АВСТРАЛИЯ - 88 Чемпионат мира по дельтапланерному спорту.30-летие в 2018 году.

VadimK

Piper-добрый самолёт! RIP
Откуда
москва
[highlight]11 января 1988 года сборная СССР в составе 13 человек (9 спортсменов и 4 руководящего состава) с дельтапланами , подвесками и серьёзным багажом в котором консервы, сухие супы и запаянные в  пакеты буханки чёрного хлеба погрузились в Ил-86 и с 3 посадками впервые в истории СССР отправилась в Австралию на первый для нас Чемпионат мира ![/highlight]
Надо ли говорить, что это было Великим Событием для того времени.
Мы вырвались за Железный занавес !)))
И 30 лет это тот временной период когда ещё можно почти всё вспомнить, поделиться фото и видео архивами, рассказать следующим поколениям о нашем опыте. 
Прошу всех участников команды молодости нашей присоединиться к этой ветке и поделиться всем чем можно.
Особо хочу поблагодарить Александра Иванникова, с которым мы готовили основные вопросы подготовки выезда и которому не довелось полететь с командой, хотя он был безусловно достоин этой поездки.  Нашим лучшим спортсменам Александру Сутягину и Игорю Соболеву, благодаря их успешному  выступлению мы оставались до конца соревнований, потому что согласно тогдашним правилам, если бы 2 человека не вошли в финал команда обязана была бы покинуть чемпионат. И многое другое...об этом надеюсь мы тут и вспомним.
 
Для затравки вот состав сборной СССР на ЧМ-88 -
1. Александр Сутягин,
2. Игорь Соболев.
3. Сергей Нор-Аревян,

4. Сергей Дробышев,
5. Сергей Гришенчук,
6. Валерий Жеглов,
7. Владимир Мысенко,
8. Вадим Какурин,
9. Анатолий Коркач.

Четырёх начальников прошу кто помнит привести здесь.
Руководитель делегации  - полковник Виктор Сахаров,
Заместитель по полит.части - Николай Николаевич ???
Переводчики - Павел Чехутов, и ????
 
История была такая.
К 1987 г. мы уже около 7 лет члены сборной СССР.
Первый состав  сборной был утверждён сразу после 1-ого чемпионата СССР в Кызыле в 1981 году. Отлично помню как осенью того года неожиданно к нам в общежитие МАИ приехал сам Андрей Кареткин - Первый официальный Абсолютный Чемпион СССР и он на полном серьёзе заявил нам с Сергеем Дробышевым , что мы теперь должны готовиться к выступлению на международных  соревнованиях. Тогда это прозвучало как полёт на Луну ! )))
И вот проходят годы полётов , соревнований , были интереснейшие чемпионаты Москвы и СССР, выезды в Венгрию на Кубок Эгера, в Болгарию... Но это всё не то ! Хотелось чего то большего !
И вот в 1987 году по телевизору вижу выступление министра иностранных дел Австралии. Он впервые в истории прибыл с официальным визитом в СССР.
И он заявляет, что через год Австралия празднует 200-летие ! Ого ! Вот почему там в это же самое время Билл Моис-владелец фирмы по производству дельтапланов и первый в мире пилот-детапланерист проводит Чемпионат мира ! 200-летие ! Отличный повод... Появилась дерзкая мысль - а почему бы и нет??? Сколько нам ждать у моря погоды?
Начальники наши ещё долго будут невыездные , они военные пилоты в отставке, кому ещё хотеть как не нам?
Приглашение на ЧМ ни в ЦК ДОСААФ, ни в Федерации авиационных видов найти не удалось. Оно без сомнений было, но мы точно знали - оно под сукном. Мы его не увидим.
Что делать? Ну конечно надо просить Михаила Борисовича Гохберга первого дельтапланериста СССР ! С его публикаций в Технике Молодёжи у нас всё и началось. Он друг Билла Моиса и сможет поговорить о повторном приглашении.
Звоню ему, договариваемся.Но звонить и говорить он будет только из моей квартиры с частного телефона, с его серьёзной работы в институте Физики Земли нельзя.
Собрались утром у меня дома. Заказали переговоры , ждём.
М.Б. прилёг и уснул ... Большой человек, большие заботы...  Звонок !  Телефонистка врукопашную соединяет  с другой планетой - Австралией !
Михаил Борисович просыпается и говорит в трубку- Хелло Билл ! Ликую и радуюсь  происходящему .
Мы получаем вожделенный факс - копию официального приглашения. Ура ! Мы в деле !
Международники страшно косятся на нас , откуда вы в курсе приглашения? Бесстрашно заявляем о своём желании поехать на ЧМ, сделаем всё возможное для этого.
Начальник международного отдела с колючим взглядом и каменным лицом ставит условие - нужна валюта и выездная квота на команду ЦК КПСС на Австралию.
Проблема грандиозная ! Эверест !
До сих пор храню как памятный раритет свой загран.паспорт с круглой красивой гербовой печатью империи СССР на выездной визе.Страна нас отпустила ! Сколько за этим собранных документов, комсомольских характеристик, утверждённых в райкоме... и не счесть. А нервов то ушло... Детям рассказываю - не понимают о чём это я. ))) Может оно и хорошо что не понимают.
Продолжение следует.
 
