Прошу прощения, Николай не хватает терпения прочесть до конца Ю.Гальперина, поэтому мои взгляды на книгу не объективны!
Сама поездка в Париж в ноябре 2008 г. дала возможность вырваться из цепей устоявшейся жизни.
Думал, что позволит оправдать в глазах окружающих важность твоей работы. Думал можно сослаться на Париж - дескать там вот так, а у нас - вот так. Так не будем
отставать... Но там хранят свое национальное достояние - первые аэропланы - это достояние и это надо хранить! Граждан конкретно, которые строят "Фарманы" с целью
полетов я не нашел. "Блерио" похоже занимается Солис. Перелетел Ла-Манш в 2009 году Эдмонд Солис. Там Мне сказали что жив Жан Ботис Солис. Но ни того ни другого на
конференции не было. Таким образом, в глазах общественности ничего не оправдал, но оправдал в своих глазах - так встряхнулся, что даже не выходя из квартиры узнал о том что хотел больше чем в Париже и до Парижа. Короче Париж позволил узнать о себе больше без него, только после его посещения!
Конференция называлась “La Culture Aerienne” - "Культура Воздухоплавания". Много было историков воздухоплавания, кто модельки делал Анри Жиффара, молодых парней -
историков, директоров маленьких музеев.При общении ни какой разницы не было - можно было сказать что ты в Питере. Только сами подлинники, которые там хранятся - это
да...!
Командировал меня СПб Университет ГА. Сама поездка была не дорогой. Виза для науных целей - бесплатной. Визу брал только в Польшу, от туда на автомобиле с Польским
историком Станиславом Янушевским на его автомобиле через Германию в Париж. Янушевский очень интересный историк, исследователь польской "Авиаты". Недавно блестящую книгу о Ярковском написал совместно с В.Р.Михеевым. Витольд Иванович Ярковский был техническим директором в разное время на трех Питерских заводах, после революции председателем технического комитета УВОФЛОТА, директором РБВз. Издал огромное колическтво трудов, первый из Россиян закончил Экольсуперриер - первое высшее учебное заведение по авиации, учрежденную в 1909 г. в Париже.
Билет из Питера до Варшавы стоил 1800 руб. - дешевле чем купе до Москвы. Гостинница Морис Рэвель в Париже 40 евро в день (средние по стоимости гостинницы, например,
рядом с музеем Муз де л Эйр - 70 евро в день).
12 ноября 2008 г. мы сразу отправились в Муз Де л Эйр. Как раз ввели бесплатный вход в этот музей. Что удивительно, можно фотографировать со вспышкой бесплатно (и в
других музеях, которых мы были). Полностью согласен с информацией о Муз де л Эйр, которую я скопировал из Википедии:
о Муз де Л Эйр (Musee de l’Air)
по данным ru.wikipedia.org/…/Музей_авиации_и_космонавтики_(Париж)
В 1919 году Альбер Како (фр. Albert Caquot), начальник технической авиа-службы (фр. Chef du Service Technique Aeronautique) предлагает министру обороны (в то время
«министру войны», фр. Ministre de la Guerre) создать музей аэронавтики. Получив согласие, он собирает первые экземпляры для нового музея, который открывается в том же
году в Исси-ле-Мулино (фр. Issy-les-Moulineaux) под названием Conservatoire de l’Aeronautique.
В 1921 году музей переезжает в Шале-Медон (фр. Chalais-Meudon), сменив название на Musee de l’Air.
В 1974 году Париж открывает новый аэропорт — аэропорт Шарля де Голля. В следующем же году Музей Авиации и Космонавтики занимает помещение бывшего аэропорта Ле Бурже.
Получив новые помещения, музей активно расширяет свою коллекцию, открывая новые залы:
· в 1987 году открывается зал, посвящённый периоду от зарождения авиации до первой мировой войны;
· в 1995 году — зал воздушных шаров и дирижаблей;
· в 1996 году открылся павильон, посвящённый Конкорду, где выставляется прототип этого сверхзвукового самолёта. В 2003 году к нему присоединяется Concorde Sierra
Delta — единственный не пассажирский вариант Конкорда;
· в 2003 году в музее выставляется Боинг 747 — посетители могут пройти во все отделения самолёта, включая моторы;
· в 2006 году открывается павильон, посвящённый летательным аппаратам второй мировой войны;
· в 2007 году — новый павильон, посвящённый вертолётам;
В первой половине 2008 года музей Авиации и Космонавтики участвует в проводимом французским министерством культуры эксперименте, тестировавшем бесплатный вход в
некоторые музеи. Отсутствие платы за вход в музей увеличило количество посетителей на 40 %[1], в результате чего руководство музея приняло совместное с министерством
культуры решение о бесплатности музея с 2009 года.
Таким образом, "Фарман-Вуазен" в этом музее стоит не подлинный а реплика, изготовленная Габриэлем Вуазеном в 1919 г., специально для музея в Исси-ле Мулино - где
Фарман совершил первый полет по кругу 13 января 1908 г. А подлинный, вполне вероятно, передали Русскому правительству (Именно на подлиннике летал в 1909 г. в Варшаве, Москве, Питере Леганье).
