Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Друзья, форумчане, огромное спасибо тем кто читает и поддерживает!
-----------------------------------------------

Отчет о крайней экспедиции самолета Северок - "План полета - Север, 2020"
Часть вторая.
Август. Море и люди.

В 9-39 на высоте больше полтысячи самолет Северок прошел над петлей реки Великая, уходящей в сторону от моего генерального курса.
Массив Карского моря - морской воды, который был от меня всего в нескольких десятках километров, как пылесосом втягивал в себя атмосферу полета и летящую в нем пылинку- мой самолет.
Путевая скорость - 136 км/час.

15.JPG


Еще через 10 минут вышел к огромному питьевому озеру Тоин-То.
С северным ветром мы с Северком обычно с трудом выползаем на бреющем полете над 150-метровыми высотами обрамляющими озеро с востока и запада. Но сейчас красота! Высота 570

16-1.JPG


От озера к Амдерме уже идет двенадцатикилометровая ниточка водовода и насыпной грунтовой дороги рядом с ним. Когда совсем беда с погодой можно падать и на эту дорогу, но только ее края обозначены стальными высокими штырями для ориентира водителям в условиях пурги.
Вот так и этот вариант становится очень рискован.

17.JPG


10 утра.
Амдерма под крылом! Вот о чем и говорил, еще плюс 10 километров к нашей скорости - выросла до 147 км/ч. Тут уже впору подумать об экстренном торможении
🙂


Мне как и основной массе пилотов Малой авиации не имеющими возможности получить СЛГ и соответственно подать план полета, закрыта дорога к официальным аэропортам, впрочем и им так спокойнее. Замученные проверками, кипами бумаг отчетов и отписок, чем меньше на их территории самолетов Малой авиации, тем спокойнее.

18-3.JPG


А потому я рассматриваю, также как и мои предки не имеющие никаких аэродромов, полосу береговой линии у арктического поселка, выбирая место подходящее для посадки.

19-2.JPG
 
Ветер отжимной и вода у берега спокойна, видимость превосходна. Спасибо моим друзьям из Амдермы, у меня заранее было фото состояния берега и потому есть возможность делая круг снижения, выбирать определенный для посадки район.
Ох уж этот песок.. Увязнуть колесами, а то и кувыркнуться на скорости, нырнуть в плывун - раз плюнуть. Выбираю для посадки ориентиры уже под свой опыт..

Какой кайф под теплыми лучами солнца заглушив самолет подойти к берегу родного моря, умыть руки и лицо, попробовать соль воды на вкус.
Морская капусточка приветственно махает под накатом длинными флагами-листочками.

20-1.JPG


После посадки к самолету подходит машина погранзаставы - проверка документов и груза. Спасибо пограничникам, уже не первый год они знают самолет Северок, ведь свой пропуск в арктическую зону я оформляю заранее и относятся к моим непростым полетам с уважением, так же как и я - понимаю их непростую службу и обязанности.


- Вить, а Иван Петрович сейчас дома!
Обнявшись с Еленой Юльевной, практически одной сейчас заведующей и магазином и пекарней в Амдерме, оставив часть вещей и продуктов в здании, направляюсь в знакомую квартиру рядом с все более ветшающим. пересеченным огромной трещиной и давно закрытым домом офицеров.

- Иван Петрович! Открываю дверь.
Вот кого кого, а этого человека я безмерно уважаю и люблю. Огромный жизненный опыт, северянин, офицер с потрясающей памятью, любящий стихи Есенина, понимающий и знающий риск.
Ранней весной, когда по стране пошла полоса заразы и я не мог планировать никаких экспедиционных планов, Иван Петрович и Елена Юльевна очень сильно помогли моей семье, поддержали нас.

После подъема в 3 утра и непростого полета с промежуточной посадкой мне нужен отдых. Сполоснулся, перекусил с Иваном Петровичем и .. вырубился.
День перешел полдень а после и вечереть.
- Пойдем проверим сеточку, говорит Петрович.
Да я только рад!

21.JPG
 
Уйдя от Воркуты севернее на три сотни километров, мы с Северком вновь увеличили длину дня. И сейчас, отправляясь на берег к знакомому балку, я ловлю полной грудью свежий воздух и потрясающий закат с цветком у обрыва.

Далекий буксир на фоне моря остаются на вечную память цифрового файла.

21-2-1.JPG


Здесь в километре - полтора от поселка у Ивана Петровича с Николаем Гайко находится небольшая "база отыха" - это аккуратный обшитый когда то крашенным железом балок и надувная лодка.
На стене балка ярко выделяется причудливый деревянный корень в виде то ли змеюки, то ли гусятины 🙂

22-2.JPG


Сам же, Николай со своим постоянным спутником -собачкой Гризли подтягиваются к нам уже позже.

