Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Нижняя кромка визуально упала до 600-300 м.

Дома нас ждал Иван Петрович, он как и Елена Юльевна знал заранее о приходе Олега Чегодаева и встретил нас очень душевно. Когда вновь прибывший немного привел себя в порядок, помылся , то мы уже все вместе собрались за столом и лучше перезнакомились.

На фото два пеших туриста Югорского полуострова, Олег Чегодаев и Сергей Кутасов.

38.JPG


Ближе к восьми вечера вновь иду на побережье с рядовой проверкой самолета.
У дома офицеров повстречал Дмитрия Сметанина, мы с ним в друзьях в соцсети Ок, он из многодетной амдерминской семьи и его маму, теть Нину я очень уважаю.

37.JPG


В начале улицы Дубровина встретил друзей - мастеровитого Константина, который несколько раз встречал прилетающий Северок с продуктами на своей машине.
И там же, отзывчивого Юру Поповича, который никогда не отпустит с порога без кружки горячего чая.
Юра вел разговор с пареньком -оленеводом.

39-1.JPG


39.JPG


Вернулся домой.
И хоть к ночевке было нас уже пять человек в одной комнате, но вполне без обид уместились.
 
Последнее редактирование:
Часть третья.
Туманная Амдерма. Вылет.

Второй и третий дни в Амдерме. Нелетные.

44.JPG


Ветер подвернул на северо-восток, натянул везде где только можно беспросветного тумана и стих. Температура днем достигла целых 12-ти градусов тепла. Видимости нет.

49-1.JPG


Олег это время посвятил походам по поселку, фотографиям и съемкам видео.
Было видно, что ему тяжело после непрерывного движения встать на одном месте, очевидно и дома заждались. Но делать нечего, экипаж Ла-8 также сидит ровно, в доме недалеко от нас.

33-1.JPG


Все вместе ждем улучшения.

43.JPG


Часто ухожу на берег моря.
То убираю Северок от высокой приливной волны, перекатывая на возвышенность берега, то занимаюсь обслуживанием. Проверил и отрегулировал клапана на двигателе самолета, благо весь необходимый инструмент всегда с собой. После проверил и разложил для совместного вылета экспедиционное снаряжение и неприкосновенный запас самолета Северок.

Теперь в нашем арсенале передвижения прибавился автомобиль Соболь от Ивана Петровича. Этот Соболь, он хоть и видал еще те виды )) но после установки нового карбюратора, который прилетел со мной из Воркуты, довольно бодро побежал по поселку.
В установке карба, да и вообще в работах по машине здорово помог Петровичу, Сергей Кутасов.

49.JPG


Вечером проясняется и выглядывает солнце.
Так происходит в районе низменной лагуны реки Амдерминки, а вдалеке горизонт все равно окутан белой пеленой. К ночи поселок погружается в туман.
На фото - идиллия и опасность.

49-2.JPG
 
Жители Амдермы прогуливаются по неблизкой дороге в аэропорт. Вдалеке от линии прибоя лежат здоровенные железные буи, невесть как и какими штормами занесенные сюда.
Иду от самолета и встречаю Валентину Талееву.

- Виктор, ты когда улетаешь? Говорю, что завтра планируем. У Вали в Каратайке живет сестра и как-то из Амдермы я брал с собой посылочку для нее.
- Давай я тебя баночкой морошки угощу.
- Спасибо огромное, Валентина!
Впоследствии эта баночка очень пригодилась нам после посадки в проливе Юшар

51.JPG


50.JPG


21 августа с самого раннего утра начинаю мониторить прогноз, есть улучшение. Также готовится на вылет и Ла-8. Экипаж гидроплана планирует уходить на Самару.
Подъем в 3 утра и по дороге к самолету и в кабине с Олегом записали интервью, многие озвученные мысли из которого стали сопровождением неординарных событий разыгравшихся далее в проливе Югорский Шар.
К 5 утра туман предсказуемо начал рассеиваться и обнажился нижний край облачности. Можно планировать вылет на разведку погоды.

Рано на работу пошла и Елена Кононюк, а я очень хотел чтобы она впервые на маленьком самолете поднялась в небо Амдермы.
Напомню, что мое личное знакомство с арктическим поселком началось именно с Елены Юльевны.
В далеком 2012 году началась наша переписка, связанная с экспедиционными планами АОН России, а точнее интереснейшим перелетом на нескольких воздушных судах на Новую Землю в котором в 2014 году приняли участие Миша Фарих, Дмитрий Ракитский, Влад Выучейский и другие. Пилоты также как и сейчас были на довольствии в кафе Доки и их кормила наша неповторимая Елена.
В этом перелете я принять участие не смог из-за внеплановой посадки самолета в Вологодских лесах.
Впоследствии провел свой полностью самостоятельный перелет на Остров Вайгач через Амдерму.

В начале шестого к береговой линии Карского моря пришла Елена Кононюк.
Северок уже прогрет и отогнан на несколько сот метров дальше места стоянки. Взлет проходит вдоль береговой линии и я беру дистанцию с запасом. В случае отказа, чтобы была возможность сесть или до или после нескольких береговых препятствий. В первую очередь запускаю мой трекер Иридиум - в непростую погоду на этот девайс ложится большая ответственность слежения за самолетом.
Нашего вылета и оценку погоды ждет и снимает с земли Олег Чегодаев.

----------------------------—
Внимание.
В данных заметках есть описание, являющееся личным опытом, насколько сложны и ответственны полеты Малой авиации!
Не переоцените свои возможности не принимайте решения на вылет, продолжение полета или посадки без опыта полетов в СМУ(сложных метеоусловиях)!

-------------------------------

В 5 30 Северок произвел взлет на восток.
Прошел совсем немного с набором и на высоте 50 метров начал цеплять кромку. Ничего удивительного, но нам нужно просмотреть горизонт. Снизился.

52-3.JPG


Обзор вокруг также не давал больших перспектив. Заложил разворот и прошел немного на запад вдоль лагуны. Тут чуть лучше.

52-1.JPG


С удовольствием сделал несколько фото нас в кабине с Еленой Юльевной.

