Гришаткин Юрий
Я люблю строить самолеты!
ОФ СЛА г.Москвы предлагает обсудить и отработать совместное предложение об изменении медицинских требований к пилотам СВС. Предлагаем месяц на обсуждение. Дальше совместное предложение посылаем в Минтранс.
Наше предложение следующее:
6.1. Пилоты сверхлегких летательных аппаратов проходят в качестве медицинского освидетельствования комиссию освидетельствования водителей транспортных средств категории А или Б.
Обоснование на изменение ФАП № 50 для пилотов СВС.
Введение.
Стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом ИКАО в соответствии с положениями Чикагской Конвенции, признаются необходимыми и желательными в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации.
Согласно п.1.2.4.9 Приложения 1 медицинское освидетельствование авиационного персонала должно учитывать условия, в которых кандидат будет осуществлять свои права, предоставляемые ему свидетельством и квалификационными отметками (так, ограничения по слуху или речи не могут служить препятствием к полетам в классе G, а дефекты конечностей или их отсутствие могут требовать только установки на воздушное судно специальных приспособлений).
Сравнительный анализ.
1. Требования по медицинскому контролю в аналогичных по экстремальности видах досуга:
- альпинизм, туризм всех видов сложности, водно-моторные виды спорта – справка из физкультурно-врачебного диспансера при участии в соревнованиях, в других случаях не требуется;
- парусный спорт – медицинская справка не требуется, проводится осмотр врачом перед соревнованиями.
2. Аналогичные виды деятельности:
- автомобильный и мотоциклетный транспорт – водительская справка.
3. Требования к пилотам СВС в некоторых зарубежных странах:
- Канада – пилотам СВС медицинская справка не требуется;
- США – медицинская справка водителя (пилотам со спортивной лицензией для допуска к полётам достаточно иметь действующие водительские права государственного образца);
- Франция – справку выдает врач общей практики.
4. Требования, ранее существовавшие в ДОСААФ – для пилота сверхлёгкой авиации (СЛА) справка из физкультурно-врачебного диспансера.
5. Реальность, существующая более 30 лет – эффективный самоконтроль состояния здоровья всеми, кто летает на СВС. Лётное долголетие подавляющего большинства состоявшихся пилотов СВС, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по причине резкого ухудшения здоровья у пилотов СВС в воздухе
.
Угрозы 3-м лицам.
1.СВС имеют взлетную массу до 495 кг и скорость движения 30-140 км/час, что соизмеримо с мотоциклами и значительно уступает автомобилям. Полеты СВС проходят над ненаселенной местностью в незагруженном по интенсивности пространстве, чего нельзя сказать, например, об автомобильном и мотоциклетном транспорте.
2. Акробатические полеты, связанные с высокими нагрузками, на СВС запрещены и в принципе невозможны. Полеты носят плавный характер, что не накладывает на организм каких-либо перегрузочных воздействий.
3. СВС выполняют полёты на малой высоте и способны производить посадку на крайне ограниченные площадки (шириной около 25 м и длиной до 100 м), что позволяет быстро прекратить полет в случае необходимости.
Необходимость и целесообразность медицинского контроля в СЛА.
В большинстве случаев СВС не базируются на аэродромах и стационарных площадках (ввиду практического отсутствия такой возможности для сверхлёгкой авиации), поэтому полёты на СВС связаны с транспортировкой их к месту летания и обратно, погрузочно-разгрузочными работами и сборкой-разборкой СВС.
А именно:
- погрузка/разгрузка на автомобиль крыла дельталёта весом 55-60кг;
- погрузка/разгрузка на автомобиль трайка /паралётной тележки весом 50-70кг;
- сборочные операции для подготовки к полету и последующие операции по разборке СВС по окончании полётов в общей сложности представляют собой 1-2 часа активной физической работы в полевых условиях, круглогодично, в весенне-летний и осенне-зимний периоды, при различной погоде (температура, скорость ветра, эстетическое воздействие и пр.).
