Боевое применение дельталетов

Как раз наоборот. Для диверсионных целей наиболее подходит паралёт или аэрошют. Ну и что, что ограничения по боковому ветру у него.  Возьми за переднее колесо, да разверни против ветра, в чём проблема-то? Это ж диверсионный аппарат. Его ведь не днём надо использовать, иначе быстренько получим два трупа с пулевыми отверстиями, а использовать надо почти всегда рано утром, поздним вечером и ночью, а в это время ветер или стихает или становится ровным и не опасным.  Хотя, если сильно приспичит, то можно и днём. Зато на единицу мощности двигателя, весовая отдача у них выше. Движок в 50 кобылок и крыло площадью 46 метров тащит груз в полтонны весом, при этом крыло не требует времени на сборку и хранится в небольшом мешке. В армейский Урал можно погрузить с десяток таких аппаратов с полным фаршем. Разбег и пробег меньше в два-три раза, чем надо для дельталёта, посадка возможна по крутой траектории 45 градусов на поляну-кратер в лесу, возможен полёт на малой скорости 30-40 км.ч в овраге и между групп деревьев, с "облизыванием" складок местности,когда наверху остаётся видимым только купол, а пилот и пассажир невидимы и на 8 метров ниже, причём стрелять по куполу из стрелкового оружия мало толку, так как серия мелких и средних дыр для него не критична, успеет улететь из под обстрела, а дырки потом латаются на скорую руку липким скотчем. Стрелять и вести съёмку с паралёта удобнее, так как стрелок сидит спереди (правда не у всех). Со сложеным в мешок крылом, за пару минут  аппарат превращается в шуструю самодвижущуюся тележку, на которой можно вдвоём-втроём уехать очень и очень далеко. На паралёте и аэрошюте не страшно попадание в кромешную тьму, сплошную облачность ( не грозовую) или густой туман, нет опасности кувырка, крена, сваливания на крыло из-за потери пилотом пространственной ориентации, так как он- груз подвешенный на верёвке и сам себе авиагоризонт. В очках ночного видения пилот хорошо ориентируется в полёте и из-за небольшой 60-65 км.ч скорости полёта успевает отреагировать на все нюансы местности. Посадка осуществляется на скорости около 30, что гораздо безопаснее, чем на дельте.  Закопать в лесу мешок с крылом и тележку со снятым ограждением дело на полчаса, а попробуй закопать дельталёт?
Из недостатков только чувствительность к боковому ветру на старте и сам старт. Безошибочный вывод, лежащего на земле крыла, в полётное положение  с первой попытки, требует высокой квалификации пилота.  Это момент, от которого часто зависит жизнь. Прежде, чем посадить бойца на паралёт, его надо полгода в учебке от зари до зари ипать, ипать и ипать, отрабатывая работу с крылом на старте. Оставшееся время - на всё остальное. Тому, кто отлично освоит  науку, можно смело присваивать младшее офицерское звание, остальным старших сержантов и выше. Винты можно по-началу поставить деревянные, а ограждения из чёрного металла. Учебные тачки должны быть отдельно, а боевые-отдельно. Всё, как в большой авиации. И всё получится.
 
Ну и что, что ограничения по боковому ветру у него.Возьми за переднее колесо, да разверни против ветра, в чём проблема-то?
И лети потом по ветру! Если у земли ветер метров 5,то на высоте 100 метров,как правило все 10,и аэрошют(паралёт) против ветра движется со смехотворной скоростью. Взлёт при ветре 5 м/с превращается в цирк (для сторонних несведущих наблюдателей). Насчёт ночных полётов,вы в общем правы,только шум двигателя и винта ночью будет слышен на несколько км.
Паралёт и аэрошют-это не более,чем игрушки! :IMHO Ну а мотодельт может быть применим для отдельных задач,хотя недалёко в общем-то ушёл от них.
 
для охоты дельта самое оно

-в 80-е годы сам видел в Алма-Ате мотодельту\на ВВ-Жук\
специально сконструировану для охоты на волков\вроде бы
распленились сильно?!\.

там пассажир\охотник\ сидел внизу,на переднем сидении,перед трапецией, без ограничений для обстрела.
пилот сидел сзади,повыше.
 