52.JPG


Посадка и фото на память с Олегом и собачкой Тошкой.
Кобелек Сергея Кутасова за эти дни проникся к самолету и часто сопровождал меня в прогулках.
После прилета решение для нас с Олегом, однозначно - ждать улучшения!

53.JPG


К 6-30 район лагуны очистился от тумана, наши коллеги на Ла-8 подготовились и вылетели домой. Видел как борт практически сразу ушел в облачность и пожелал им мысленно удачи.
Ла-8, отличная оборудованная машина для полетов хоть визуальных, хоть приборных. Единственный минус- безумно дорогая, российский рядовой частный пилот от нее очень далек.
Что же пора и нам. Пока аэропорт не работает и мы в зоне G уйдем никого не напрягая. Так приходится делать, потому что нет возможности в нашей стране просто и понятно подавать планы полетов, недорого оформлять все необходимые для самолета документы.

Делаю звонок в маленький островной поселок Варнек. Это единственное место, где сейчас можно оперативно получить обстановку западного района пролива Югорский Шар.
- Виктор, привет, на данный момент видимость через пролив есть.
Напомню, что от Варнека визуально в сторону Белого Носа ширина пролива Югорский Шар достигает десяти километров.
Эта информация очень важна, но до выхода из пролива напротив Варнека нам лететь почти 100 километров! Вспомним, что Арктика -это кузница погоды.
От себя добавлю - А погода здесь куется на каждом мысу и в каждой бухте своим кузнецом 🙂

Решение принято. Готовимся.
Вылет произвел в 7. 05

--------------------------------------—
P.S. Друзья, в следующем отчете я проведу описание и разбор непростой посадки самолета Северок на береговом склоне в проливе Югорский Шар.
Огромное спасибо тем, кто помогает полетам в Арктике и тем кто не безразличен!
Поддержать выход следующего отчета, карта сбербанка Северок неизменна - 4276 8402 6414 1266.
 
Уважаемый Виктор, ваш попутчик Олег Чегодаев в своем видеофильме Через хребет Пай Хой (5 серия) уже показал вашу аварию, ждем Вашего рассказа. На мой взгляд самолет можно восстановить, если его возможно вывезти.
 
На мой взгляд самолет можно восстановить, если его возможно вывезти
[/QUOЕ
В том то и беда. Нет у Виктора МИ-8.
Андрей красавчик. Спалил нос на нашем северном солнце.
Мансур его точно не узнает. Только по запаху его натруженной одежды.
С уважением.
 
Спасибо за неравнодушные комментарии и понимание, форумчане. Спасибо за поддержку, тем кто решил финансово поддержать нас с Северком, дай бог вам здоровья!
Еще огромная просьба, вскоре начнем новые отчеты и я уважаю сдержанных и тактичных собеседников, не торопитесь отправлять сообщения без четкого понимания ситуации и не по существу.
 
Друзья, по понятным причинам мне психологически было трудно делать этот отчет, прошу простить за задержку.

В проливе Югорский Шар.

Благодаря видеозаписям которые вел Олег, информации с наших обоих спутниковых трекеров, плюс собственные мои фото и память, позволяют достаточно подробно вспомнить о том, что же произошло в конце августа на берегу пролива Югорский Шар.

Вылет в 7.05
Весь район лагуны Амдермы, а это около 6 километров Северок прошел на высоте чуть более 100 метров и со скоростью чуть больше ста. Шли по краю нижней кромки не забираясь в нее. Лагуна закончилась и начался подъем местности.

55.JPG


Отошел в тундру прямо по курсу на полтора километра и чтобы не входить в облачность, напротив мыса Скалистый меняю курс на север. Следую с небольшим снижением и через 7 километров в районе острова Местный, самолет Северок выходит к суровой своей красотой береговой линии.
Здесь еще все вполне терпимо по видимости и мы продолжаем маршрут.
Наблюдаем кромку моря.

56-1.JPG


Несладко пришлось когда вышли к северной оконечности Югорского полуострова и обогнули ее.
Надежда, что в проливе будет улучшение не оправдалась. Скорость самолета заметно увеличилась - 125 км/час, прибавив попутный ветер, а вот видимость ..

Здорово помог Олег Чегодаев. Помимо того, что вел видеосъемку имея перед глазами трек движения самолета по GPS и карту, заранее сообщал о приближении к ориентирам маяков и высоких мысов в виде препятствий.

0Z4A1852.JPG


58.JPG


Северок шел вдоль берега над водой, не теряя из виду по левому борту скалы и буруны от прибойной волны.

Подход к устью реки Черной и длинный пологий берег был однозначно встречен мною с воодушевлением. Нынешний полет весьма напряжен и рисковать далее нет смысла.

57.JPG


Наблюдаем два балка под самолетом.

(Фото Олега в день посадки. С квадрокоптера)

58-2.jpg


Здесь в марте 2017 мы с Северком и экипажи двух джипов; Стаса Ершова, Игоря Попова, Александра Еликова и Александра Харченко коротали совместную экспедиционную ночь. Помню, что так или иначе оба эти балка были пригодны для жилья при известном желании.

58-1.JPG
 
Последнее редактирование:
Спасибо что следите, друзья!

Самолет уходит в левый крен и над большим устьем реки разворачиваюсь.
Обратным курсом иду вдоль берега моря, осматриваюсь, уже с боковым встречным ветром и небольшим набором высоты к первым сопкам с севера.
( Фото с квадрокоптера в день посадки )

59-4.JPG


- Да, вдоль бухты можно посадить самолет!
Чуть уйдя мористее, чтобы окончание разворота пришлось на пологую береговую линию, напротив первых сопок начинаю разворот. Правый крен.

Идет перекладка с бокового на встречный и вновь на попутный ветер. Скорость самолета сейчас важнейшая составляющая и, как всегда в таких случаях, добавляю обороты двигателя. При развороте наблюдаю впереди пологий край сопки, высота его небольшая, около 20 метров от уровня моря. Проход над ним визуально оцениваю на высоте 10-15 метров. Видимость ограничена из-за тумана, но и речи нет о том, что мы идем вслепую, по приборам и т.п.