Николай(справа) был ранее водолазом и уж не знаю кто как, но он точно может накачать силой своих легких приличную резиновую лодку!

22.JPG


Проверяем сети.
Бычки намотавшиеся как (простите за тавтологию) черт! Да несколько рыбок камбалы. Хотя камбала точно пойдет! Вещь вкусная и на ужин будет совсем не лишней.

21-4.JPG


Чуть позже к балку подъехал вездеход. Мужики остались посидеть, а мы с Петровичем отправились домой.

22-3.JPG


23.JPG
 
Чем хороша Амдерма тут есть сотовая связь, которая регулярно пропадает на 2-3 дня.
Чем сильнее пурга или влияние Марса на Землю, тем дольше нет связи. А сегодня связь есть. ))
Пробился звонок в 19 30 с кучей цифр. Со спутникового телефона.
- Виктор, привет, Это Сергей Кутасов мы идем с сыном Иваном, видим поселок. - Планируем подойти через час.

21-1-1.JPG


Поскольку #самолет_Северок у меня стоит на береговой линии с запада, то обойти его никак нельзя.
На полчаса раньше выхожу из дома и спускаюсь через поселок к самолету. По береговой линии вначале мчится загруженный вещами квадрик. Начальник аэропорта, Михаил Соболев в районе полосы встретил уставших донельзя путников и как настоящий северянин помог.

- К тебе идут?
Я снимаю здоровенные насквозь мокрые рюкзаки и офигеваю от веса. Вскоре пришли и оба путешественника.

Иван, невысокий, приятный парень - сын Сергея. Он уже не первый раз поддерживает отца в переходах, приезжая из ближнего зарубежья, а нонче помогал на участке от Каратайки до Амдермы. Теперь же планирует улететь домой ближайшим рейсовым.
Сам Сергей Кутасов вышел из Воркуты еще в конце мая и проделал сложнейший пеше-сплавной путь через Большеземельскую тундру, реку Море-Ю и Хайпудырскую губу до Каратайки в одиночку.

Где то на первых длительных "забегах" оленеводы отдали Сергею оленеводческую лайку и Тошка всеми своими собачьими силами преданно сопровождает хозяина.

23-3.JPG


Что-то оставляем у самолета, что-то Сергей с Иваном берут с собой. Идем к нам. Дорога через ржавый высокий мост. Внизу течение морской воды и протока в лагуну. Здесь выгружают и загружают баржи.
Тошка вначале подождал отстав, а потом поняв, что шансов остаться без купания нет, повизгивая кинулся в ледяную воду. Переплыл быстро. Умница..

Дома, Елена Юльевна узнав что Сергей хоть и давал о себе знать заранее главе администрации, тем не менее не может сейчас быть поселен - все занято, определяет ситуацию парой слов "Тогда, Сергей с Иваном пусть остаются у нас"!

Продолжение следует.
 
..Яркий и добрый, полный событиями и встречами - был следующий августовский день в Амдерме.
День после прилета.

4 30 утра. Еще очень рано.
С Иваном Петровичем мы тихонько собрались, чтобы не разбудить пришедших накануне путников. И отправились к морю - проверить сеточку и подышать свежим воздухом. Подкачали лодку, спустили на воду. Петрович чертыхаясь выпутывал страшных бычков из сети.

Впрочем, окромя одного омуля и этих самых бычков, других рыб и не было, а потому вскоре я фоткал, идя обратно и наблюдая с востока светлую солнцем, спящую Амдерму.

24-1-1.JPG


Новопостроенный, старопостроенный спортзал в поселке #Амдерма при подходе с востока

26-3.JPG


Кстати, о востоке.
Мой скорый прилет вчера и был связан с большим изменение в прогнозе и подходящим к поселку мрачным циклоном с северо-востока.
Зимой в Амдерме в комнате Ивана Петровича выходящими навстречу завываниям пурги, прогибаются и покрываются полным льдом окна.
Холодный и беспощадный ветер несущийся с просторов Северного Ледовитого океана окутывает Амдерму полностью.
Мне не раз и не два приходилось за эти годы коротать дни, а то и полные недели в семье Ивана и Елены Кононюк в ожидании погоды.

Пришли мы домой с моря и тихонько, не будя других, прилегли на часок-другой.
Обновленный прогноз давал на сегодня остатки хорошей летной погоды. Это время нужно использовать по полной!

27-1.JPG


- А я полечу! - говорит Ваня.
К 10 часам утра выдвинулись к морю. Я, Иван Петрович Кононюк, Сергей и Иван Кутасовы.

