Бюллетень от ВМ

На сайте Воздушного моста появился бюллетень о проблемах, которые могут возникнуть с крылом Атлет. Как я понимаю, данное сообщение стало следствием непростых переговоров пострадавшего Lepricona и ВМ (речь идёт о "вынужденной" посадке с применением спассистемы на перелёте Пермь-Нижнекамск в феврале этого года - http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1298545078 ). Надеюсь, Lepricon ещё найдёт время рассказать о том, что произошло в воздухе. С фото и коментариями.
Сразу хочу добавить, что мнения сторон не совпадают в части причины выхода аутриггера из гнезда (до сих пор это было единственной причиной невынесения информации до общественности). По уверению ВМ, такое возможно лишь при нагрузке на крыло свыше 500 кг. Я не являюсь большим знатоком крыла Атлет, но пока не понимаю, как можно так нагрузить крыло с одним пилотом в горизонтальном полёте даже с сильно подобранной трапецией. Мог ли аутриггер выйти из гнезда при активном выполнении горок ранее, если, предположим, он не был зафиксирован резинками? Влияет ли каким-либо образом на работу системы СПИК и крыла в целом низкий температурный фон в совокупности с активным маневрированием?
Наверное, было бы полезно сторонам и сообществу осветить данную проблему на форуме, поскольку эти крылья (и не плохие крылья) активно используются.
 
http://www.airbridge.narod.ru/Billuten.pdf


combat18 сказал(а):
Сергей вот такие утаивания и приводят к необьяснимым катастрофам....пока разбираетесь втихаря могут погибнуть люди. Изначально мне Атлет не нравился а ряд необьяснимых катастроф, и ваш случай только закрепили окончательно моё мнение о нём! 
Это всё эмоции. Скажите что-нибудь конструктивное.
 
Суть модернизации на фото:
 

Вложения

  • Bezymjannyj_021.JPG
    Bezymjannyj_021.JPG
    131,8 КБ · Просмотры: 110
Так и не понял что произошло! Можно своими словами, без официальных причёсаных бюлетеней описать суть происшествия? Или это может повредить взаимоотношениям с ВМ?
 
12.02.2011 на перелёте Пермь-Нижнекамск на высоте 800 м из гнезда консоли крыла Атлет "выпал" аутриггер. Аппарат ушёл в неуправляемое скольжение. После трёх спиралей на высоте 150 м была приведена в действие спассистема. Аппарат "благополучно"  приземлился, пилот отделался лёгкими ушибами, недоумением по поводу случившегося и подрывом семейного бюджета на текущий год.

В момент аварии погода была идеальная, турбулентность 0, темпратура -15С, попутный ветер. Балансировка была выставлена на минимальную скорость. Перед самым срывом в скольжение пилот летел с зажатой ручкой, догоняя ведущего. Остальные подробности расскажет Leprikon. Если захочет.
 
И хотелось бы знать, какого типа была спассистема, и быстрота ее раскрытия,
 
Хотелось бы узнать на каком крыле(правом или левом) вылетел аутригер и после этого в какую сторону возник крен?
 
Alexander_2010 сказал(а):
В полёте, как выражается сам пилот В, он любит от скуки делать американские горки. Возможно, что при этом возникла перегрузка, достаточная для выхода из гнезда аутригера. Не видел, как была переделана резинка, но, видимо, этой причины хватило для аварии. Новый способ крепления исключает выскакивание из гнезда. 
Подтверждаю данный факт. Честно говоря, для меня - это хоть какое-то объяснение. Но с момента выполнения горок до срыва прошёл почти час! Мог ли аутриггер изнутри упереться в лобик крыла и не прорвать его сразу под остающимся натяжением? И почему Василий не заметил изменений в поведении крыла?
Конечно - лучше бы откомментировал Василий, но что-то он пока молчит...
 
Отвечаю.
В тот день крыло перед вылетом было осмотрено, нарушений не выявлено. Полёт проходил в штатном режиме. По пути я позволил себе от скуки произвести горку с набором скорости до 100 км.ч (скорость в баллансире 84 км.ч), Когда до пункта назначения оставалось  37 км я решил догнать ведущего и увеличил скорость до 94 км.ч. После 10-15 секунд такого полёта в районе правой консоли услышал и почувствовал хлопок, сразу же пошел крен влево, который я пытался компенсировать полным перемещением трапеции вправо. Беглый осмотр крыла,-вижу из паруса на правой консоли торчит железная палка!
Дальше срыв в глубокую спираль с креном 90 и набором скорости. Дабы погасить скорость толкнул ручку от себя и получил косую петлю. Далее я убрал обороты на РУД,-не помогло, опять завалило налево. После опять была петля. Потом выключил двигатель, опять попытался вывести аппарат (потом дома расшифровал трек жпс, оказалось что скорость на выходе из петли была 225 км.ч). Далее понял что дело швах взялся за ручку спассистемы и выдернул её двумя руками. Отчётливо услышал выстрел и через 3 сек полный шлем снега. Пошевелился и с удивлением понял, что ничего не болит. Открыл забрало и понюхал воздух, он пах порохом. Выбрался из обломков отошел в сторону насладился тишиной. Стресса никакого даже руки не тряслись. Огромный респект ребятам из ЕВСН за спассистему Кобра 350, 6 лет без переукладки и сработка на отлично!!!
 