Неожиданно при подходе с моря к краю сопки самолет начинает неотвратимо проседать! Проходят доли секунды, я даже не успеваю предупредить Олега! Вертикальная скорость снижения началась неожиданно и неотвратимо. Северок умница, сохраняет горизонт не валится, но самолету уже не помогают ни положительный тангаж, ни максимальные обороты двигателя. Такое ощущение, что кто-то огромный сачком поймал в небе бабочку и подвел ее к земле.

59.JPG


Посадка пришлась от низменной к верхней части сопки под приличным углом к ее верхушке.
Безусловно, если бы край этой сопки был более плотный и ровный, переднее колесо не ушло бы в мягкий мох при посадке и повреждения Северка были бы не такие серьезные. Как бы то ни было переднее колесо погрузилось в мох хоть и не сразу, но очень глубоко и, естественно, не выдержав поступательного движения лопнула передняя вилка. Основную массу самолета после этого приняли на себя основные шасси и багажник под самолетом.

59-5.JPG


Окончательно зарывшись, самолет опрокинулся с нагрузкой на правое крыло, произошла деформация и поломка правых крыльевых подкосов. Поскольку до последнего момента я держал управление бортом, то заглушить двигатель смог только только после прекращения нашего переворота. И двигатель и редуктор отработали надежно.

63-1.JPG


Обесточил Северок.
Благодаря тому что мы оба пристегнуты, кроме неудобства висения вниз головой, никаких повреждений у нас нет. Первая минута после того как выбрался из самолета, была проверка и предотвращение пожара. Из бака струйкой через пробку вытекал бензин. Аккумулятор на месте, замыкания нет, отсоединил клеммы и снял его.

Под бак Олег приставил емкость, а чуть позже сняв одно крыло, вдвоем поставили Северок на основные колеса, спасши этим весь запас топлива. У нас у обоих спутниковые трекеры и мы моментально сообщили всем кому нужно о прекращении полета.
Понятно, что Олегу было непросто. В таких переделках он еще не был, но быстро восстановился и помогал во всем. Попутно вел фото и видеосъемку.

(Через 4 часа после посадки открылись отливом отмели)

63.JPG


Ну, а нам с Северком не привыкать.
Как минимум два раза до этого случая мы с Северком попадали в мощный сдвиг ветра при посадке с подбором и оба раза самолет резко проседал и садился с повреждениями. Но там речь шла о нескольких метров у земли и, конечно же, не с такой высоты как сегодня.

Чтобы хоть немного понять причину такого стремительного снижения и разобраться, я набросал схему местности и что-то прояснилось.. Не претендую на истину в последней инстанции, ибо Малая авиация и особенно Малая Полярная авиация испытывает на себе не только маразм нерадивых чиновников, но и все сложности капризной старухи природы-погоды.

Итак, как мы помним северная оконечность Югорского полуострова омывается водами пролива Югорский Шар и сразу за ним находится остров Вайгач и уже далее Новая Земля. Все это есть не что иное, как продолжение старейших Уральских гор - хребта или кряжа Пай Хой. Так вот, край сопки куда примостило Северок и есть место, где наиболее высокая северо-западная часть хребта Пай Хой уходит в море, чтобы выйти уже на другой стороне пролива. Выйти островом Вайгач.
Помним, что погода на момент вылета давала северо-восточный ветер 50 градусов. От двадцатиметровой сопки, где находится Северок, юго и северо-восточнее огромным веером начинается подъем местности с высотами больше ста метров.
На юго-восток в 5 км. гора Сывыпэ - 128м. На северо-восток гряда N1 - 109м. А самая высокая почти 200 метров высотой на востоке, менее чем в 14 километрах - пологая гора Морпипэ. Памятна она мне тем, что в условиях полета по приборам, глубокой зимой, Северок чуть не уселся на ее вершину.

Вот как выглядит этот район на спутником снимке с небольшой схемой.

59-2.JPG


До кучи, на юго-восток от Северка начинается квадрат магнитной аномалии +23 +27 град. в который входит все устье реки Великой и район устья р.Черная. Не очень простое место, мягко говоря..

Много всего пережито и сделано по самолету за эти годы. Хотя, чем дольше я осматривал самолет, тем более утверждался в горькой мысли - с восстановлением в этот раз будет очень сложно и вряд ли есть смысл.
Почему? В двух словах. С технической точки зрения произошли большие деформации в целом и в частности всей конструкции самолета. На Северок до этого происшествия пришлись и наработка первого опыта и постоянные тренировки с 2013 года. Была подготовка полетов за Полярным кругом и несколько лет круглогодичной непростой эксплуатации в Арктике.
Зная о том, в каких переделках мы были и что уже сделано, вновь делать ремонт на уставшем железе неправильно. Принял решение спасать все самое ценное.

По посадке. Есть несколько нюансов.
Злую шутку сыграл ранний час вылета. Пусть горит в аду вся эта свора чинуш кабинетных не имеющих ни понятия о Малой авиации, ни о ее возможностях и перспективах. Если бы у меня была возможность сделать этот гребанный СЛГ для самолета, мы бы с Олегом не торопились вылетать до начала работы аэродрома, я подал бы план полета в любой удобный день и время по погоде. И даже вылетев сегодня, но позже на несколько часов, в бухте Черной были бы вот эти огромные плотные отмели и все возможности для безопасной посадки.

Дело в том, что утренний отлив начинается в 9 утра и длится до обеда, он обнажает эти отмели прямо рядом с береговой линией.

60.JPG


61.JPG


В следующем отчете читайте: Как разбирался Северок. Помощь идет. Из Карского в море Баренца- первый этап эвакуации.
В материале использованы фото материалы из видеоархива Олега Чегодаева "Через хребет Пай-Хой (5 серия Амдерма - Югорский шар (авиапроисшествие) - Амдерма)"

Большое спасибо тем кто неравнодушен!
 
Последнее редактирование:
Спасибо всем, кто следит за полетами в Арктике, спасибо всем кто не равнодушен. Благодарю друзей за отзывчивость и выручку!

Благодаря тому, что в самолете Северок постоянно находится спутниковый трекер слежения Инрич, подключенный к системе АОПА-трекер, у всех моих близких и доверенных к полёту лиц всегда была исчерпывающая информация о местонахождении самолета и состоянии пилота.

