Перелесник
Я люблю строить самолеты!
Приветствую! Зовут меня Руслан, будем знакомы.
Давно дружу с нашей местной компанией авиаторов, так сложилось, хотя сам не пилот ни разу, чисто по инженерной части (раму варить, крылья клепать, лопасти строгать, формулы считать, электрическую часть паять...)
А лет 5-6 тому назад меня попросили сделать несколько больших квадрокоптеров для расселения трихограммы... ну с этого всё и началось 🙂
Вернее, началось с того, как друзья-авиаторы увидели, как я с квадрокоптером играюсь - летаю, спросили, можно ли такой аппарат приспособить под трихограмму, я сказал, что можно, и оказался в результате прав.
Но речь здесь совсем не о квадрокоптерах (это отдельная большая тема, на любителя, кстати), а об автоматике для дозированного внесения всяких полезных для сельского хозяйства веществ/существ с воздуха.
Сначала это была трихограмма, и чисто аппаратура для разных беспилотников.
Но не долго. Очень быстро попросили сделать такое же для установки на самолеты и вертолеты. Начал делать на самолеты и вертолеты. Получилось почти сразу же, без нареканий отлетало в первом сезоне свои тысячи гектар на все большем количестве разных самолетов и вертолетов, потом в следующем сезону, и в следующем...
В общем, людям понравилось.
А с прошлого года попросили сделать примерно такое же для жидкой химии, конкретно для УМО, то я и это сделал, и оно свои тысячи гектар тоже отлетало, и тоже прижилось.
Параллельно с этими дозаторами на муху/химию начал делать для комплекта и агронавигатор под Андроид (хотя до этого разрабатывал только программы под Виндовс, так что пришлось изучать специфику работы с мобильными устройствами). Агронавигатор тоже прижился у людей, работает...
Все эти устройства (и программа параллельной обработки) постоянно эволюционируют, постоянно что-то новое вношу (хотя и самые-самые первые модели до сих пор у людей работают), но всегда можно сделать что-то лучше, и скучно делать одно и то же, то я и модернизирую... по вдохновению, так сказать.
Ах да, еще разработал полный авиационный комплекс приборов (от авиагоризонта и высотомеров до датчиков работы двигателя) с выводом данных на один экран, это тоже интересная тема, расскажу позже.
Пока поговорим об [highlight]автоматике для трихограммы и УМО[/highlight].
Итак, основной принцип такой: пилот устанавливает на приборе только требуемую норму расхода: в миллилитрах на 1 Гектар для трихограммы, в литрах на 1 Гектар для УМО, указывает ширину гона, ну а все остальное прибор делает сам.
Пилот только пилотирует и включает/выключает тумблер на штурвале при заходе на гон и на выходе из гона.
Каждый прибор имеет собственный GPS, с которого берется реальная путевая скорость, и расходомер, по которому прибор получает данные о реальном расходе вносимого вещества. В зависимости от путевой скорости происходит автоматическая дозировка внесения таким образом, чтобы независимо от скорости полета ЛА сыпалось/лилось совершенно равномерно по всей обрабатываемой площади, и если нужно внести 4 литра "Реглона" на 1Гектар, то это будет именно 4 литра, независимо от того, летим мы против ветра, по ветру, имеем скорость 110 или 150 км/час, или вообще 10 км/час (если работаем на вертолете).
У трихограммницы расходомером является само дозирующее колесо (крыльчатка), а для УМО используется отдельный расходомер, но принцип расчета совершенно одинаковый.
У трихограммницы прибор управляет оборотами двигателя-привода дозирующей крыльчатки (там стоит мотор-редуктор с энкодером), а в случае жидкой химии прибор может управлять оборотами привода центробежного насоса (бесколлекторный двигатель или коллекторный с "тиристорным" управлением), шаговым (или серво) приводом общей дозирующей заслонки или сервоприводом крана-коллектора.
На экран самого прибора выводится: состояние GPS-приемника, заданная дозировка, общее количество внесенного вещества, путевая скорость, количество обработанных гектар, расход вещества на 1 км пути, обороты в минуту дозирующей крыльчатки (в случае трихограммницы), литры в минуту (для УМО).
Регуляторы на приборе такие:
- установка дозировки внесения на 1 Гектар,
- установка ширины гона,
- калибровка расходомера,
+ 2 тумблера:
- включение тестового режима (нужно для калибровки расходомера на земле),
- обнуление счетчика общего расхода.
Все самолетные/вертолетные приборы имеют внутренний Блютуз-модуль, с помощью которого они соединяются с агронавигатором на планшете или смартфоне.
С прибора на агронавигатор передаются следующие данные: текущие GPS координаты (частота 10 Гц), состояние тумблера на штурвале (внесение включено, внесение отключено), путевая скорость, курс, дозировка, общий расход вещества, количество обработанных гектар, ширина гона, количество "пойманных" спутников GPS.
Агронавигатор... ну он, естественно, рисует треки, делает заливку обработанных площадей, дает линию следующего захода, по которой нужно лететь следующий гон, работает с Гугл-картами... это всё я покажу отдельно. И да, за программу денег не беру. Бесплатная она. Пока что, по крайней мере. :🙂
Выглядит это примерно так:
[media]https://www.youtube.com/watch?v=ZXcN6CW5phc[/media]
Скачать текущую версию можно отсюда: https://drive.google.com/open?id=1PhtSdT4jRGu_uugUC5sT4GPq8zTK6CEb
Давно дружу с нашей местной компанией авиаторов, так сложилось, хотя сам не пилот ни разу, чисто по инженерной части (раму варить, крылья клепать, лопасти строгать, формулы считать, электрическую часть паять...)