Откуда взялись наши спонсоры не вспомню. Как то пришли идеи и удалось решить задачу поиска рекламодателей.
Ими стали Тракторэкспорт и Совэкспортфильм ! Крутые конторы с рекламными бюджетами в валюте. В работе с ними и подставил своё благородное плечо наш маёвец Саша Иванников, он тогда в Центральном дельтаклубе работал.
В итоге мы наносили рекламные надписи на крылья огромного размера и так летали. Делали специальные фотосьёмки, потом отчитывались спосорам о проделанной работе. )))
Когда принесли готовые рекламные договора тот самый суровый важный нач. международного отдела вскинул брови ! Ладно, деньги есть... А квота ??? Её вам не дадут и логично так  всё подвёл к тому, что у нас ничего не получится, что этим заведует аж! международный отдел ЦК КПСС. Вах !
Но тут помог случай - у нас в дельтаклубе МАИ занимался скромный  человек, который представился когда пришёл - инструктор  ЦК партии ! Обратились-помог. Обратился и к нашему послу в Австралии, тоже помог.
Вообще нам, слава Богу, здорово везло !
Как будьто двери сами открывались, только иди не робей.
После спортивного сезона 87 года по осени вдруг три начальника дельтапланерного отдела куда то делись. Один вроде в отпуске, двое заболели ! Путь открыт !
Иду к нач. Управления авиации генералу С.Н.Маслову. Душа человек...Выслушал, горячо поддержал ! Давайте пишите бумаги, полный вперёд ! Здорово !
Когда наше непосредственное начальство появилось дело зашло уже далеко. Поезд набирал ход , оставалось поддерживать наше дерзновенное начинание!
Средства нашли, квоты получили , но была сложность со сроками - визы в Австралию надо запрашивать за 40(!) дней до вылета. Мы же ещё задумали провести сборы на месте чемпионата! Лететь надо в первых числах января.
И вот критический момент - решение Бюро Президиума ЦК ДОСААФ о выезде сборной, сроки на пределе !
Решение - ОТКАЗАТЬ ! Шок ... смятение ... крах надежд, почти год жизни коту под хвост , масса  трудов .
Ночь с четверга на пятницу проходит как в бреду. Что делать !?
Под утро пришло- терять нечего, надо идти ва-банк ! 
Звоню в МИД СССР , в отдел Австралии и Океании. Рассказал молодому дипломату суть дела. Он попросил мой номер, через 15 мин.перезвонил - с вами будет говорить начальник Управления...Тихий вкрадчивый голос - здравствуйте, что у вас, расскажите. Изложил суть-всё сделали, а Бюро отказало ! Как так? Там же не только ЧМ, но и 200-летие Австралии ! наш визит как нельзя кстати !
Хорошо говорит, сейчас по кремлёвке поговорю с адмиралом Егоровым(!), посмотрим в чём дело... Вот это оперативность !
Тем временем надо было ехать на работу в отдел. Еду 45 мин на Тушинскую как обычно...
И о чудо !
Меня уже с фонарями полчаса ищут, генералы все в движении - полный переворот по ситуации ! У нас требуют договора, паспорта, бумаги. Положительное Решение Бюро уже готово ! У нас полный комплект ! Всё есть ! Оказывается дело то политический оборот приняло ! У нас понимаешь дружба с Австралией намечена, а ДОСААФ против... Егоров принял мужественное и правильное политическое решение  сборной ехать на ЧМ ! :~)
Продолжение следует.
 