На фото: непростой полет. Поздняя осень 2018г.

64.JPG


Уже несколько лет Александр Савинков держит постоянную связь со мной через смс-оповещения с трекера.
Саня помогает всем и всегда, когда я парюсь летая по планете. Начиная от подачи планов полета, то рядом с Воркутой- тыкая замерзшим пальцем в планшет, то в глухих арктических местечках, настраивая со мной сложную цепочку взаимодействия. Что-то типа: самолет - ближайший поселок- полярная станция. Ну или что-то другое. Самолет- льды, снега, тундра - Подмосковье.
--------------------------------------------------------

Итак, 21 августа, около 8 часов утра произошла сложная посадка с капотированием самолета Северок на краю сопки.

59-3.JPG


Переписка с трекера осталась в памяти устройства. Устройство которое дает тебе шанс быть услышанным почти везде, но весьма ограничивает набор в 160 знаков. Не очень просто выбирать по очереди каждую букву и знаки для отправки, да и шут с ним.
Когда полная задница и этого хватает с лихвой сообщить самое главное.

10:50
"Саш позвони п.Каратайка, Эдуарду, скажи его жду. Северок сломан сильно"
10:56
"Принято, пока связаться не могу. Сообщу как дозвонюсь. Сами целы?"
11:41
"Мы целы, балок хор. У нас погода дрянь"
11:51
"Передал. К 21-00 примерно должный подойти они к вам."

Узнав о происшествии две лодки во главе с Эдуардом Нефедовым и с ним еще 3 человека вышли из устья реки Коротаиха вдоль западного берега Югорского полуострова на выручку самолета Северок!
По морю Баренца и через пролив Югорский Шар, это полных 150 километров.

Вид с самолета Северок на юго-запад от бухты Черная. Спокойный август 2019г

63-4.JPG


После посадки наш первый день с Олегом Чегодаевым был полностью посвящен работам по самолету и переносу всех основных вещей к большому жилому балку до которого было почти рукой подать по северным масштабам - всего один километр.

64-3.JPG


Спускаясь с сопки и небольшого холма пред ее основанием обращаю внимание на ушедшие в землю брус и истлевшие доски.
Где-то виднеется железная сетка от кровати, остатки печки-буржуйки. Даже сомнения нет в том, что когда-то здесь был балок или зимовка промысловика.
Хорошо сохранилась система из бочек и трубы между ними. На Диксоне, у нас в подобной частой конструкции коптили рыбу.

64-1.JPG


В жилом домике на берегу мы навели порядок, принесли дров и затопили печь. Соседний же маленький балок в котором мы с джиперами ночевали в 2017г. прилично обветшал и в нем прохудилась крыша.

Разбитый Северок стоящий на возвышенности, это легкая добыча для первого же шторма с уже подходящими осенними ветрами. Все работы и мысли после посадки у меня были о том, чтобы уберечь самолетик, который за все долгие годы полетов и сумасшедших приключений не принес ни одному летающему на нём человеку ни одной царапины.

63-3.JPG


Определил фронт работ, который очень зависел от наших сил, погоды и прихода помощи.
Окончанием первого дня было снятие и полная разборка крыльев, внешней навески и т.д. Конец августа в Арктике это уже достаточно короткий день.
Все снятые и разобранные детали что не успели унести в балок, убрали в фюзеляж и под самолет, который я поставил на оторванную переднюю стойку и развернул на ветер.

67.JPG


К вечеру на берегу бухты Олег запалил большой сигнальный костер из плавника, который горел вечерами и ночами все дни которые мы провели в бухте Чёрной.

68-3.JPG
 
Мы не были стеснены в топливе, спасши весь запас, около 40 литров бензина в самолете.

Причудливо деформированный после посадки мой бензиновый примус принявший на себя в подвесном багажнике вес самолета после подлома передней стойки все также надежно работал. Правда теперь приходилось устанавливать его под большим углом к поверхности.

66.JPG


По питанию.
Измотанные всеми событиями организмы нуждались в еде, хотя аппетита у меня не было от слова совсем. Я даже немного завидовал Олегу, который вначале заварил какую то свою весьма чудную, но вкусную кашу. Зерно какое-то или чечевица, не помню. Накормил практически насильно меня. ))

В самолете помимо НЗ находилось несколько килограмм свежестей, которые Северок уже не первый раз брал на борт благодаря поддержке компании Баск и эти продукты были предназначены северным ребятишкам. Часть была распределена в Амдерме, Еленой Кононюк.
Остальные должны были попасть на Остров Вайгач в п.Варнек, куда мы могли зайти по погоде или в поселке Каратайка, где по-любому нужно было дозаправиться.
Несколько баночек с йогуртом потрескались и, что уж теперь, мы, смешав содержимое с потемневшим бананом, превратили их в десерт. Ну, а банан, понятное дело никак не ожидал такой участи- быть съеденным экипажем после крушения у Карского моря. ))

65.JPG


Я еще успел до наступления темноты сходить вдоль дельты реки Черная до устья и попробовал что-то поймать на спининг. Олег наладил квадрокоптер и заснял мой выход из балка и после место нашей посадки и самолет Северок с высоты.

Я ушел достаточно далеко, очень выручили болотные сапоги в которых форсировал пару глубоких ручьев. Сверху на рабочем свитере меня от сырости и ветра защищает прочная и крепкая штормовка от Bask

68.JPG


Весьма удивили крепкие растения растущие на достаточном возвышении от воды, но не их строение удивило, а то что с верхней частью листьев и стеблей произошли какие-то метаморфозы, как будто по ним прошлись напалмом. Часть сочной зелени почернела и скрутилась. Сжалась.

68-1.JPG



Еще дальше на огромном расстоянии от морского берега снова встретились наподобие амдерминских железные буи-шары, неведомо какой силой носимые в этих пустынных местах.

68-2.JPG


Покидал спиннинг.
В десятке метров ниже меня мама утка учила подросших крякушек нырять. Они шныряли во все стороны, булькались на глубину нисколько меня не стесняясь, чем скрашивали мои безуспешные попытки найти рыбу в быстрой, полной воде.

Ожил трекер
21:03
"Добрался Эдик до тебя?"
23:54
"Нет в 21 уже было темно и ветер, вряд ли бы успели."