Если у земли ветер метров 5,то на высоте 100 метров,как правило все 10,и аэрошют(паралёт) против ветра движется со смехотворной скоростью.

Это так и в тоже время не совсем так. Нужен грамотный подход, вот в чём дело, тогда и недостатки обернутся преимуществами. Поздним вечером и ночью редко дует у земли больше тройки, и на сто метров лезьть совсем не обязательно, можно и нужно лететь над самой травой. Это диверсионная группа, а не рейсовый кукурузник. Скорость полёта против ветра в 40-45 км.ч. в это время суток, это не недостаток, а преимущество, группа летит по воздуху над непролазными дебрями, а не тащится по земле. Да, их слышно,(при бреющем полёте над лугом не более чем на километр ) зато не видно ни хрена. К тому же современные крылья парапланов уже перешагнули рубеж в 75км.ч. а это уже вплотную приближается к параметрам дельты. Вообще по практике, и сегодня уже скорость паралёта вполне достаточна для большинства задач подобного рода.
Год назад чиновники из росохранприрод чего-то там надзор-охот нанимали нас с приятелем на двух паралётах отстреливать степных волков в районе озера Эльтон, вертолёт нынче дорог. Волки в тех края расплодились неимоверно и представляют настоящее бедствие. За убитого волка местные скотоводы дают любых двух баранов из отары. Так вот там пейзаж лунный, плоская степь и весь день дует 18 при плюс 42, к вечеру стихает до 7 и кажется, после дневного ветродуя, что штиль наступил. Отрыв аппарата после разбега 2-3 метра и скорость около 30 км.ч против ветра относительно земли. А степной волк в рывке легко даёт под соточку и может бежать пол-дня, дыхалка у них отменная. Казалось бы - хрен догонишь на паралёте.  Ничего подобного, человек хитрее. Если поднимаешь стаю прямо по курсу при полёте против ветра, то в этот момент она начинает вперёд уходить, но ты тоже уходишь левее или правее и волки начинают потихоньку отклоняться от направления против ветра и в беге начинают описывать дугу. С внешней стороны дуги начинаешь их потихоньку поджимать и вот уже они бегут поперёк ветра, а скорость паралёта относительно земли уже под 70 по джипиэске, ещё чуть-чуть и все 90, волки бегут уже почти по ветру и вот вам через 30 секунд дистанция прицельного выстрела. После этого у охотоведа на переднем сиденье карабин начинает ходить в руках ходуном и только хлопки и гильзы клацают. Внизу на земле начальнички областные на внедорожниках только успевают дырявые волчьи тушки  собирать. За три дня мы почистили  круг диаметром в 50 км. А вы говорите игрушка... Кто видел, теперь так не думает.
 
Это первое время прокатывает.
Скоро коллективный разум волков родит у них мысль при виде параплана бежать строго против ветра. Другие точки зрения будут отстреляны. Выжившие научат молодежь.
 
Убедительно!
А при стрельбе,тележку не болтает?
Абсолютно не болтает, импульс масс несопоставим настолько, что им можно пренебречь.
Это первое время прокатывает.
Скоро коллективный разум волков родит у них мысль при виде параплана бежать строго против ветра. Другие точки зрения будут отстреляны. Выжившие научат молодежь.
Фигня. От паралёта в степи спасенья нет, если только волки не научатся стрелять из карабина. Кстати, маскируются они великолепно, порой вытягиваясь в струнку, лёжа на животе с прижатыми ушами в крохотной складочке земли. Снимаются с места в последний момент. Разглядеть их лёжку можно только  на небольшой скорости и с высоты 5-6 метров.
 
взято здесь: http://www.nebo.kiev.ua/history/abkhas.htm
"НДВ" N65 сентябрь 1999 г.

Независимая газета N35 (158),
сентябрь 1999

ИКАРЫ АБХАЗИИ
Михаил Павлушенко, Вячеслав Хромых

Использование мотодельтапланов в современной локальной войне стало обычным явлением.

В первые месяцы боевых действий абхазские формирования столкнулись с проблемой отсутствия авиации. В воздухе господствовали самолеты и вертолеты войск Госсовета Грузии.

