Внесение поправок в медицинский ФАП 50

Гришаткин Юрий

Я люблю строить самолеты!
ОФ СЛА г.Москвы предлагает обсудить и отработать совместное предложение об изменении медицинских требований к пилотам СВС. Предлагаем месяц на обсуждение. Дальше совместное предложение посылаем в Минтранс.
Наше предложение следующее:
6.1. Пилоты сверхлегких летательных аппаратов проходят в качестве медицинского освидетельствования комиссию освидетельствования водителей транспортных средств категории А или Б.

Обоснование на изменение ФАП № 50 для пилотов СВС.

Введение.
Стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом ИКАО в соответствии с положениями Чикагской Конвенции, признаются необходимыми и желательными в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации.
Согласно п.1.2.4.9 Приложения 1 медицинское освидетельствование авиационного персонала должно учитывать условия, в которых кандидат будет осуществлять свои права, предоставляемые ему свидетельством и квалификационными отметками (так, ограничения по слуху или речи не могут служить препятствием к полетам в классе G, а дефекты конечностей или их отсутствие могут требовать только установки на воздушное судно специальных приспособлений).

Сравнительный анализ.
1. Требования по медицинскому контролю в аналогичных по экстремальности видах досуга:
- альпинизм, туризм всех видов сложности, водно-моторные виды спорта – справка из физкультурно-врачебного диспансера при участии в соревнованиях, в других случаях не требуется;
- парусный спорт – медицинская справка не требуется, проводится осмотр врачом перед соревнованиями.

2. Аналогичные виды деятельности:
- автомобильный и мотоциклетный транспорт – водительская справка.

3. Требования к пилотам СВС в некоторых зарубежных странах:
- Канада – пилотам СВС медицинская справка не требуется;
- США – медицинская справка водителя (пилотам со спортивной лицензией для допуска к полётам достаточно иметь действующие водительские права государственного образца);
- Франция – справку выдает врач общей практики.

4. Требования, ранее существовавшие в ДОСААФ – для пилота сверхлёгкой авиации (СЛА) справка из физкультурно-врачебного диспансера.

5. Реальность, существующая более 30 лет – эффективный самоконтроль состояния здоровья всеми, кто летает на СВС. Лётное долголетие подавляющего большинства состоявшихся пилотов СВС, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по причине резкого ухудшения здоровья у пилотов СВС в воздухе
.
Угрозы 3-м лицам.
1.СВС имеют взлетную массу до 495 кг и скорость движения 30-140 км/час, что соизмеримо с мотоциклами и значительно уступает автомобилям. Полеты СВС проходят над ненаселенной местностью в незагруженном по интенсивности пространстве, чего нельзя сказать, например, об автомобильном и мотоциклетном транспорте.

2. Акробатические полеты, связанные с высокими нагрузками, на СВС запрещены и в принципе невозможны. Полеты носят плавный характер, что не накладывает на организм каких-либо перегрузочных воздействий.

3. СВС выполняют полёты на малой высоте и способны производить посадку на крайне ограниченные площадки (шириной около 25 м и длиной до 100 м), что позволяет быстро прекратить полет в случае необходимости.

Необходимость и целесообразность медицинского контроля в СЛА.

    В большинстве случаев СВС не базируются на аэродромах и стационарных площадках (ввиду практического отсутствия такой возможности для сверхлёгкой авиации), поэтому полёты на СВС связаны с транспортировкой их к месту летания и обратно, погрузочно-разгрузочными работами и сборкой-разборкой СВС.
А именно:
- погрузка/разгрузка на автомобиль крыла дельталёта весом 55-60кг;
- погрузка/разгрузка на автомобиль трайка /паралётной тележки весом 50-70кг;
- сборочные операции для подготовки к полету и последующие операции по разборке СВС по окончании полётов в общей сложности представляют собой 1-2 часа активной физической работы в полевых условиях, круглогодично, в весенне-летний и осенне-зимний периоды, при различной погоде (температура, скорость ветра, эстетическое воздействие и пр.).

    Управление СВС в силу его конструктивных особенностей (балансирное, или силовое с помощью специальных строп), особенно при воздействии турбулентности, всегда связано с умеренной физической нагрузкой и требованием выносливости при продолжительных полётах.

    Взлёт и посадка с ног / на ноги с крылом, подвесной системой, системой спасения (дельтапланы, парапланы, мотопарапланы) и ранцевой силовой установкой (мотопарапланы) также предъявляют вполне определённые требования к силовым характеристикам, скоростным качествам, координации пилота СВС и т.д..

Перечисленные выше особенности СЛА определяют естественный отсев кандидатов в пилоты СВС (под контролем инструкторов) на самых ранних стадиях обучения не столько по медицинским показаниям, сколько по показателям мотивации, и они же, эти особенности, впоследствии сами по себе являются естественными процедурами контроля и поддержания на необходимом уровне состояния физического и психического здоровья пилота СВС.