Но лодки к нам не пришли к первому вечеру. Не пришли и ночью. И следующим утром.

Когда на следующий день трекер пропищал сообщением от Сани - "Как обстановка? Эдик вне зоны доступа. До тебя не добрался ещё? Погода не очень прогноз."
Вот тогда к моим заморочкам по самолету и общим настроением с Олегом, добавились очень приличные переживания за две маленькие моторные лодки идущие к нам на выручку.

Продолжение следует..
-----------------------------------
P.S Друзья, совместно с отчетами идет работа и над над новым календарем. В него войдут самые интересные и красочные фотографии полетов в Арктике самолета Северок. Выход календаря-отправку рассчитываю конец декабря-начало января.
Делаем его по уже сложившейся традиции в формате А4 с разворотом 2-х фото на один месяц. Цена несмотря на подорожание работ типографии оставлена прежней - 2000 руб с небольшой поддержкой самолета и уже включенной отправкой по России.

На фото: обложку нового календаря представляет мой кот Кеша

1024-1.JPG


Для заказа необходимо перечислить 2000р. на карту сбер. поддержки самолета Северок и обязательно сообщить в личку.
Можно и просто поддержать по-авиаторски любой копейкой- наша карта сбер. неизменна 4276 8402 6414 1266
 
Последнее редактирование:
Спасибо, друзья за ваши оценки и поддержку. Иногда я просто впадаю в ступор, делаю какие-то дела, куда-то еду. Как на автопилоте. Но отчеты делать часто нет сил, нет желания. Уж слишком все это было недавно. Все еще как по живому.
-------------------------------------------------------
Пролив Югорский Шар. В бухте Черная

Пошел следующий день после посадки самолета. Накануне, вымотавшиеся событиями спали как убитые, а утром затоплена печь и после горячего завтрака отправились с Олегом к самолету.

Задача номер один. Подготовка к перемещению Северка с верхней части сопки круто вниз в большой распадок, где бежит резвый ручей. Здесь между двумя возвышенностями смыкающимися к востоку, Северок будет укрыт от ветра и от глаз с трех сторон. Не скрою, меньше всего мне бы хотелось, чтобы помимо сил природы, мой самолетик увидели с любого пролетающего борта и пошли разного рода слухи.

Я прекрасно отдавал себе отчет, что помимо друзей у нас с Северком хватает завистников и недоброжелателей. Как же так у него свой самолет! "Партизан! ", "Долетался!", "Мы же говорили" и т.д.
А сколько сил уходит защитить свой самолёт открытым всем северным ветрам во время круглогодичных полетов. Дождь, слякоть, ураганный ветер. А сколько риска и сложностей, чтобы сделать хотя бы один маршрут к Карскому морю. Не просто полет, а каждый раз зная, что тебя в конце полета ждет только посадка с подбором с неизвестным результатом.
Уже много лет в стране совершенно незаслуженно с самого верху гнобят многострадальную Малую авиацию и нынешняя поломка в глубине суровой Арктики, будет "полезным камнем" кинуть посильнее в АОН и рассказать, какие мы опасные и ненадежные.

Еще все системы самолета подключены и перед снятием двигателя я подсоединяю аккумулятор.
Пуск! И мой безотказный моторчик БМВ как ни в чем небывало запускается с полпинка. Также надежно работает и редуктор Чернова, перенесший полновесный удар работающего винта об землю. Но бьет оторванная от коллектора правая выхлопная труба, а из пробитого радиатора начинает сочиться масло.

20200822_101925.JPG



Глушусь и немного на подъеме от живого звука двигателя, приступаю к его снятию. Олег помогает внутри кабины, снимает внешнее оборудование.

70.JPG


С края сопки отлично видна вся бухта Черная и то, что уже второй день нет друзей на моторных лодках, меня весьма и весьма беспокоит.

К 14 часам от двигателя была снята вся подходящая к нему проводка и топливная арматура.
Сняли движок, пропустив веревку через монтажные отверстия на корпусе и приподняв на черенке титановой лопаты. Немедля приступили к перемещению Северка с сопки. Для того, чтобы спуск самолета был не таким крутым, перекатывали его с края сопки меняя угол, как говорят моряки - галсами. А потом прилично покорячившись с перекурами, перенесли в распадок и двигатель.

70-1.JPG


72.JPG


Выставили самолет ровно на свое новое место у подножия истока ручья.

75-1.JPG


Перенесли все снятые детали, уложили в фюзеляж и под него.
После я поднялся обратно наверх, проверил, что за местом работ осталась чистота. Как небольшой гурий аккуратно сложил несколько обломков винта и и придавил чтобы не унесло ветром частью передней стойки самолета. Одну отломанную лопасть погрузил в почву, оставив вертикальной. Прощальная фотография с места посадки.

74.JPG


Уходим на обед с чувством удовлетворения.
Даже если помощь не придет, Северок уже надежно укрыт от ветров и чужих глаз с вершины. К сожалению нынешний вандализм в тундре обычное явление. Выбить стекла в балке, сжечь его. Слить топливо со сломанной в тундре техники, вытащить или побить на ней приборы. Все это абсолютно живые недавние примеры из моих собственных наблюдений и рассказов от местных жителей. Кого винить?
Люди обеднели, многие остались без работы, а как раньше нас всех воспитывали в коллективе, такого и близко нет.
Но, конечно больше вокруг хороших людей, отзывчивых и понимающих. Тех кто готов прийти на помощь, разделить с тобой последний кусок хлеба.

После обеда я отправляюсь к самолету. Работы не много и отправляюсь один.
На берегу дотлевают горевшие всю ночь бревна. Уточки и гуси набравшиеся сил и на поддержке молодняка уходят вдоль моря на юг.

71.JPG


Олег хочет пройтись в тундру и подсобрать морошки, а если лодки не придут и сегодня, то с началом светлого времени он уходит в Амдерму.
Что же будучи налегке, его решение правильное. Так он успевает в понедельник на рейсовый вертолет и вскоре будет дома.

