объяснили что это был единственный случай заклинивания поршня в главном цылиндре .
 
инструктору досрочно присвоили очередной класс пилота 

Награда нашла героя.
:craZy


Есть вопрос по обслуге двигателя.
Как вы контролируете состояние двигателя? Понятно , что фильтры меняете по шасам и масло, но вот более углубленно что делаете? Компрессию меряете или еще что?
 
     Контроль дв-ля осуществляем в начале сезона : компрессия ( кстати довольно низкая , если память не изменяет 11-12 еден. ) , расход масла ( мне говорили что СУБАРИКИ имеют повышенный , но у нас вполне приемлемый , доливаем 0.5л за 100час.) . Выполняем диагностику инжектора , 1  раз в год .  ЗАМЕНА-----масла , масло-фильтра , свечей через 100часов . Замена ремня ГРМ через 500час. В начале 2010 года заменили , отдали на контроль а он как новый . Воздушный фильтр промываем через 25ч или по состоянию . Топливный фильтр выс. давления меняем через 100ч , малого давления по состоянию ( примерно через 25ч ) . ................................................................................................
 
=======================  ПОСЛЕДСТВИЯ  ТРОСОВОЙ   ПРОВОДКИ   УПРАВЛЕНИЯ   РУЛЕМ  ВЫСОТЫ  .   Са-т подобный  СН-701  ,  ПИЛОТЫ   ЖИВЫ  .
 
         Складывание качалки после понижения тнмпературы воздуха в полете на 120кмч  и высоте 15м
 
     Через  10 мин. я должен был выполнить контрольный облет самолета на предмет сравнительного анализа с СП-30
 
        НУ  ХВАТИТ  О  ГРУСТНОМ.........................В старинные года , в прошлом веке ................... Лето , июнь , разгар работы . Второй пилот , молодой парень , не пьет , бабы к нему так и липнут . А он взял с собой на ..точку.. мотоцикл ЯВА-350 , нового образца . Вечером закончили работу , он говорит .. командир , я медсестру обещал покатать , можно ? .. В документах полный ажур , парень надежный . Говорю ..валяй.. Поехал . Поужинали , его нет , пора спать лажится (вставать же в 3.30 ) , его нет . Ладно думаю , утро вечера мудренней . Просыпаемся пол четвертого , техник пошел готовить самолет и тут заходит ФЕДЯ . По виду вижу устал до предела , спрашиваю ..что случилось.. ----..поехали на отделение за 20км и там прокололи колесо , обратно шли пешком .. ----..а мотоцикл где ?..----..оставили у местных во дворе.. . Ну запустились , прогрелись , полетели за моциклетом . А отделение дальнее , молодежи там нет , живут  одни старики да разводят скот , одна улица , да тридцать-сорок домов . Короче подлетаем , улица шириной метров 60 . Сели , спрашиваю ..какой дом?..---..вон тот 4 с краю.. .Подрулили к дому , выключились . ...........А в это время все местные выгоняли своих коров на пастбище , и вот все зти буренки застыли у своих ворот как вкопанные . Если народ привык уже к нашим кукурузникам , то видели бы вы глаза коров..... Открыли грузовую дверь , загрузили мотоцикл , и прямо с улицы взлетели . За все время ни одна буренка не сдвинулась с места . Наверно они долго еще обсуждали это событие на своем коровьем языке . ///////////  Это один из эпизодов жизни рядового ..химика..
 
    Троса были натянуты летом при температуре +30 , а произошло глубокой осенью около нуля , самолет налетал 200ч , расслабились . Качалки были без боковых жесткостей на устойчивость . Троса одинарные .
 
То есть косяк в обслуживании и конструкции качалки. Сама схема используется очень давно, и такой случай показательным не является.
 
Назад
Вверх