Собираем команду перед Новым Годом. Все в полном волнении. Идут какие то разговоры- переговоры, формируется состав команды.
Буря эмоций !
Место в команде для Александра спасти не удалось...  Володя Мысенко даже хотел уступить своё место !
Это был его подвиг !
Но не помогло ... На душе погано.  Это же не справедливо !(((
Были ещё осложнения...
Пятница - день "Ч" , после Нового Года 11 января вылет ...
Нам обьявили - всё, последний рабочий день в году, скажем 29 декабря, если до 18.00 окончательной команды из ЦК партии не поступит, сдаём билеты, разьезжаемся по домам - значит нам всё-таки отказали...
Время 18.15. У себя в кабинете эту самую команду ждёт  Зам. Председателя ЦК ДОСААФ, дважды Герой Советского Союза генерал авиации  Семён Ильич Харламов... Ждать мочи нет, захожу в приёмную, дрож в коленках , слышу громовой голос ! Это Харламов с кем то круто ругается по телефону по нашу душу . Через минуту другую дали Добро ! Мы не верим... Свершилось !
По команде пошла байка - нас всё равно остановят, с самолёта снимут , на таможне завернут и т.д.
Честно говоря так всё время и казалось ! По нашим пятам шла Система ! С нами были её глаза и уши,  не зря же ответственный представитель из органов едет. Который нас инструктировал - адреса не давать! Скажите, что сейчас меняете квартиру. Потом иностранные спортсмены удивлялись, вся команда одновременно меняет квартиры и адреса...
Харламову глубокое уважение и благодарность - Человек ! Отстоял команду. Бывая на Новодевичьем кладбище всегда подхожу к могучему памятнику. На нём Генерал наполовину в кителе, наполовину в гермокостюме. Памятник на двоих с женой тоже Героем Советского Союза военным пилотом, воевала на По-2 ... 
Продолжение следует.
 
АВСТРАЛИЯ.
Мы в Шереметьево-2. Куча багажа, дельтапланы. Неужели нас поднимет самолёт? Нас провожают друзья, жёны, подруги. Всё трогательно и волнительно. Торжественно снимаем тёплые куртки и пальто, отдаём друзьям,, летим же в лето ! Просим привезти в аэропорт по прилёту обратно.
Летим, но всё равно не верится....этого не может быть!
Ночь, сон безконечно глубокий от волнений и переживаний. Вдруг голос командира, говорит как на поминках  - Внимание !Внимание ! Садимся не в Ташкенте, а во Фрунзе...
Уф ! С души камень, казалось падаем и нас предупреждают об этом!
Совок как много в этом звуке ,,, коротаем час-полтора в советском аэропорту. Следующая посадка в Индии, Ил-86 имел небольшую перегонную дистанцию.  В Индии уже лето, пахнет чем-то совсем необычным.  Следующая посадка в Сингапуре ! Там нас встречают и просят незамедлительно  на пересадку ! Самолёт Сингапур-Сидней. Бежим , успеваем, усаживаемся в кресла. Потом оказалось что с немыслимой скоростью перегрузили и наш багаж.Как они это успели ума не приложу ! Боинг-747 плавно тронулся. Салон огромный, чисто, хорошо пахнет, вокруг бегают маленькие стюардессы в пёстрых красивых одеяниях. Нам раздают пледы, наушники, меню ужина ! И нас культурный ШОК ! Мы же совки ! Ничего подобного не видели . Сингапур аэрлайнерс нас поразил в самое сердце ! Меню на борту -это немыслимо ! И так все 7 часов полёта.
Просыпаюсь смотрю в иммюминатор. Внизу Марс-красная планета ! Цвет почвы куда ни глянь именно красный. Мы над Австралией ! Скоро идём на посадку...
Пересечь таможню знаем что сложно. У нас же продукты ! Несколько рюкзаков ! Но нам опять везёт, из-за дельтапланов нас практически не проверяют, неужели мы через 23 часа лёта в Южном полушарии на дальнем континенте??? Байка жива , мы твердим друг другу что мы ещё не в Австралии !
Когда кто-то первый увидит кенгуру тогда мы поверим что в мы в Австралии !  :-X
Продолжение следует.
 