При этом налет у 90% пилотов СВС составляет всего от 5 до 50 часов в год.

4. Кроме того, фактически все полеты на СВС осуществляются с временных площадок или географических точек, где отсутствует традиционная авиационная инфраструктура  и где ответственность за здоровье берёт на себя ( прежде всего или только ) сам пилот (иногда также его руководитель).

Дополнительно:
Одной из особенностей СЛА (почему-то именно это менее всего учитывается разработчиками документов) является то, что СЛА получает развитие именно там, где не развита авиационная инфраструктура, а, следовательно, нет и ВЛК. Процедура же прохождения ВЛК, изначально и в существующем ныне виде рассчитанная на профессиональный авиационный персонал, практически неосуществима для пилотов СВС из отдалённых регионов и местностей и фактически бесполезна.

Основоположниками и мэтрами сверхлёгкой авиации в 1970-1980-е гг. в нашей стране стали как раз те устремлённые в Небо энтузиасты, многим из которых именно по медицинским показаниям, в соответствии с существовавшими тогда порядками, путь в Небо был закрыт НАВСЕГДА.
 
Полностью поддерживаю, а то действующие требования скорее применимы к пилотам истребительной авиации, да и больше народа благодаря этим поправкам выйдет из лесу а я в числе первых !  :craZy
 
Давно пора как у амеров, на своих пришол-здоров.
С уважением.
 
Полностью поддерживаю. Среди участников форума, по всей вероятности есть и медицинские работники, которые могли-бы оказать содействие в грамотном формировании предложений по изменению медицинских требований к пилотам СВС, да и СЛА тоже.
С уважением.
 
5+,  у водителей не менее тяжёлый физический труд. Скорости и нагрузки сопоставимы с автомобильными. Водителям при работе в условиях высокогорья нужно проходить медкомиссию по первой графе?
 
ОФ СЛА г.Москвы предлагает обсудить и отработать совместное предложение об изменении медицинских требований к пилотам СВС. Предлагаем месяц на обсуждение. Дальше совместное предложение посылаем в Минтранс.

Расшатываете вертикаль, однако! 😉

Минздрав, например, укрепляет, с 1 января вступает в силу 302 приказ, автолюбителям мало не покажется, цены на медосмотр по оценкам знающих людей взлетят в два-три раза 😡

Смотреть на Америку, Канаду, Францию никто не запрещает, но в существующей реальности нужно ориентироваться на Таджикистан с Узбекистаном ;D
 
Есть предложение не "замешивать" в один замес пилотов "ультралайтов", СЛА и СВС.  Тем более, что есть еще и воздухоплаватели. С учетом классификации ЛА и ВС можно обосновать совершенно безобидно для всех заинтересованных сторон либеральные медицинские требования к пилотам, осуществляющим пилотирование ЛА и ВС. Будьте внимательны к терминологии. Почувствуйте разницу! ЛА и ВС! Медицинские требования к пилотам ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ не существуют! И эту терминологию необходимо отстаивать перед возможным "давлением" чиновников, как бы это ни было хлипко на наш наивный взгляд.
    Соответственно пилотирование или использование по функциональному назначению ультралайтов может осуществляться без медицинского освидетельствования пилотов.
  Вспомним, что ультралегкие летательные аппараты (УЛА) - это пилотируемые одноместные ЛА (не воздушные суда!) оборудованные силовой установкой с массой конструкции до 115 кг, максимальной скоростью горизонтального полета на режиме максимальной мощности силовой установки не более 102 км/ч, скоростью сваливания при выключенном двигателе не более 45 км/ч, имеющие запас топлива на борту не более 19 литров, или
ЛА, не оборудованные силовой установкой, с массой конструкции не более 70 кг,
и при расчете массы конструкции не учитываются 15 кг массы поплавкового шасси, масса якоря, масса спасательной парашютной системы, масса спасательного снаряжения (спасательных жилетов),  масса балласта (воды или других грузов, за исключением центровочных грузов).
   
Сверхлегкие воздушные суда (СВС) - это воздушные суда с максимальной взлетной массой не более 495 кг без учета массы средств аварийного спасания, имеющие скорость сваливания не более 65 км/ч. Для этой категории и может идти речь о снижении медицинских показаний и требований в действующих ФАП.
   
