Добрый день друзья!
При при сложившемся весьма скептическом, а подчас и пренебрежительном, отношении авиационных специалистов к аэромобилям, невозможно не признать, что аэромобиль есть не что иное как узконишевой продукт, подобный поплавковому гидросамолету.
Практически в любую точку планеты, можно добраться рейсовым самолетом классической схемы и закончить путешествие на такси, и также, начав путешествие самолетом классической схемы, закончить его на арендованной лодке.
При этом весьма заметный вес и аэродинамическое сопротивление поплавков, стоек и подкосов гидросамолета не вызывает такого отторжения, как автомобильное шасси аэромобиля.
Но если в начале 20 века гидросамолеты развивались вынуждено, вследствие неразвитости аэродромной сети, и в развии их приняли участие лучшие конструкторы при достаточном финансировании, то аэромобили похвастаться таким вниманием к себе не могут.
В развитии аэромобилей приняли участие лишь энтузиасты-одиночки, и в большинстве случаев, расходуя собственные средства.
В 21 веке социальная или экономическая потребность в аэромобилях так и не оформилась. Более чем за сто лет развития аэромобиля, массовым видом транспорта он не стал.
Все явственней проглядывается социальная роль аэромобиля как статусного явления для богатых и очень богатых.
Но роль «игрушки для богатых» не останавливает все новых и новых энтузиастов аэромобиля в поисках решения основной инженерной задачи: как наименьшим образом «испортить» самолет компонентами автомобиля, и в свою очередь автомобиль компонентами самолета.
Наиболее ярких успехов успехов на ниве создания аэромобилей в 21 веке добился Штефан Клейн (Stefan Klein), конструктор и технический дизайнер из Словакии.
Не тратя время на перечисление созданного им в отличных от авиации областях, перечислим лишь созданные им аэромобили.
Начнем с того, что имеется достаточно подтвержений того, что все созданные им аэромобили летали!
1989 год, AeroMobil I.
1996 год, АМ 2.
https://reaa.ru/threads/aehromobil-iz-slovakii.16832/
2010 год, Aeromobil 2.5
2014 год, Aeromobil 3.0
2017 год, Aeromobil 4.0
Создан компанией Aeromobil s.r.o. Братислава, Словакия, после ухода из нее Штефана Клейна.
Aeromobil
2017 год, AirCar (AM 5.0) Создан компанией KleinVision s.r.o. Нитра, Словакия, после основания ее Штефаном Клейном в 2017 году. Получил сертификат типа ЛА в январе 2022 года.
Klein Vision – Flying Car
The flying car completes first ever inter-city flight (Official Video)
Штефан Клейн, являясь дипломированным дизайнером, длительное время сотрудничавший с такими автомобильными гигинтами как Audi, Volkswagen и BMW является ярким представителем одного из полярных взглядов на процесс проектирования аэромобиля «от автомобиля к самолету», дополнения автомобиля элементами самолета.
Другой, прямо противоположный подход к проектирования аэромобиля, взгляд «от самолета к автомобилю», дополнения самолета элементами автомобиля, демонстрирует компания Plane Driven.
Plane Driven – fly above the traffic, drive through the weather
Plane Driven - Flyby
PD-2 Transition
Plane Driven PD-2 roadable airplane test drives 101 miles on I5.
В обоих случаях возникновения сущности Аэромобиль не поисходит. Автомобиль, даже наделенный элементами самолета, остается автомобилем. Самолет остается самолетом.
По мнения автора, единственным конструктивными способом создания аэромобиля, является образование сущности Аэромобиль еще на этапе эскизного проектирования.
Что такое аэромобиль? Аэромобиль – транспортное средство гармонично и непротиворечиво сочетающее в себе функционалные возможности самолета и автомобиля. Все конструктивные решения которого подчинены обеспечению его функциональных возможностей.
Безусловно в число функциональных возможностей влючена безопасность и простота использования аэромобиля которая подразумевает прочность, износостойкость и ремонтопригодность.
Важнейшей инженерной задачей при создании аэромобиля является нивелирование, а где то и устранение весовых и энергетических противоречий летной и дорожной конфигураций.
Одним из примеров смягчения таких противоречий является использование тяговых электродвигателей гибридной силовой установки, используемых в дорожной конфигурации, для набора скорости отрыва при взлете в летной конфигурации, что позволит уменьшив величину статической тяги упростить и облегчить винто-моторную группу.
Использование закрылков крыльев-центропланов (описание в основном документе) отклоненных вверх, для управления прижимной силой необходимой для движения в дорожной конфигурации.
Оновными инструментами для решения весовых и энергетических противоречий конфигураций являются гибридная силовая установка и использование современных композитных материалов.
Использование синхронного генератора как универсальной электрической машины, позволяет устранить отдельные стартер и генератор двигателя внутреннего сгорания, заметно уменьшив его вес.
Использование синхронного генератора как электродвигателя, дополнительного к двигателю внутренного сгорания, позволяет резко увеличить энерговооруженность летной конфигурации при наборе высоты и сложных метео условиях.
Мне представляется, что в теме приведен пример равновесного подхода к формированию эскизного проекта аэромобиля. Проекта, основанного на принципах взаимного дополнения функциональных возможностей летной и дорожной конфигураций, а не их взаимной конкуренции.
Не оставляю надежды на знакомство с молодым авиаконструктором, который из интересов ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА возмется облечь МОЕ видение аэромобиля в СВОЙ 3D проект.