Живём в городе Брайт штат Виктория. Нас доставил долговязый рыжий мэн в ковбойской шляпе на микроавтобусе от Билла Моиса.
Были кадры видеофильма  как мы разгружаемся первый раз у гостиницы в Брайте.
Ищу этот фильм, который снимал во время пребывания. Было несколько копий, может у кого из команды сохранился ?!
Очень надо !
Итак первый лётный день. Едем на гору, она стоит на краю красивой долины. Одновременно с нами на гору с другой стороны приехала американская команда.
И тут случилась встреча на Эльбе ! Мы не сговариваясь ринулись друг к другу и начали общаться, знакомиться и спонтанно организовались сделать совместный снимок. Все встали, красивые, молодые, развернули флаги СССР и США.
Получилось круто !
Вечером к слову нас пригласили на просмотр фильма Топ Ган про военных лётчиков США которые встречаются с чёрными русскими пилотами и лихо их сбивают.
Начались полёты...Первый лётный день закончился посадкой Сергея Нор-Аревяна на лес ! Мы все пару часов спасали дельтаплан с верхушек лиственного леса. Правда он какой то невысокий, австралийский. Кончилось всё хорошо, без потерь.Это было единственное происшествие за два месяца полётов, если не считать моих разодранных штаны в крайний день при посадке на колючую проволоку, которой полно в долине. Все фермерские хозяйства перегорожены ею вдоль и поперёк.  :-/
Продолжение следует.
 
ЧМ.
Открытие ЧМ началось шествием по Брайту. Шли весело , много приколов , шуток со всех сторон. Мы как и положено совкам идём тихо, почти хмуро. Нам всё в диковину.
На сцене увидели живые легенды - главная легенда - Френсис Рогалло ! Старикан итальянец лет семидесяти, очень улыбчивый.  Прародитель дельта-крыла, на котором уже Билл Моис и ещё два друга, прикрепив  трапецию, совершили первые полёты и родилось это чудо -  дельтаплан!
Первые зачётные лётные дни показали, что подготовка моя по-крайней мере, очень низкая. Очень неудачный аппарат  оказался. Английский Менджик был тупым и большим по площади.
В один из полётов приземлился к какому то странному фермеру. Обычно нас встречали после посадки очень дружелюбно. Улыбались, помогали, иногда за стол звали.
Это конечно не Алазанская долина в Грузии, откуда нас привозили часто под утро ... Всё обычно было достойно и ровно.
Вообщем после посадки смотрю мне машет из-за забора немец. Сюда мол сюда ! Не поняв ничего я беззаботно смотрю на рыжего крадратного дядьку, который шагает в мою сторону с решительным видом. Иду ему навстречу .. и вдруг он делает совсем свирепое лицо и замахивается для удара своим кулачищем !
Тут я всё понял и резко вприпрыжку помчал по кругу вокруг аппарата ! И чего то приговаривал, что мол дружба-жевачка-перестройка...  Не очень то долго гонялся  дядька, только что то прорычал, что едет в полицию. Вечером сказали, что это единственный фермер на всю долину, который не подписал договор  содействия ЧМ. Он был против !
Тут хотелось бы что бы другие ребята рассказали свои впечатления от полётов и что им запомнилось.
Поэтому я на время прерываюсь и ждём рассказов остальных. 🙂
Продолжение следует.
 
Посмотри на фото, которое я тебе прислал,  и сможешь найти недостающего пилота...  🙂
 
В центре композиции, в окружении членов сборной команды СССР и сборной команды Чехословакии, изобретатель гибкого дельта-крыла-Фрэнсис Рогалло и один из пионеров дельтапланеризма-Бил Мойес. Также можно увидеть молодого Томаса Суханека, в будущем- неоднократного Чемпиона Мира, а это его первый ЧМ, как и для всех нас.
Единственный участник представленный на фото облаченным в шорты-"заместитель руководителя команды", чекист Николай Николаевич.


Это поздравление с наступающими праздниками от одного из фигурантов вышепоказанного фото (на фото -самый правый)-Йозефа Страки, в то время он был руководителем сборной Чехословакии.
 
Сергей Спасибо огромное за ценнейшее историческое фото!
Как раз описываю этот день - День открытия ЧМ88 в Брайте.
Давай поднимай архивы и выкладывай всё сюда !
И главное пиши воспоминания, что больше всего поразило и запомнилось.
Что отстоялось за 30 лет , стало бриллиантом и истиной !)))
Зови пожалуйста украинцев-участников , что бы все подключились.
:🙂
 
На фото увидел голову второго переводчика, вспомнил его бег на месте во время долгого перелёта из Сиднея вроде и получается нас было не 12, а 13 человек !
Нор-Аревян ( Царство Небесное !) здесь тоже похож на агента 007, рядом с Николай Николаевичем замполитом.
 
Ох ребята!!! Вы легенды, я зачитывался вашими полетами тогда и начал летать по вашим стопам. Спасибо, пишите здесь, вспоминайте побольше. Вы - история и не скромничайте. Я с огромным удовольствием читаю и вспоминаю. Всем чего я достиг в АОН, я обязан вам и вашим полетам.