Я развернул Северок носом на запад. Под переднюю часть поставил чурбак, который Олег притащил еще утром, как подставку под снимаемый двигатель. Переложил все детали под фюзеляж, скомпоновал. Уходить собрался.
Вначале поднялся к началу ручейка на место, где смыкались на восток два склона.

75.JPG


Потом с крайнего уже посмотрел обернувшись. Вот тут накатило конкретно. Просто хотелось рычать как белому медведю в теплую погоду. Только не от бессилия над природой, а от того, что понимал - вскоре придется оставить близкого друга.

75-2.JPG


Сообщение с трекера
22 56
"Нет еще Эдуарда?"
"Нет Саш. В проливе видно бол. волну "

В районе 2-х ночи небо посветлело, простились немногословно, обнялись и Олег ушел. Я замотался в спальник и чуток прикинув, что буду делать днем уснул.
----------------------------------------------

В 7 30 проснулся неожиданно от грохота. Дверь распахнулась и я с огромной радостью увидел лицо Эдуарда, который на взводе почти влетел с тремя парнями в балок!
- О. смотри, а он дрыхнет!
Заходя с моря люди увидели в распадке один корпус самолета и уже представили, что мы в этом распадке и умостились.

7 53
"Саш, передай в Каратайку, Эдик приехал."

Продолжение следует.
-----------------------------------------------
P.S.
Пока делался отчет.
Друзья, спасибо всем кто поддерживал и поддерживает самолет Северок! Наш эксклюзивный календарь на 2021 год отправился в типографию. Проверьте пожалуйста, кто заказывал календарик себя в этом списке.
Илья К, Владимир Ш. Светлана К, Сергей Р, Борис В, Валерия В, Алексей М, Юрий Ш., Светлана П. Владимир А, Татьяна В., Ольга С., Михаил Ф., Наталья Ф., Лаврик.
Осталось 5 экземпляров.

а. Китайский посадочный модуль доставил пробы грунта с Луны.
б. Житель Калифорнии, Вал Мифтахов, родом из Сибири получил инвестиции от основателей Microsoft и Amazon, 16,3 млн долларов + 21,4 млн на создание самолета с водородным топливом.
в. Наш президент рассказал, что в стране всё под контролем и мы на 70 процентов слезли с нефтяной иглы.
г. В России не произошли никакие изменения в авиационные правила, которые я так ждал к этой осени и ещё пока надеюсь остаться частным пилотом.
д. Мое назначенное пособие по безработице в ноябре составило 6 т. руб. Очевидно с доплатой на детей.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за оценки и поддержку, друзья, авиаторы и все кто любит небо!
С Наступающим Новым годом!
------------------------------------------------------

Продолжаем большой отчет.

В бухте Черная. Северок уходит из распадка береговых сопок.

Как шли две моторные лодки в бухту Черная для спасения самолета и какие приключения и испытания им встретились на пути, мы еще расскажем в дальнейшем повествовании.
Так или иначе, но у меня уже была за спиной часть сна и отдыха , а мужики еле держались на ногах. Огромная масса моря отошла к этому времени от берега и отлив обнажил огромные ровные пятаки отмелей.
- Вить, помощь нужна?
- Нет. Основное мы с Олегом сделали.

Здесь в тундре настоящее уважение к тем людям, которые имеют силы и характер делать свою работу самостоятельно. Хоть идти пешком, хоть летать, хоть гайки вездеходу в снежной каше крутить. Лично мой девиз - сколько есть сил- делай сам. Очень рад, что все мои друзья здесь на севере такого же плана. Но если нужна помощь или кто-то попал в беду, идем на выручку не раздумывая!
Договорились что я иду готовлю к снятию с самолета оставшиеся детали и оборудование, а Эдуард с Алексеем и Александр с Дмитрием ложатся отдыхать. В балке широкие нары вдоль стен, чисто и тепло.
Я ухожу к самолету.

Сейчас когда увидел две моторные лодки - проверенные временем отечественные Прогресс и Казанку и нас 5 человек, появилась дерзкая мысль вытащить Северок из распадка. Но в самолете еще много всего установлено, много работы. Если бы за нами пришел на лодке один Эдик, то самолет бы сто процентов остался в тундре.

Немедля приступаю к полной разборке. Сиденья, топливный бак постепенно сняты. Много, очень много времени заняло разборка панели приборов и вывод электрических жгутов из моторного отсека. Ничего не разбить никакого прибора, не повредить кабель, не потерять ни одной мельчайшей детали.

76-1.JPG


Я в одном лице на своем самолете одновременно был и пилот и штурман и радист и борт техник. И все мои друзья пилоты, а знаю я очень многих, все они замечательные, всесторонне развитые люди!

Еще раз обращу внимание на то, что в росавиации и минтрансе, очевидно сидят недальновидные, не умеющие перестроится под современное бурное время чиновники. Душить Малую авиацию, не давать нам летать в такой огромной стране просто преступление.
Ну, а поскольку я как житель арктического поселка не вижу много лет и улучшения уровня жизни своих соплеменников на Крайнем севере, то и к руководству страны всё больше вопросов. Но вместо того чтобы меняться самим, мозги у них очевидно больше заняты повышением штрафов и запретом выступления свободомыслящих людей.
-------------------------------------------------------
Все снятые части разложил рядом с самолетом, приготовил к погрузке. Внушительно получилось.

76.JPG


Собрал отдельно НЗ самолета и экспедиционное снаряжение, то что еще не унес в балок.
За несколько лет регулярных полетов собрана уникальная подборка необходимых вещей которые помогали сохранить здоровье, тепло своего тела и починить самолет в случае сложной посадки или возникновения какой-либо неисправности.
Всегда добрым словом вспоминаю компанию #Bask. У меня и полный комплект одежды и спальник с палаткой, а Северок уже сменил второй тент этой фирмы на своей мордочке.

Выдвигаюсь к балку. Замечательная погода, яркое солнце, тихо. Боги Севера дают нам возможность спокойно работать!

77.JPG


Мужики отлично отдохнули и дождавшись прилива к 19 часам, мы по фарватеру реки выходящей в море, отталкиваясь от торчащих под водой камней подошли к берегу близ самолета.

79.JPG


Около ста метров шла тропа по которой носили вещи.
У моря накиданные бревна и ветки, мокрые камни, грязь.