27.JPG


На береговой линии стоит моя ласточка - полностью готовый к вылету в любое время года, надежный и проверенный сверхлегкий #самолет_Северок
Прогрев двигателя. На всех режимах четко, к вылету готов!

Иван Кутасов со мной первым поднялся в небо над Амдермой. Взлет плотный и без болтанки, строго против ветра. После набора идем приличным кругом вокруг поселка. Еще нет усиления ветра, которое чуть позже встретит нас с Петровичем, но небо сверху уже уплотнилось и угрожающе надвинулось с востока. Ваня снимает во время полета, а я соответственно снимаю нас обоих.

28.1.JPG
 
Тикси - Хатанга - Амдерма... Во времена моей молодости проходил полёт Анадырь - Москва.
Виктор, фото северного бычка надо было показать.
Мало кто из материковских представляет, что это за зверь.
С уважением.
 
Речь о каком северном быке, Николай? Ведь так оленеводы называют и мощного самца оленя.
Или речь о диком овцебыке, хоть и редко, но попадающимся в тундре.
 
Ой, не могу! Смеялся!
🤣 🤣🤣
Ну, конечно! Ведь сам вначале не сообразил - речь о о морском бычке или "черте", который по-своему очень вкусен и вездесущ в морской воде.
Мы ведь все с вами не раз и не два покупали вкуснейшие "Бычки в томате"!
Николай, спасибо что подсказал.

Сейчас найду ..
 
Бычок на берегу Острова Вайгач.
Реально большой бычок. Для сравнения - справа на камень карабкается небольшой крабик.

Бычок.JPG
 
Какой красивый! Никогда не видел, наверно только в консервной банке
Это чудовище ни когда не положат в консервную банку. У нас он ещё страшней. Серого цвета.
Даже голодные собаки не жрут. Колючий.
А в банке, в томате совсем другие. Вспомните черноморских бычков. Я их воровал у рыбаков из сетей-волокуш, маленьким пацаном в Керчи, что бы выжить. Голодное детство...
С уважением.
 
Николай, благодарю. А ведь интересная тема! Вы просили я вам дал фото и вы дайте фото тех бычков, о которых речь у вас , ведь я по-дилетански подумал про то, что бычки в банках везде одинаковы))
 
Продолжим..

Воздух прогрелся до плюс 13, сила ветра у земли 14 м/сек.

С Петровичем вылетели в 11 40. Уходим параллельно берегу с постепенным набором высоты.
Этот полет я задумывал еще весной, мне очень хотелось сделать полноценный маршрутик для нашего замполита, пожилого человека, который стал мне близким другом.

29,1.JPG


Прошли тундрой выступающий к северу мыс Андреева и поднялись на 150 метров.

29-1-1.1.JPG


А путевая скорость самолета в горизонте достигла всего 80 км/час. Вот он набирающий силу вдоль берега моря, восток! Показывая на GPS, говорю Петровичу по переговорному, что обратный путь скорость будет впечатляющая.

Близ маленького мыска Нюдя-Пэсаля приступил к снижению наблюдая впереди громадную косу и лагуну реки 1ая Песчаная.

28-1.JPG


29-2.JPG


Промелькнул внизу остов какого механизма типа экскаватора и оленья упряжка с чумом. Еще чуток времени и Северок уже идет на бреющем вдоль береговой линии.

29-4.JPG


Наслаждаемся с Петровичем красотой наката и нашего скольжения над ним. Вот тут уже в конце косы начинается тундра и стал виден маленький балок. Возникла у меня спонтанная мысль о посадке с подбором и выполняю ее аккуратно - делая большой заход над лагуной, плавно перекладывая руль самолета при переходе со встречного ветра на попутный и вновь на встречный.

Отлично выбрано место - пробег небольшой, а мощный поток на крыле уверен поднимет нас даже и с этого достаточно рыхлого песка.

29-5.1.JPG


Прогулялись пешими до балка, метров восемьсот.

30.JPG


А на обратном пути идя по равнинной тундре Иван Петрович показал мне рощицу из драгоценного Золотого корня, который вскоре можно будет собирать, делая очень полезную для здоровья настойку.

31.1.JPG
 
Приветствую Виктор!
1. В томате.
2. В наших северных морях.
3. Самая правильная рыба.
А в дороге, лучшая рыба это колбаса.
С уважением.
Бычки в томате.jpg
Северный бычёк.jpg
Moskvich_423N_1962.jpg
 
Улыбнуло. Да и бычки один в один с "моим"
🙂
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо друзья, что читаете!
----------------------------------------------------------------

Вдоль огромной косы можно найти много интересных вещей.
Вот, например яркий поплавок от промышленных сетей, больше похож на шар для боулинга ))

31.2-1.JPG



Перед вылетом.
Иван Петрович Кононюк.