По всем уголкам бывшего Советского Союза представители НААРА стали искать авиатехнику, которую можно было бы купить. Финансовые возможности у них были ограничены, поэтому и покупали Ан-2, Ми-2, имевшие небольшой остаточный ресурс. Неизвестно, кто первый высказал идею использовать в бою мотодельтапланы, но она очень понравилась командиру полка внутренних войск МВД Абхазии полковнику Какалия. На базе этого полка формировалась абхазская армия. 17 августа 1992 г. Какалия приказал летчикам Сирадзе и Авидзбе приобрести и подготовить к боевому применению три мотодельтаплана.

3 сентября того же года мотодельтапланы уже находились на аэродроме в селе Лыхны. Их приобрел в одном из московских авиационных клубов и доставил в Абхазию подполковник Лещук. Это были два аппарата типа "Фрегат" и один - типа "Титан".

Пилоты-дельтапланеристы сразу же приступили к оборудованию спортивных машин в боевые: установили замки бомбосброса и радиостанции, крылья перекрашивались в защитный цвет, место пилота, бензобак и двигатель бронировались титановыми пластинами, доработана подсветка приборов для ночных полетов.

После этого были проведены летные испытания, и в течение 10 дней стала отрабатываться тактика боевых полетов. Пилоты тренировались в бомбометании. Отклонение бомбы от точки прицеливания составляло 30-40 м с высоты 500-700 м. Затем были испытаны различные образцы авиабомб. Интересно, что их сконструировали сами пилоты. Впоследствии уже второй набор пилотов создал устройство и отработал тактику ковровых бомбардировок. В высокогорных условиях Абхазии мотодельтаплан с одним пилотом поднимался на высоту 4500 м, с двумя - на высоту 2500 м.

Бомбовый удар строился следующим образом: на расстоянии около 10 км от цели пилот набирает высоту 2000 м и планирует на объект с задросселированным двигателем. После сброса бомбы пилот с одновременным набором высоты уходит в безопасном направлении. Планировалось использовать мотодельтапланы не только для разведки и бомбометания, но и для доставки спецгрупп в тыл противника и поисковых работ. Обсуждались вопросы применения этих аппаратов для корректировки артиллерийского огня, проведения спасательных работ, в качестве ретранслятора в условиях гор. Тактика строилась на задействовании мотодельтапланов только в ночное время в районе прифронтовой полосы.

19 сентября Отар Сирадзе отправился на мотодельтаплане в первый боевой вылет. Он осуществил разведку аэродрома в селе Бабушара. 23 сентября в 3 час. 20 мин. Сирадзе повторил вылет. Теперь у него была задача бомбежки скопления грузинской бронетехники на стадионе в Гагре. В 4 час. 15 мин. летчик доложил на базу, что 50-килограммовая бомба сброшена на цель и он возвращается домой. Но, спустя 5-7 минут, пилот повторно вышел на связь и сообщил, что над Гагрской бухтой на мотодельтаплане отказал двигатель либо из-за использования некачественного горючего, либо из-за пулевых повреждений. Находясь над Гагрским заливом, он отчаянно пытался запустить мотор, понимая, что спланировать до берега не хватит высоты. Поиски пилота и летательного аппарата не дали результатов. Видимо, мотодельтаплан рухнул в море и утонул вместе с пилотом.

Впоследствии ему посмертно было присвоено звание Героя Абхазии, а именем храброго мотодельтапланериста названа одна из сухумских школ.

6 октября в 21 час. 50 мин. в боевой полет ушел профессиональный военный летчик Олег Чанба. Перед ним стояла задача бомбардировки боевых самолетов на аэродроме в селе Бабушара. Подойдя на бреющем полете к аэродрому, летчик увидел, что к пассажирским самолетам направляются беженцы. Поэтому он изменил цель и нанес удар по командно-диспетчерскому пункту (в прошлом - здание аэровокзала аэропорта "Сухуми"). На взрывателе 30-килограммовой бомбы была установлена временная задержка. Она позволила уйти пилоту без повреждений от взрыва. Зданию в левом крыле был причинен большой ущерб.

23 октября пилот Авидзба вылетел в 21 час. 10 мин. и нанес удар по живой силе и технике войск Госсовета. С высоты 400 м была сброшена 30-килограммовая бомба.