Хотел бы задать вопрос, может кто знает, подскажите как списаться с Мкртычем Титояном.
 
Да Вадим, это круто было, это реально было событие! И вырваться тогда было как "через тернии к звездам!"
 
Спасибо ребята за первые отклики !
Украина , Чукотка, Канада-любопытная география !
Вдохновляет ! )))
А где же наши сборники СССР ??? Позовите их кто может, кто знает адреса !
На Федерации осенью видел Жеглова и Антипова из Томска, он про Сутягина много рассказывал.
Су-тя-гин !!! Ау ! Жеглов-АУ !
Всем , АУ !!!
Вылезайте из подводных лодок !

Надо же хоть раз в 30 лет собраться пусть и заочно ! 😉

Титояна давно не видел... Надо в клубе поспрашивать! Оставьте свой адрес и телефон. Надо связи держать. Расскажите чего именно достигли в АОН, очень интересно !

Василий ! Мы любим Канаду ! Места и неба полно -летай не хочу ! Да вырваться к другим людям тогда было суперважно!
Важно было полетать с ними, посмотреть как они живут, поучиться иначе мыслить ! Сейчас эту жажду наверное уже не понять .
  😎
 
Посмотрел тут ролик любопытный , под 9 номером  древний  планер, дельтаплан прямо ...

https://www.youtube.com/watch?v=sgXKH8WYVOQ
 
Вадим, да вот я, здесь!
Вчера прочёл твои повествования и хотел фото добавить ну и запутался в них, их же ужимать надо... ну короче не получается резко! Видимо потихоньку инфу добавлять буду!

О том, что я включен в состав сборной команды узнал после сборов в Грузии, так сказать итоговые перед ЧМ, проходившие в г Телави, Алазанская долина. Совершенно новое место и, как потом оказалось, похожее на Австралийскую местность в штате Виктория. Долина с невысокими 1500-2000м предгорьями. Видимо нашими тренерами специально подобраны для отработки тактики маршрутных полётов в горно-долинных условиях.
Наш старший тренер Валерий Жеглов по окончании сборов в сентябре сказал, чтобы я готовил загранпаспорт для поездки на предстоящий Чемпионат Мира через три месяца. Я пытался возразить, что ещё не готов, что есть более достойные и тд. - в общем было бесполезно «сопротивляться»!
Причём многим сборникам были предоставлены дельтапланы «Magic» английской Фирмы «Airwave», в том числе и мне. В ноябре месяце пришёл ко мне и мой Меджик, 14 квадратов площади, новенький, в такой неведомой до сей поры упаковке, хрустящий весь и блестящий. Слюни текли и внутри меня ощущался какой-то необычный трепет. Зима, мороз и  снег  не имели значения - надо было облётывать и если всё хорошо ещё и влётываться. Но тогда у меня уже был, хоть и потрёпанный, но всё же мой боевой Апогей-14 в последствии из-за рекламы названный «трактором».

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1264537112/204#204
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1264537112/207#207

Облетать Меджик и сделать сравнительные полёты с нашим Апогеем мы с нашими ребятами из клуба решили на своей горке высотой 50 м в морозное зимнее утро. Летали много и разные пилоты… Качество и управляемость у Апогея были заметно лучше!!! Не знаю, но может быть мы так и не смогли или не сумели раскрыть потенциал английского крыла, но мы решили, что надо отказываться от такого «подарка» и рассчитывать на свои силы и ресурсы. В последствии на этом крыле летал Валерий Жеглов, может он сам расскажет о своих впечатлениях о крыле.

Я это так подробно рассказываю потому, что Вадим уже сказал выше, что крылья эти - «Меджики» были не очень здорово подготовлены к соревнованиям такого ранга, а настроить и влетаться в них уже ни у кого не было времени! Да и в последствии, как мне известно, эти Меджики ничего выдающегося так и не показали.
Да, не повезло нам с этими крыльями.

На фото они в момент наклеивания рекламы!
Слева Сергей Дробышев, в центре Толик Коркач, справа - тот что жёлтенький, про которого был мой рассказ и Валерий Жеглов.
 

Вложения

  • __________________88_2.JPG
    __________________88_2.JPG
    123,2 КБ · Просмотры: 537
Ура !!! Володя Мысенко с нами ! )))
Володя ты молодец !
Давай расскажи нам не спеша про Австралию ЧМ-88, 30 лет спустя ! !
 
Володя спасибо ! Продолжай рассказ, не стесняйся. !
Очень интересно.
 
Назад
Вверх