31.1.1.JPG


Возвращение с лагуны торопило меня тем, что очаги плотного влажного воздуха, а в просторечии тумана, уже начали обходить район стоянки самолета и устремились на запад к поселку.

Они продолжали и продолжали свой нескончаемый путь, укрывая землю и морю таинственной многовековой завесой, в которой хранятся одному богу известные истории попавших в них пилотов и мореходов..

32.3-1.JPG



Благополучно вернулись с Петровичем, идя на скорости больше 150 километров в час, обгоняя подползающие языки тумана.

31-1-1.JPG


31-2.1.JPG


Зачехлил самолет и бегом в магазинчик -пекарню, где добрейшая Елена Юльевна собрала ребятишек и вручила им подарки от самолета Северок.

32.JPG


А самолет Северок, это все мы с вами, друзья! Уже несколько лет помогает моим полетам близкая по духу экспедиций компания #Баск с ее уважаемым директором, Владимиром Богдановым.

Многие, многие наши с Северком друзья -северяне, авиаторы, радиолюбители, и вообще все отзывчивые люди помогают полетам! Благодаря всем Вам получилась эта возможность - видеть глаза приятно удивленных сюрпризом арктических ребятишек!

32-1.JPG


Перед полетом в Амдерму, я узнал, что сейчас с научной работой здесь базируется самарский двухмоторник Ла-8, с почти целиком мне знакомым экипажем.

Нанес визит вежливости и был очень душевно встречен - именно так как могут встретить только коллеги по небу.

31.5.JPG


Тем для разговоров у нас более чем предостаточно, ибо у государства нет к сожалению четко направленного и понятного основной массе пилотов Малой авиации курса по развитию отрасли.

31.3.JPG


Нельзя назвать ни одного регулирующего направления по Малой авиации, хоть ВЛЭК, хоть транспортный налог, хоть СЛГ, хоть посадочная площадка, которые полностью устраивали бы частных пилотов, да и сами регулирующие органы. И нет спокойных полетов, поскольку лихорадит нас без конца, то выдумками ниразунепилотов, дилетантов из Росавиации, то бесконечным ужесточением правил использования воздушного пространства под флагом безопасности полетов.
Как уж тут не вспомнить недавнее выступление главы Росавиации, господина Н, сравнившего российских частных пилотов с "Джумшут-таксистами" 🙂

Договорились с коллегами что перед ужином сделаем коллективное фото у истребителя.
Около 18 00 мы все, плюс Иван Петрович и Елена Юльевна, которая вдобавок к своим трудам еще и вкусно готовила и кормила экипаж Ла-8, собрались у знаменитого памятника. самолета МИГ-17, установленного в честь базировавшегося в Амдерме 72-го Полоцкого гвардейского истребительного авиационного полка.

33-2.JPG


Насыщенный новостями вечер ждал меня и далее..

Продолжение следует..
 
Последнее редактирование:
Приветствую Виктор!
1. В томате.
2. В наших северных морях.
3. Самая правильная рыба.
А в дороге, лучшая рыба это колбаса.
С уважением.
А лучшая колбаса это чулок с деньгами.
 
В 15 30 в Амдерму пробился звонок на сотовый, - Виктор, привет, это Олег Чегодаев, примерно через час буду в поселке.

Олег за десять дней проделал весьма непростой одиночный пеше-сплавной путь по хребту Пай-Хой, стартовав с поселка Хальмер-Ю в пятидесяти километрах от Воркуты, куда мы с ним прилетели на самолете Северок. https://reaa.ru/threads/aehrodromy-nebo-i-nemnogo-pilota-ljubitelja.20747/post-1864323

Выйдя к проливу Югорский Шар и посетив оставленную одноименную полярную станцию, вышел напрямую к Амдерме, закрыв еще порядка 40 километров. Искренне рад был его слышать ибо помимо сложностей похода, всегда остается известный риск одиночки. Арктика, тундра. Да мало ли что может случиться на маршруте!

Как Сергея Кутасова с Иваном, так и Олега встречать отправляюсь к морю - туда где стоит Северок.
Вначале иду через поселок.

35-1.JPG


Суровые амдерминские мальчишки катают машинки не в песочницах, а на камнях, у естественных заросших травой водоемов.

34.JPG


Перешел через железный мост.
На берегу вдоль протоки работает экскаватор, углубляя дно для захода барж и мелко сидящих буксиров.

35.JPG


Пока ждал Олега проверил Северок и в 16 40 мы обнялись встретившись через 10 дней, но теперь уже у Карского моря.

36.JPG


По дороге зашли в пекарню к Елене Юльевне и Олег, закатывая глаза от удовольствия, попробовал свежего белого хлеба.

36-1.JPG
 
Назад
Вверх