Завтра буду поднимать в воздух Тукано.

После покупки своего тукано первым делом выкинул старую обшивку и пошил новую из дакрона плотностью 170, по лобику  обшивку сделал двойной в виде кармана куда будет вставляться вставка как на дельтаплане. Обшивка ГО так же оказалась не пригодной (протыкалась пальцем), каркас ГО усилил и решил оклеить синтетикой на ВК-11 ну и проэмалитить. Так же изготовил новые качалку и тяги элеронов так как родные показались мне ну очень стрёмными.
 
Добавлю еще про обшивку крыла. В обшивке обязательно надо следить за состоянием швов - старая нить, ранее использовавшаяся для пошива обшивки крыла, очень подвержена разрушению ультрафиолетом.
В магазине где я покупал дакрон продаётся самоклеящаяся дакроновая лента ширина 50 мм, ею можно проклеить все наружние швы, думаю что это хоть немного но защитит нитку от УФ лучей.
 
Дублирую сюда:

По видимому, причиной проишествия было разрушение обшивки. Майлар ,из которого она изготовлена обладает высокой прочностью только в направлении основы ткани. Основные нагрузки действуют в направлении переднего - заднего лонжерона, т.е. по утку. Ультрафиолет, по чему то, то же разрушает в первую очередь уточную нить. В отличие от других ультралайтов, Тукано не имеет латкарманов, которые могли бы остановить разрыв обшивки вдоль размаха крыла.
Всвязи с вышеизложеным, настоятельно рекомендую всем эксплуатантам,  оценить состояние верхней обшивки крыла и рассмотреть возможность установки спас системы.
 
Проверка нитей проста - безменом с крючком. Продеваем крючок безмена под нить на верхней поверхности обшивки и тянем. Нормальная нить должна выдержать усилие на разрыв не менее 4-5 кг, если меньше, то обшивка под замену.
Современные парусные нитки чрезвычайно прочны и устойчивы к ультрафиолету. Они могут оставаться прочными при низкой прочности ткани. Первые Птенцы имели ту же майларовую верхнюю обшивку, И так же неудачно примененную, (правда там были латкарманы), но в последствии ее заменили на дакрон. К сожалению производители Тукано не пошли тем же путем.
 
Да,  большим  заблуждением  многих  владельцев  самолета  с  мягким  крылом  ,  что  обшивка  на  них  превосходит  по  своим  свойствам  скажем  перкаль  и  синтетику  на  крыле  натянутую  эмалитом.   Срок  любой  обшивки  5-6  лет  максимум  при  хранении  на  воздухе  даже  под  чехлами,  в  ангаре    больше  до  10  лет  и  несмотря  даже  на  это  нужно  постоянно  следить  за  её  состоянием.    Так же  стоит  следить  за  состоянием   стягивающих  элементов  ,  мест  непосредственного  соприкосновения  с  силовыми  элементами  ,  особенно  на  изгибах,  болтовых  соединений  и  своевременно  вести  ремонт  этих  мест.
 
У Тукано крыло обтянуто интересной тканью - очень лёгкая, прочная и к ней приклеен полиэтиленовый слой. Так вот этот слой очень боится ультрафиолета, он становится хрупким и кое-где начинает трескаться и отшелушиваться. Мне кажется, что большой плюс крыла тукано - именно в этом гладком слое полиэтилена. Пошить обшивку на крыло по имеющемуся образцу - не проблема для мастера, но вот где взять такую ламинированную ткань?
 
очень лёгкая, прочная и к ней приклеен полиэтиленовый слой
Лет 25 она известна у нас под брендом майлар.  Сейчас есть еще несколько других производителей, которые выпускают подобные ткани.
Более гладкая внешняя поверхность - меньше трение- меньше сопротивление.
С другой стороны из недостатков - капли дождя на подобной ткани значительно дольше остаются на профиле, по сравнению с менее гладкой обшивкой, тем самым заметно дольше ухудшают "мокрые" характеристики. На обычном дакроне без ламината капли в полете высыхают быстрее.
 