Управление СВС в силу его конструктивных особенностей (балансирное, или силовое с помощью специальных строп), особенно при воздействии турбулентности, всегда связано с умеренной физической нагрузкой и требованием выносливости при продолжительных полётах.
Взлёт и посадка с ног / на ноги с крылом, подвесной системой, системой спасения (дельтапланы, парапланы, мотопарапланы) и ранцевой силовой установкой (мотопарапланы) также предъявляют вполне определённые требования к силовым характеристикам, скоростным качествам, координации пилота СВС и т.д..
Перечисленные выше особенности СЛА определяют естественный отсев кандидатов в пилоты СВС (под контролем инструкторов) на самых ранних стадиях обучения не столько по медицинским показаниям, сколько по показателям мотивации, и они же, эти особенности, впоследствии сами по себе являются естественными процедурами контроля и поддержания на необходимом уровне состояния физического и психического здоровья пилота СВС.
При этом налет у 90% пилотов СВС составляет всего от 5 до 50 часов в год.
4. Кроме того, фактически все полеты на СВС осуществляются с временных площадок или географических точек, где отсутствует традиционная авиационная инфраструктура и где ответственность за здоровье берёт на себя ( прежде всего или только ) сам пилот (иногда также его руководитель).
Дополнительно:
Одной из особенностей СЛА (почему-то именно это менее всего учитывается разработчиками документов) является то, что СЛА получает развитие именно там, где не развита авиационная инфраструктура, а, следовательно, нет и ВЛК. Процедура же прохождения ВЛК, изначально и в существующем ныне виде рассчитанная на профессиональный авиационный персонал, практически неосуществима для пилотов СВС из отдалённых регионов и местностей и фактически бесполезна.
Основоположниками и мэтрами сверхлёгкой авиации в 1970-1980-е гг. в нашей стране стали как раз те устремлённые в Небо энтузиасты, многим из которых именно по медицинским показаниям, в соответствии с существовавшими тогда порядками, путь в Небо был закрыт НАВСЕГДА.
Наше предложение следующее:
6.1. Пилоты сверхлегких летательных аппаратов проходят в качестве медицинского освидетельствования комиссию освидетельствования водителей транспортных средств категории А или Б.
Обоснование на изменение ФАП № 50 для пилотов СВС.
Введение.
Стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом ИКАО в соответствии с положениями Чикагской Конвенции, признаются необходимыми и желательными в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации.
Согласно п.1.2.4.9 Приложения 1 медицинское освидетельствование авиационного персонала должно учитывать условия, в которых кандидат будет осуществлять свои права, предоставляемые ему свидетельством и квалификационными отметками (так, ограничения по слуху или речи не могут служить препятствием к полетам в классе G, а дефекты конечностей или их отсутствие могут требовать только установки на воздушное судно специальных приспособлений).
Сравнительный анализ.
1. Требования по медицинскому контролю в аналогичных по экстремальности видах досуга:
- альпинизм, туризм всех видов сложности, водно-моторные виды спорта – справка из физкультурно-врачебного диспансера при участии в соревнованиях, в других случаях не требуется;
- парусный спорт – медицинская справка не требуется, проводится осмотр врачом перед соревнованиями.
2. Аналогичные виды деятельности:
- автомобильный и мотоциклетный транспорт – водительская справка.
3. Требования к пилотам СВС в некоторых зарубежных странах:
- Канада – пилотам СВС медицинская справка не требуется;
- США – медицинская справка водителя (пилотам со спортивной лицензией для допуска к полётам достаточно иметь действующие водительские права государственного образца);
- Франция – справку выдает врач общей практики.
4. Требования, ранее существовавшие в ДОСААФ – для пилота сверхлёгкой авиации (СЛА) справка из физкультурно-врачебного диспансера.