79-1-1.JPG
 
Разместили сразу в лодке на постоянное место двигатель и бак от самолета.

79-1-2-3.JPG


Сиденья поставили так, чтобы можно было сидеть на них.
Я был благодарен друзьям за то, что они не отказали мне в мысли увезти Северок к балкам.
Кряхтя и чертыхаясь с перекурами мы все вместе несли корпус самолета по камням и воде к лодкам.

79-1-2.JPG


Погрузили фюзеляж на нос Прогресса, закрепили.
У Эдуарда на носу положили четырехметровые трубы крыла. Чтобы они не катались, Дмитрий сел на них, болтая ногами в морской воде, как в турецком бассейне. Да уж, две лодки, это круто!

79-2.JPG


Очень медленно, то и дело цепляя винтом песок отмелей, Саня пошел на моторе с Северком к устью реки Черная.

79-3.JPG


Тихонько все вместе зашли в дельту, привязались.
Выгрузка.

Сообщения с трекера
11 40 Сань, позвони Амдерму Елене, скажи Олег придет мне помощь не надо.
17 27 Звонил Олег, он в Амдерме, все ок. У тебя как продвижения?
19 42 Северок остов перевезли балку. Заканчиваем сборы

Старт с бухты Черной, назначен на утро.
Суровый закат подсвечивал побережье, когда я вышел подсобрать дров для ночного тепла в балке.

79-5.JPG
 
Светает на Крайнем Севере очень рано.
В 7 часов прошел нехитрый завтрак, шулюм - макароны с мясом. Сразу мы соединили все свои съестные запасы, но я как не курящий не раз с улыбкой про себя замечал, как трогательно парни цедили свои сигареты, прикуривая друг другу и защищаясь от ветра и брызг.
Единственно я аккуратно запаковал еще отлично сохранившиеся яблочки и йогурт. Так хотелось, чтобы они доехали до детворы которым и были предназначены из далекой Воркуты.

80.JPG


Приступили к погрузке частей самолета и винтомоторной установки в лодки. Как уже и говорил, решил не забирать с собой раму планера и оперение, все то что перенесло многочисленные нерасчетные нагрузки крайней посадки и за годы полетов уже подверглось анодированию и коррозии.
С другой стороны удалось спасти все самые ценные части - авионику, приборное оборудование и винтомоторную установку в сборе, шасси, экспедиционное снаряжение, запасной винт, бак, аккумулятор и многое-многое другое.

Хвостовое оперение и навеску крыла сложили аккуратно в старом нежилом балке, трубы крыла рядом. Сам же Северок встал на якорь под защитой стенки балка.

81-1-1.JPG


В балке я уходя крайним оставил идеальную чистоту, НЗ сухпай, соль, спички и запас дров на первое время. Это закон в Арктике.

81.JPG


Что и говорить- лодки были загружены под завязку и с большим трудом вышли на глиссер.
Я еще долго оборачивался через кильватерный след к удаляющемуся в солнце балочку, за которым осталась незабываемая часть моей лётной жизни.

81-2.JPG


8.45. Сообщение от Сани - "трекер пишет, говорит плывешь 26 км/час." 🙂

Держим путь по морю к становищу Хабарово!

-----------------------------------
P.S. Друзья!
Начиная с 22 октября, после публикации Олега Чегодаева, моих отчетов, репостов Виктора Галенко и Евгения Антонова, включая выход календаря от самолета Северок, мы получили поддержку от 204 человек! Отзывчивость людей, понимание трудностей полетов в Арктике и в тоже время интерес к ним, просто огромны!
В этой помощи есть и очень близкие мне, родные Диксончане и студенты из Башкирии, коллеги-авиаторы и пожилые люди никогда не видевшие Север. Много, очень много замечательных людей. Спасибо всем вам за поддержку, друзья!
Трогательные строчки переводов "Северок, лети." "Виктор, удачи!" "Для Северка из Сибири." "На винтики для самолета"

Мне в первую очередь удалось окончательно погасить транспортный налог на Северок. Продолжаю считать его безрассудно заградительным для развития Малой авиации, ибо 250 руб с каждой лошадиной силы сверхлегкого самолета в Подмосковье для обычного небогатого человека, который любит небо и своим трудом становится пилотом, безумная цифра.
Впрочем также ситуация обстоит и с получением пилотского, прохождением лётной медкомиссии, неоправданно строгой,сложной и дорогой для частных пилотов.
Ну, а получение СЛГ сегодня, это вообще конкретный крест на развитии легкой авиации.

2P.S. Ура, получил весточку от Ольги Петровой, что календари отправляются ко мне из печати! Ближайшие дни начну отправку.
Еще раз с Наступающим дорогие друзья!
---------------------------------------

Продолжение следует..
 
Последнее редактирование:
Дорогие друзья, с Новым годом! Годом Белого быка.
Пусть силы и решимость, воля и здоровье будут только крепче! И мы, как бычок справимся с любыми невзгодами 🙂

В Новом году мне бы хотелось, чтобы в наших семьях царила любовь и понимание, чтобы болезни и зараза ушли далеко прочь, а Малая авиация приносила людям красоту, отличные впечатления и, главное, пользу от полетов!

За эти два дня перед Новым годом, оформлены и начали разлетаться по всей стране новые календари от #самолет_Северок! От Острова Вайгач до Польши и от Перми до Ленинградской области!

На фото с полярником, Виктором Гладышевым в эти дни.
Виктор с новым календариком , а я с его подарком, кулинарным новогодним изыском - домашней настойкой! 🙂

IMG_7340-1.JPG


Друзья, записал небольшое поздравительное видео!
С Новым Годом!
--------------------------------------------—
P/S Трек-номер почты России, слежения летящих к вам авиа календариков!
Прошу проверить

Михайлов А. 14134548001304
Шарафутдинов Ю.14134548001540
Пискарева С. 14134548001359
Артеев А. 14134548001397
Штаненков В. 14134548001694
Чиркова Е. 14134548001731
Риве С. 14134548001779
Васильева В. 14134548001465
Wawrzyniek К RA307884193RU
Сатрутдинов Р 14134548001946
Ваулина Т 14134548001342
Сафонова О. 14134548001298
Шерстобитов П. 14134548001335
Фролов М. 14134548001380
Филиппова Н 14134548001373
Морозов А. 14134548001427
Абрамов И. 14134548001410
Кулешов С. 14134548001458
Малюков М. 14134548001496
Устинов А. 14134548001533
Гомонов М. 14134548001571
Корнилов А. 14134548001618
Рябчинский С 14134548001656
 
Благодарю
Ромашчандр!