Современные парусные нитки чрезвычайно прочны и устойчивы к ультрафиолету. 
Это не так. Володя Мысенко проводил тест на устойчивость ниток и самой ткани обшивки к ультрафиолету. Результаты теста показали, что только нитки фирмы Gore-Tex способны достойно противостоять воздействию ультрафиолета. Сама ткань фирмы "Полиант» PLL-205 тоже за три месяца потеряла прочность вдвое!
Здесь об этом подробнее: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1266485283/90
 

Вложения

Да,  большим  заблуждением  многих  владельцев  самолета  с  мягким  крылом  ,  что  обшивка  на  них  превосходит  по  своим  свойствам  скажем  перкаль  и  синтетику  на  крыле  натянутую  эмалитом.   Срок  любой  обшивки  5-6  лет  максимум  при  хранении  на  воздухе  даже  под  чехлами,  в  ангаре    больше  до  10  лет  и  несмотря  даже  на  это  нужно  постоянно  следить  за  её  состоянием.    Так же  стоит  следить  за  состоянием   стягивающих  элементов  ,  мест  непосредственного  соприкосновения  с  силовыми  элементами  ,  особенно  на  изгибах,  болтовых  соединений  и  своевременно  вести  ремонт  этих  мест.

Вот этой обшивке 27 лет. Она еще столько же пролетает, пережив абсолютно все виды несьемных обшивок 
Хранить самолет со сьемной обшивкой крыла под небом круглый год, пусть и в чехлах, когда есть возможность снять/поставить обшивку за 5 минут-глупо.
Во и все: правильный материал, правильно сшить, правильно хранить.
 

Вложения

  • fortuna_001_001.jpg
    fortuna_001_001.jpg
    61,5 КБ · Просмотры: 188
  • S5002165.JPG
    S5002165.JPG
    51,6 КБ · Просмотры: 194
Так вот этот слой очень боится ультрафиолета, он становится хрупким и кое-где начинает трескаться и отшелушиваться.   
Как только начинает облазить эта плёнка ткань в том месте дуется как марля и рзлазиется так же.
 
Современные парусные нитки чрезвычайно прочны и устойчивы к ультрафиолету. 
Это не так. Володя Мысенко проводил тест на устойчивость ниток и самой ткани обшивки к ультрафиолету. Результаты теста показали, что только нитки фирмы Gore-Tex способны достойно противостоять воздействию ультрафиолета. Сама ткань фирмы "Полиант» PLL-205 тоже за три месяца потеряла прочность вдвое!
Здесь об этом подробнее: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1266485283/90
Я хотел сказать, что у Тукано нельзя судить о состоянии обшивки по швейным ниткам. При изготовлении новой обшивки рекомендую наверх ставить другие материалы, а если уж хотите такой майлар, то пускайте основу по хорде. 
 
У Тукано крыло обтянуто интересной тканью - очень лёгкая, прочная и к ней приклеен полиэтиленовый слой. Так вот этот слой очень боится ультрафиолета, он становится хрупким и кое-где начинает трескаться и отшелушиваться. Мне кажется, что большой плюс крыла тукано - именно в этом гладком слое полиэтилена. Пошить обшивку на крыло по имеющемуся образцу - не проблема для мастера, но вот где взять такую ламинированную ткань?
К сожалению майлар - большой минус Тукано. Обшивка разрушилась до того как пленка начала шелушиться. Этот материал расчитан на восприятие нагрузок вдоль основы. Яхтенные мастера применяют его для усиления задних кромок парусов. Там он работает правильно. Существуют ламинаты специально предназначенные для работы по утку. Такой материал применен на Икарусе 42 и многих других самолетах.
 
Редко слышу чтобы у нас применяли ткань гиттер-немцы ее очень любят и говорят что служит она более 20 лет.
 
Вот, кстати, сравнивая материал с тем, что на Птенце - по виду один в один!
 

Вложения

  • IMG_4128_001.jpg
    IMG_4128_001.jpg
    71,1 КБ · Просмотры: 196
  • IMG_4129_001.jpg
    IMG_4129_001.jpg
    55,4 КБ · Просмотры: 204
Нижняя обшивка Птенца - тот же майлар. Но верхняя все таки дакрон. К тому же усиленный латкарманами.
 
Назад
Вверх