5. Реальность, существующая более 30 лет – эффективный самоконтроль состояния здоровья всеми, кто летает на СВС. Лётное долголетие подавляющего большинства состоявшихся пилотов СВС, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по причине резкого ухудшения здоровья у пилотов СВС в воздухе
.
Угрозы 3-м лицам.
1.СВС имеют взлетную массу до 495 кг и скорость движения 30-140 км/час, что соизмеримо с мотоциклами и значительно уступает автомобилям. Полеты СВС проходят над ненаселенной местностью в незагруженном по интенсивности пространстве, чего нельзя сказать, например, об автомобильном и мотоциклетном транспорте.
2. Акробатические полеты, связанные с высокими нагрузками, на СВС запрещены и в принципе невозможны. Полеты носят плавный характер, что не накладывает на организм каких-либо перегрузочных воздействий.
3. СВС выполняют полёты на малой высоте и способны производить посадку на крайне ограниченные площадки (шириной около 25 м и длиной до 100 м), что позволяет быстро прекратить полет в случае необходимости.
Необходимость и целесообразность медицинского контроля в СЛА.
В большинстве случаев СВС не базируются на аэродромах и стационарных площадках (ввиду практического отсутствия такой возможности для сверхлёгкой авиации), поэтому полёты на СВС связаны с транспортировкой их к месту летания и обратно, погрузочно-разгрузочными работами и сборкой-разборкой СВС.
А именно:
- погрузка/разгрузка на автомобиль крыла дельталёта весом 55-60кг;
- погрузка/разгрузка на автомобиль трайка /паралётной тележки весом 50-70кг;
- сборочные операции для подготовки к полету и последующие операции по разборке СВС по окончании полётов в общей сложности представляют собой 1-2 часа активной физической работы в полевых условиях, круглогодично, в весенне-летний и осенне-зимний периоды, при различной погоде (температура, скорость ветра, эстетическое воздействие и пр.).
Управление СВС в силу его конструктивных особенностей (балансирное, или силовое с помощью специальных строп), особенно при воздействии турбулентности, всегда связано с умеренной физической нагрузкой и требованием выносливости при продолжительных полётах.
Взлёт и посадка с ног / на ноги с крылом, подвесной системой, системой спасения (дельтапланы, парапланы, мотопарапланы) и ранцевой силовой установкой (мотопарапланы) также предъявляют вполне определённые требования к силовым характеристикам, скоростным качествам, координации пилота СВС и т.д..
Перечисленные выше особенности СЛА определяют естественный отсев кандидатов в пилоты СВС (под контролем инструкторов) на самых ранних стадиях обучения не столько по медицинским показаниям, сколько по показателям мотивации, и они же, эти особенности, впоследствии сами по себе являются естественными процедурами контроля и поддержания на необходимом уровне состояния физического и психического здоровья пилота СВС.
При этом налет у 90% пилотов СВС составляет всего от 5 до 50 часов в год.
4. Кроме того, фактически все полеты на СВС осуществляются с временных площадок или географических точек, где отсутствует традиционная авиационная инфраструктура и где ответственность за здоровье берёт на себя ( прежде всего или только ) сам пилот (иногда также его руководитель).
Дополнительно:
Одной из особенностей СЛА (почему-то именно это менее всего учитывается разработчиками документов) является то, что СЛА получает развитие именно там, где не развита авиационная инфраструктура, а, следовательно, нет и ВЛК. Процедура же прохождения ВЛК, изначально и в существующем ныне виде рассчитанная на профессиональный авиационный персонал, практически неосуществима для пилотов СВС из отдалённых регионов и местностей и фактически бесполезна.
Основоположниками и мэтрами сверхлёгкой авиации в 1970-1980-е гг. в нашей стране стали как раз те устремлённые в Небо энтузиасты, многим из которых именно по медицинским показаниям, в соответствии с существовавшими тогда порядками, путь в Небо был закрыт НАВСЕГДА.