А лет 5-6 тому назад меня попросили сделать несколько больших квадрокоптеров для расселения трихограммы... ну с этого всё и началось 🙂
Вернее, началось с того, как друзья-авиаторы увидели, как я с квадрокоптером играюсь - летаю, спросили, можно ли такой аппарат приспособить под трихограмму, я сказал, что можно, и оказался в результате прав.
Но речь здесь совсем не о квадрокоптерах (это отдельная большая тема, на любителя, кстати), а об автоматике для дозированного внесения всяких полезных для сельского хозяйства веществ/существ с воздуха.
Сначала это была трихограмма, и чисто аппаратура для разных беспилотников.
Но не долго. Очень быстро попросили сделать такое же для установки на самолеты и вертолеты. Начал делать на самолеты и вертолеты. Получилось почти сразу же, без нареканий отлетало в первом сезоне свои тысячи гектар на все большем количестве разных самолетов и вертолетов, потом в следующем сезону, и в следующем...
В общем, людям понравилось.
А с прошлого года попросили сделать примерно такое же для жидкой химии, конкретно для УМО, то я и это сделал, и оно свои тысячи гектар тоже отлетало, и тоже прижилось.
Параллельно с этими дозаторами на муху/химию начал делать для комплекта и агронавигатор под Андроид (хотя до этого разрабатывал только программы под Виндовс, так что пришлось изучать специфику работы с мобильными устройствами). Агронавигатор тоже прижился у людей, работает...
Все эти устройства (и программа параллельной обработки) постоянно эволюционируют, постоянно что-то новое вношу (хотя и самые-самые первые модели до сих пор у людей работают), но всегда можно сделать что-то лучше, и скучно делать одно и то же, то я и модернизирую... по вдохновению, так сказать.
Ах да, еще разработал полный авиационный комплекс приборов (от авиагоризонта и высотомеров до датчиков работы двигателя) с выводом данных на один экран, это тоже интересная тема, расскажу позже.
Пока поговорим об [highlight]автоматике для трихограммы и УМО[/highlight].
Итак, основной принцип такой: пилот устанавливает на приборе только требуемую норму расхода: в миллилитрах на 1 Гектар для трихограммы, в литрах на 1 Гектар для УМО, указывает ширину гона, ну а все остальное прибор делает сам.
Пилот только пилотирует и включает/выключает тумблер на штурвале при заходе на гон и на выходе из гона.
Каждый прибор имеет собственный GPS, с которого берется реальная путевая скорость, и расходомер, по которому прибор получает данные о реальном расходе вносимого вещества. В зависимости от путевой скорости происходит автоматическая дозировка внесения таким образом, чтобы независимо от скорости полета ЛА сыпалось/лилось совершенно равномерно по всей обрабатываемой площади, и если нужно внести 4 литра "Реглона" на 1Гектар, то это будет именно 4 литра, независимо от того, летим мы против ветра, по ветру, имеем скорость 110 или 150 км/час, или вообще 10 км/час (если работаем на вертолете).
У трихограммницы расходомером является само дозирующее колесо (крыльчатка), а для УМО используется отдельный расходомер, но принцип расчета совершенно одинаковый.
У трихограммницы прибор управляет оборотами двигателя-привода дозирующей крыльчатки (там стоит мотор-редуктор с энкодером), а в случае жидкой химии прибор может управлять оборотами привода центробежного насоса (бесколлекторный двигатель или коллекторный с "тиристорным" управлением), шаговым (или серво) приводом общей дозирующей заслонки или сервоприводом крана-коллектора.
На экран самого прибора выводится: состояние GPS-приемника, заданная дозировка, общее количество внесенного вещества, путевая скорость, количество обработанных гектар, расход вещества на 1 км пути, обороты в минуту дозирующей крыльчатки (в случае трихограммницы), литры в минуту (для УМО).
Регуляторы на приборе такие:
- установка дозировки внесения на 1 Гектар,
- установка ширины гона,
- калибровка расходомера,
+ 2 тумблера:
- включение тестового режима (нужно для калибровки расходомера на земле),
- обнуление счетчика общего расхода.
Все самолетные/вертолетные приборы имеют внутренний Блютуз-модуль, с помощью которого они соединяются с агронавигатором на планшете или смартфоне.
С прибора на агронавигатор передаются следующие данные: текущие GPS координаты (частота 10 Гц), состояние тумблера на штурвале (внесение включено, внесение отключено), путевая скорость, курс, дозировка, общий расход вещества, количество обработанных гектар, ширина гона, количество "пойманных" спутников GPS.
Агронавигатор... ну он, естественно, рисует треки, делает заливку обработанных площадей, дает линию следующего захода, по которой нужно лететь следующий гон, работает с Гугл-картами... это всё я покажу отдельно. И да, за программу денег не беру. Бесплатная она. Пока что, по крайней мере. :🙂
Выглядит это примерно так:
[media]https://www.youtube.com/watch?v=ZXcN6CW5phc[/media]
Скачать текущую версию можно отсюда: https://drive.google.com/open?id=1PhtSdT4jRGu_uugUC5sT4GPq8zTK6CEb