    И здесь есть предложение "застолбить" в классификации ЛА еще одну категорию - сверхлегкие летательные аппараты ГА, пилотирование которых может осуществляться без медицинского освидетельствования пилотов.
Сверхлегкий летательный аппарат гражданской авиации (СЛА ГА) – летательный аппарат, оборудованный силовой установкой,
(a) удовлетворяющий общим техническим требованиям и ограничениям:
(1) масса конструкции не более 115 кг без учета: 15 кг поплавкового шасси;
(2) максимальная взлетная масса не более 250 кг в одноместном варианте (масса пилота в снаряжении - 86 кг) или
(3) не более 330 кг – в двухместном варианте (масса экипажа в снаряжении - 172 кг) и
(4) при расчете взлетной массы не учитывается масса спасательной парашютной системы, масса спасательных надувных жилетов, масса якоря, масса балласта (воды и других грузов, за исключением центровочных грузов);
(5) без ограничений максимальной скорости горизонтального полета, скорости сваливания и запаса топлива на борту при условии обеспечения соответствия требованиям безопасной эксплуатации ЛА по характеристикам устойчивости и управляемости, прочности конструкции, безопасности полетов.   
(b) СЛА ГА может быть идентифицирован как один из видов летательных аппаратов, обеспечивающих управляемый полет на высоте более 15 метров над поверхностью земли (воды):
(1) дельталёт – дельтаплан с тележкой;
(2) мотодельтаплан – дельтаплан с силовой установкой;
(3) аэрошют – одноместный или многоместный летательный аппарат, использующий принцип полета параплана, оборудованный тележкой с силовой установкой
(4) сверхлегкий самолёт, авиетка;
(5) мотопланёр – планёр, оборудованный силовой установкой;
(6) автожир, вертолёт;
(7) конвертоплан;
(8) гироплан – ранцевый вертолет или ранцевый автожир с силовой установкой;
(9) турбоплан – ранцевый летательный аппарат с реактивной силовой установкой.
В двухместном варианте один из пилотов СЛА ГА должен иметь инструкторский допуск для категории СВС и соответствующий медицинский допуск.
 
А может ну их, этих америкосов, лучше перенять у канадцев - где пилотам СЛА - медицинская справка не требуется???  😉
Предполагаемые пилоты, которые физически не смогут управлять мотодельтапланом и парапланом, во время обучения - сами поймут, что это дело не для них!   :'(
 
Эк тебя
ОФ СЛА г.Москвы предлагает обсудить

Эк тебя раззадорило посещение болота 🙂
Пояснил бы уж тогда заодно, что ОФ СЛА г. Москвы в ОФ СЛА РФ не входит.

с транспортировкой их к месту летания и обратно
Только маленькая косметическая правка - "с транспортировкой их к месту выполнения полётов и обратно".

В остальном безусловно согласен.

Тем более, что отметка пилот СВС в ФАПе по медицине в принципе отсутствовала как класс на момент прохождения мной ВЛЭК (сейчас не в курсе изменилось ли что-нибудь).

Что после проведения обсуждения планирует ОФ СЛА г. Москвы с этим делать? Где подписаться?
 
Бейсеры не знают что такое ВЛЭК и летают с аэродинамическим качеством более 5 единиц.
"Ранцевики" с силовой установкой на перекиси водорода себя даже к авиаторам не причисляют.
 
Двумя руками ЗА!

К перечню экстримальных видов спорта ещё можно добавить дайвинг - насколько мне известно для получения лицензии PADI никаких медсправок не нужно, хотя нагрузки на организм очевидные, и последствия для нырялщика могут быть фатальными.

Горные лыжи, сноуборд (особенно фристайл и акробатика), горный велосипед - возможность убиться и покалечиться ничуть не меньше чем на пара- или дельтаплане. И травм каждый сезон - вагон и маленькая тележка. Однако никому из администрации горнолыжных курортов и в голову не придёт потребовать со всех катающихся медсправки.

И главное:

исходно, насколько я понимаю, требования ко здоровю лётно-подъёмного состава в СССР были обусловлены не заботой о здоровье и благополучии пилотов, а:

1) тем, что раньше государство вкладывало огромные (народные) средства в подготовку лётчика, и нужно было иметь гарантии того, что он будет трудоспособен долгие годы в условиях повышенных физических нагрузок

2) тем, что лётчику доверяется сложная и дорогая техника, которую он не имеет права ронять

3) и, наконец, ответственностью лётчика перед 3-ми лицами, и государственными объектами, на которые он может эту технику уронить (о чём уже написал Юрий)

Пункты 1 и 2 к реалиям СЛА не имеют никакого отношения, и об этом необходимо указать.
А вот на пункт 3 в этом письме, похоже, и нужно делать основной упор, "я так думаю!" (с) Мимино.
 
Благородная затея! На фоне всех закрытий и переносов необходимо оставить людям окно для творчества и самообразования, а то только и остается бухать по кухням (без справок).)))
 
Наше предложение следующее:
6.1. Пилоты сверхлегких летательных аппаратов проходят в качестве медицинского освидетельствования комиссию освидетельствования водителей транспортных средств категории А или Б. 
Для того, чтобы облегчить требования к медицинскому освидетельствованию какой либо группы пилотов, необходимо какую-либо ныне действующую норму отменить или сделать в ней исключение. А вы лишь добавляете еще одно требование.
Если сделать точно так, как предлагается, то в дополнение к справке ВЛЭК еще обязательно будет требоваться водительская справка.
 
Назад
Вверх