С Наступившим Новым годом, друзья! И наступающим Рождеством!
Желаю всем нам здоровья, а государству проявить наконец интерес и уважение к огромной отрасли Малой частной, любительской, экспериментальной авиации!


Бухта Черная- становище Хабарово. Первый переход на лодках с частями самолета Северок.

Замечательная погода началась утром и сопровождала нас весь день 24 августа.
Ветер юго-восток около 5м/сек, температура воздуха +12 град. Такой ветер не может поднять большой волны в проливе имеющем ширину в районе нашего перехода 3-5км и потому двигаемся достаточно быстро. Первой лодкой ушел вперед Эдик с Лешей на Казанке. Мы с Димой и Саней на Прогрессе загруженном под завязку, идем позади.

81-2.JPG


Вышли значительно севернее и мористее от берега к середине пролива Югорский Шар. Здесь глубина фарватера достигает 30 метров, но и береговые отмели идущие от устья р. Великая к острову Сторожевой просто огромны- тянутся на полтора-два километра.

81-3.JPG


Мотор у Эдуарда уже перенес внезапный удар о подводную каменную банку по пути к Северку. Произошло всё у западного берега Югорского полуострова, прилично от берега. На нижней части сапога мотора, близ винта отколот приличный кусок силумина. Повреждены и лопасти. Скорость лодки ниже расчетной.

Под ветровым стеклом на приборном щитке примостился простой и надежный навигатор с загруженной картой генштаба, курс лодки Саша держит по нему. Когда ушли далеко от берега и нет ориентира впереди, эта вещь просто незаменима!

81-4.JPG


Впрочем и мой трекер от АОПА-России лежит рядом и четко пишет трек. Сейчас его роль статична, но он также дает возможность на Большой земле наблюдать за нашим переходом.

88.JPG


Работа штурмана сейчас не нужна и потому я веду фото и видеосъемку, часто провожу аналогию с тем, что вижу во время полета. Стараюсь занять себя работой и наблюдением, гнать от себя грустные мысли об остающемся позади корпусе родного самолета.

Очень быстро впереди начал проявляться возвышенный бережок и на нем ветхие строения.

81-4-1.JPG


Причаливаем.
Мы с наветренной стороны и под берегом тепло, солнечно и очень красиво. Пройдено морской волной 17 километров за 45 минут.

81-5.JPG


 
Последнее редактирование:
Первоочередные задачи: Эдик колдует с запасным винтом и старается вернуть лодке ходовые качества, Саша с Димой доливают бензин в бак нашей лодки и после попробуют поймать рыбы, Леша делает костер и ставит чаек.

На фото: лодка Прогресс во время дозаправки. Под завязку загружена вещами и деталями, а ведь в ней еще сидят трое человек!

82.JPG


У нас есть рыболовная сеть и очень большая необходимость поймать хоть немного рыбы для пропитания. Напомню, что людям живущим на Крайнем севере разрешен вылов промысловой рыбы сетями. У меня и в НЗ самолета всегда лежит маленькая 10 метровая рыболовная сеть. Никакая удочка не поможет в случае посадки в тех местах, где не водится хищная рыба. А вот сеть, может спасти жизнь.
Впрочем, забегая вперед, никакой рыбы поймать нам не удалось. Возможно погода не подходила или еще что. Зато сети прилично забились мелкой тиной и после добавили работы.
Старался помочь парням, но роли распределены и после ароматного чая на свежем воздухе, планирую проделать еще один маршрут в район бывшего ЮГОРЛАГ.

82-2.JPG


Мы пьем чай под косогором, а прямо над нами высятся уже совсем обветшавшие строения.
Здесь, прямо у моря в этой избушке в 90-х годах жил и зимовал мой друг, Эдуард с супругой Беллой. Промышляли вдвоем рыбу, пушнину и вели хозяйство, надеясь только на себя, на свои руки и удачу.
Часто, попивая чай у них на кухне, я слышал рассказы как зимой на стареньком Буране с заклепанным поршнем и с совсем маленькой дочкой Машей, Эдуард и Белла ездили из Хабарово в далекую Каратайку. Ездили к врачу, ездили за продуктами. Впрочем, других вариантов добраться до цивилизации все равно тогда не было.
Однажды, возвращаясь вдвоем с тундры над своей избушкой в Хабарово они увидели неопознанный летающий объект. Настолько явно видели и рассказывают очень подробно все события, что не поверить сложно.
Впрочем и на моей памяти на Диксоне видели подобные метаморфозы.

С Эдиком прошлись рядом с избушкой, посмотрели на окружающее запустение и брошенный железный хлам оставшийся от некогда большого арктического села.

82-1.JPG


У меня было еще немного времени и отправляюсь на возвышенность через уже разведанную часть руин Югорлага. Мимо единственно целой бани прошел и порадовало что часть окон внутри оказались заделаны целлофаном и дверь надежно подперта. На подоконнике увидел грустный привет из прошлого. Кем-то оставленную найденную нижнюю человеческую челюсть.

82-4.JPG


Достаточно далеко ушел и первой находкой которой еще не видел, стал ушедший глубоко в землю мощный блиндаж с накатной крышей из бревен в полный охват рук.

83-2.JPG


Внутри строения за уже рухнувшими сверху бревнами видны бойницы, выходящие на залитый солнцем простор тундры, с проблесками синевы рек и озер.

83-1.JPG


Нельзя забывать, что за время тогда было в районе Хабарово.
Время дошедшей до Арктики, Великой Отечественной войны и, одновременно, несколько тысяч собственных граждан здесь же в бараках под охраной за колючей проволокой. Граждан которых ценили просто как рабочую силу, ну или вообще не ставили ни во что, просто как рабочую скотину.
 
Назад
Вверх