4 декабря этот же летчик атаковал штаб грузинских гвардейцев, размещавшийся в здании 15-й Сухумской средней школы. В полет была взята 73-килограммовая бомба. Авидзба сделал на цель два захода, был обнаружен грузинскими войсками и обстрелян, но вернулся на базу без повреждений.

2 января 1993 г. летчики Авидзба и Чанба на мотодельтапланах доставляли продукты абхазским подразделениям, развернутым в районе села Каман: из-за обильного снегопада все дороги в горы оказались отрезанными. Вертолеты также не могли быть использованы. Продукты в контейнерах сбрасывались с высоты 8-10 м. Всего было доставлено 100 кг.

Абхазские мотодельтапланы широко использовались для геодезической разведки, видеосъемки и в качестве индивидуального транспортного средства. Уже после войны Авидзба предложил использовать мотодельтапланы для патрулирования приграничных территорий и выявления местонахождения диверсионных групп.

Сейчас почти никого не осталось в живых из первого состава мотодельтапланерного звена. Сирадзе и Чанба погибли. Торгашов и Капов разбились в горах на Ан-2. Аркадий Авидзба, автор научных трудов по боевому применению мотодельтапланов, несколько лет назад погиб в автомобильной катастрофе.

В настоящее время в состав ВВС Республики Абхазия входит мотодельтапланерное подразделение. Командование ВВС считает, что эти летательные аппараты должны находиться в режиме боевого дежурства и быть готовыми выполнять боевые задачи: по патрульному облету особо важных объектов и территорий; срочной переброске солдат и боеприпасов; организации взаимодействия разнородных сил и средств; ведению поисково-спасательных работ и ретрансляции сигналов управления и каналов связи; доставке диверсионно-разведывательных групп; по ведению разведки как в прифронтовой полосе, так и в тылу противника; и, конечно, по нанесению бомбовых ударов по наземным объектам.

Опыт боевого применения мотодельтапланов показал, что, во-первых, такие летательные аппараты, обнаруживаются противником лишь в тех случаях, когда пилотам приходилось на небольшой высоте переходить с малого на средний или полный газ. При этом беспорядочная стрельба сразу же заглушала шум мотора и не позволяла определить местоположение мотодельтаплана. Во-вторых, при визуальном обнаружении мотодельтаплана лучшим способом ухода от контакта является быстрое снижение на предельно малые высоты и полет с огибанием рельефа. В-третьих, при ударе по наземным объектам для исключения риска быть пораженным своими же осколками целесообразно использовать бомбы, оснащенные взрывателем с временной задержкой.

Таким образом, малая стоимость летательного аппарата, простота конструкции и экономичность эксплуатации мотодельтапланов, быстрый перевод (не более 30 мин.) из транспортного в летное положение и наоборот, возможность взлета и посадки с ограниченных площадок и водных поверхностей длиной не более 60 м, наличие ниши задач, где использование других типов летательных аппаратов не приемлемо, а также доступность профессиональной подготовки практически любого человека в качестве пилота за 30 летных часов позволяют прогнозировать широкое применение мотодельтапланов в локальных вооруженных конфликтах уже в ближайшем будущем.
 
Ну под это описание , еще лучше подходит По-2 , за исключением разве быстроты сборки. Или на крайний случай сперкаб. Во время второй мировой , американский летчик оснастил , свой Каб эрэсами , на подкосах. И бомбил немецкие танки.  А полет на сверхмалых высотах, на самолете выполнять намного проще, дельтик уж слишком инертен.
 
использовать надо почти всегда рано утром, поздним вечером и ночью, а в это время ветер или стихает 
Уважаемый когда в зоне полётов циклон, ветер дует круголосуточно.Потом кто сказал, что в дельте будет два пилота, обстрелять и сфоткать может и один, да кстати ПКТ лучше заменить на АГС- эфективней. Поповоду энерговооружённости-на ВАЗе как-то выпускали ротор литровый 120 л.с..Да ещё время и радиус разворота на дельте такаяже как на Скаях ,Авиатиках и т.д.
 