(Шале медон - это старинный воздухоплавательный парк Франции, который основан раньше, если не ошибаюсь на 100 лет чем в России)
К сожалению, "Фарман-Вуазен" был подвешен высоко на этой выставке, замерить штангенциркулем не удалось - только фотографий много сделано со вспышкой. Алан Дегарден (Alain Degardin) хранитель залов воздухоплавания и начала авиации - специальную выставку устроил интерактивную - пректоры, шумы моторов, игрушки, альбомы с комментариями при перелистывании страниц... - Типичный современный музейный прием. Заходишь на выставку и восхищаешься. Не поймешь чему - содержанию или электронному исполнению. Последнее не уступает иногда и содержанию, если подлинников мало - а там все подлиннки к тому же!
Но проблема "снятия чертежей" частично снялась после переписки (сразу после возвращения в Питер) с Николасом Годфурноном (Nicolas Godfurnon) из группы Brussels Air Museum Restoration Society (BAMRS) которые строили реплику аэроплана «Вуазен» типа 1909 г. для Королевского военного музея Бельгии к 100-летию первых полетов авиатора Де Катерса (декабрь 2008 г.).
Он прислал много своих чертежей и чертежей и эскизов Pierre Cryns, «много лет назад» собиравшем информацию о «Вуазене» в Le Bourge.
Конференцию “La Culture Aerienne”.
Открытие конференции состоялось 13 ноября в Musee des arts et metiers. Нас, участников конференции поразил контраст внешнего вида экспонатов в этом музее и Musee de l’Air. Обшивка крыльев всех аэропланов кроме, Avion, весьма ветхая (можно образно сравнить с Туринской плащаницей). Все аэропланы подвешены к куполу здания и для осмотра устроена специальная лестница, имеющая несколько этажей. Интересно, что ветхость экспонатов создает не передаваемую экспрессию и задаешься мыслью о важности искусственного старения копий предметов.
Из докладов участников конференции запомнились:
Jonatan Lewis et Christine Vac Leod (Университет Бристоля) о британских авиационных патентах 1897-1914.
Станислава Янушевского о Степане Карловиче Джевецком.
Исследовательница Анри Жиффара Maryse Lassalle и историк английской и французской аэронавтики (1842-1877 гг.) Thierry Le Roy провели экскурсию по Парижу для С.
Янушевского и меня, показав лабораторию Густава Эйфеля и дом, где жил в начале XX века Джевецкий.
Christian Ravel (из Musee de l’Air d’Angers) рассказал о реставрации Депердюссона для Musee de l’Air в Le Bourget.
Caterine Petit de Bantel (Musee des Tissus et des Arts decoratifs de Lyon) рассказала о реставрации прорезиненных материй аэростатов и аэропланов, методы выявления истинных цветовых и структурных характеристик в музеях Musee de l’Air и Musee des arts et metiers.
Второй день конференции 14 ноября проходил в выставочном центре Cite sciences et de l’Industrie. Был посвящен философии воздухоплавательной и авиационной техники, влиянию ее на другие области, например, архитектуру.
15 ноября Alain Degardin, организатор выставки «Les Voisin de Farman, l’aviation en 1908» провел экскурсию для американской делегации, в числе которой был Tom Crouch
(NASM /Smitsonian institution), к которой и я присоединился (он проводил на французском, но был английский переводчик), по музею, в том числе закрытым хранилищам.
Интересно, что экспонаты, даже подлинные имеют прекрасный внешний вид. Визуально можно сделать вывод, что обшивка крыльев практически на всех летательных аппаратах современная, и, по всей видимости, из синтетических тканей. Часто экспонаты состоят из целой мозаики подлинных и копийных предметов. Например, для подлинного фюзеляжа аэроплана «Антуанетт» 1909 г. только впоследствии были изготовлены крылья.
Обратно мы уехали 16 ноября переночевали в Оснабрике в Германии у знакомых Станислава. Во Вроцлаве я встретился с Робертом Горзиком который в Польше имеет ряд
собственных самолетов, в том числе и По-2. Это едиственный человек, которы в мире имеет оригинальные синьки профиля По-2 с координатами. Еще в 2003 году он мне
показывал развертки узлов По-2 на ксерокопиях, где были штампы какого-то советского завода и печати PZL. Он с компаньоном собирается делать серийно По-2 для продажи в Европе. Но уже более 10 лет собираются. Мы объясняли со Станиславом - давай введем в научный оборот! Он дал описание на синьках, но профиль пока не дал. Конечно
профиль Лейко тоже настоящий, с натуры снят, но там координаты и рабочие чертежи.... Издания 23 завода по чертежам 36, 38 годов - тоже бриллиант, но не все., разверток
нет. К сожалению, Грзик говорит только на польском и ни буб буб по русски, английски. Но готов идти на контакт. Они недавно нашли По-2 в лесу, нашей, советской
конструкции, в нормальном состоянии, на крыльях бирки имеются. Хотят восстановить с особенностями наших заводов - с круглыми трубами и деревянными обтекателями на
стойках. Если бы кто-то нашелся, говорящий на польском и фанатик По-2, думаю нашлись бы взаимные интересы и мы бы имели профиль!
Выкладываю фото подлинного Блерио, которое я сделал 13 ноябр