Шунин Сергей! Очень прошу дать мне контакт того крепкого ВДВ-шника, который набирал участников для учений! У меня есть для него одна новинка
 
Уважаемый когда в зоне полётов циклон, ветер дует круголосуточно
Уважаемый, покажите место, где бы я написал, что он дует НЕ КРУГЛОСУТОЧНО.  А ещё бывают такие циклоны, когда хороший хозяин собаку не выпустит погулять. Может обсудим это?
По поводу обстрелять и сфоткать в одиночку...не понял. Стрелять, фоткать и пилотировать одновременно? Или это разные задания?  Да всё можно... теоретически...только вот паралёт пилотировать можно ногами, руки пилота свободны, а на дельте даже при полёте по маршруту в умеренную болтанку трапецию из рук стрёмно выпускать.
Ну и про энерговооружённость вы что-то напутали. Я не про энерговооружённость паралётов и дельталётов говорил, а  про весовую отдачу, это отношение полезной нагрузки к весу аппарата, она у паралёта действительно намного выше, причём может  варьироватся в широких пределах, достаточно  прицепить другое крыло. Читайте внимательнее и учите матчасть.
И дельталёт и паралёт имеют свои преимущества и недостатки, мне нравятся оба, на обоих и летаю  :~) Для масштабных общевойсковых операций оба малопригодны, но на кое-что эксклюзивное  и я бы сказал деликатное, годятся в самый раз,  только это тема не для открытых дискуссий.
 
покажите место, где бы я написал, что он дует НЕ КРУГЛОСУТОЧНО
1Почитай на пару сообщений выше.2А как скажем на истребителях пилоты вели и ведут огонь из стрелковова вооружения?,а как пилоты самолётов разведчиков производили и производят аэрофото съёмку?.Для простоты прицеливания я и предложил ПТУР и АГС.3Я также летаю и на самолётах и на дельталётах и на парапланах и аэрошютах неподалёку люди полётывают-так что есть возможность сравнить воочию возможности всех
 
На Ютубе один чел написал мне:

А на 1:25 - это так называемый "телевизор". Телега Т-2М/СХ, разработка ещё КБ Антонова для военных под развал союза. Трапеция сделана укороченной (находится практически над головой пилота, рулить за неё почти не реально), а к ней ставится "телевизор" (два вида: для одиночного и спаренного управления). Сие задуманно, дабы пулемётчик, паче чаяния, не ушарашил по собственным троссам))) И[ch65279] эт серьёзно...
http://www.youtube.com/watch?v=5WUMMTSVL2E

Неужели правда СССР планировал использовать дельталеты в таком качестве?
 
Была инфа по применению ДЛТ как боевого в Грузино_Абхазском конфликте. Так что чему удивляешься?
 
А как еще можно было ОБОСНОВАТЬ желание заниматься чем хочется в рамках запретительной системы  🙂 ?
 
Володя, не напрягай, не тяни политику! Во всем мире была и есть тенденция использовать новое сначала в военном деле, а потом уже штатским. Так что не надо про запреты.
 
использовать дельталеты в таком качестве? 

-в начале 90-х я смотрел в Алма-Ате "боевую" МДП тележку
якобы для охоты на волков=пилот сзади,высоко а стрелок
внизу=на носу тележки\без подкоса,мотор ФВ\.
 
Авиетки еще в начале века пытались для военных нужд пробовать. Эксперементальным путем пришли к выводу, что для реальной эксплуатации нужно моторчег от 100 сил и далее везде. И аппарат соответствующий.
А как еще можно за бюджетный счет заниматься СЛА в СССР? Либо спорт на благо авторитета страны, либо обоснование на повышение ее обороноспособности. Саму обороноспособность поднять нереально такой техникой, а обосноваться смогли. Молодцы!  :IMHO
На телегу ничего существенного поставить нельзя. Да в Абхазии больше панику наводили, когда с заглушенным мотором в ночи чего либо взрывающее сбрасывали.
Одним словом возможная перспектива СЛАшной техники в войсках, исключительно беспилотная. Но нам это пока не грозит  :IMHO
 
Неужели правда СССР
На уровне "планов" и опытных образцов что только не проверяется - были бы силы, средства и ресурсы. Нормальное деяние. Чему удивляться?... Задачи - то бывают разные, а соответственно им - и средства.
 
Назад
Вверх