А откуда такая уверенность что аутриггер именно в полёте выскочил? Он мог выскочить при приземлении , если был контакт консоли с землёй то это более правдоподобно.
А причиной скольжения стало что то другое.
Я осенью купил крыло Атлет и при облёте на пикировании с креном заметил тенденцию закручивания в штопор. На моём старом Атлете такого нет. Я конечно могу ошибаться, но было что то в поведении крыла что заставило поволноваться. Теперь буду устранять. Натяжка на крыле слишком мне показалась слабой не смотря всего лишь на один сезон эксплуатации(со слов пред идущего хозяина) . Но моём старом крыле натяжка паруса сильнее, но он был ушит и летает прекрасно.
 
Крыло 2006 гв. налёт около100 ч.
Резинка порвалась в месте обжимки аллюминивым кольцом.
предыдущими эксплуатантами резинка была порвана посередине и завязана узлом, я только удлинил верёвочку.
Упор на крыле не изменил своего положения, заделки на тросах создают люфт 1см с каждой стороны.
После разборки крыла я собрал СПИК и попытался выдернуть аутригер из гнезда. Упёрся ногами в консоль и приложив усилие примерно 40 кг выдернул шток.
Крыло только на фотах целое. Что не сломалось то погнулось со сдвигом влево.
У телеги сломан левый амортизатор, вилка, обтекатель, лыжи, оторван радиатор, бачёк расширитель, оба пилона.
Крепления спассистемы не пострадало, винт не крутился(см выше), колпак системы лежал в 40ка метрах от аппарата.
Фотки выложить не могу, не знаю как уменьшить размер.
 
leprikon сказал(а):
Резинка порвалась в месте обжимки аллюминивым кольцом.
предыдущими эксплуатантами резинка была порвана посередине и завязана узлом, я только удлинил верёвочку.
Т.е. как  минимум нужно всем тщательно следить за состоянием резинок, фиксирующих шток аутриггера в гнезде, смотреть чтобы при сборке всё стояло штатно и не было перекручено.

Насчет того, что двигатель был выключен во время снижения прошу извинить за невнимательность. 🙁

Переразмеривать фото для форума РКК рекомендует:
 
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1207989273/0#0
 
aes сказал(а):
Если в полёте тросы способны ослабнуть до такой степени, что шток выскакивает из гнезда, топри ослаблении тросов верх стойки с тросами будет отклоняться к земле т.к. троса и стойка имеют какой-никакой вес * рычаг длинной в стойку.
Александр, эта стойка внутри паруса, ей некуда сильно отклониться.
Я думаю решение предложенное ВМ хоть и не очень эстетичное, но на 100% надежное.

dima432 сказал(а):
И все же как то смущает крепление гнезда аутриггера на винтовых хомутах. При их ослаблении со временем (они от раскручивания ничем не законтрены и труба может чуть поддать она же тонкостенная) гнездо может сместится и шток вылетит. 
Еще ни разу не видел чтобы винтовой хомут сам раскрутился.
Думаю и это решение ВМ вполне надежное, хотя и не очень авиационное.

Потенциал усовершенствования есть почти в любом узле, весь вопрос лишь в целесообразности.
У меня на телеге тоже полно не очень красивых решений, например бензобак висит на тесёмочках и оттянут назад резинкой от экспендера (чтобы он мог смещаться при складывании пилона), но я так летаю уже 3 года и никаких неудобств это не доставляет.
Просто не очень эстетично.
 
aes сказал(а):
P.S. То, что ВМ начал выпускать бюллютени - это замечательно. Только ещё бы и на форуме было бы правильным информировать, что они появились.
Билютень это конечно хорошо, но ведь нет гарантии, что 100% владельцев Атлетов каждый день заходят на сайт ВМ или на этот форум.

В таких случаях надо обзванивать всех известных производителю владельцев его продукции и лично информировать их о возможной проблеме и методах ее предупреждения.
 
Мне  непонятно.
  Во первых, почему стойка "выстрелила"???
Если например резинка не удержала стойку в гнезде при перегрузе или превышении какой-то скорости, то она бы выпала из гнезда и с уменьшением скорости или нагрузки (которые не могут внезапно исчезнуть) плавно упёрлась бы в обшивку с небольшим усилием.
  Во вторых, если даже шток соскользнул на край чашки гнезда и застрял на кромке(фантастика), как при боевом взводе арбалета. Спустя какое-то время срываеться с кромки и пробивает обшивку. Почему пробитое в обшивке отверстие далеко в стороне от гнезда стойки???

Есть факт, но я не понимаю почему. А чудес не бывает в технике, всему есть обьяснение. :-? 

Поражён хладнокровием и реакцией Василия. Наверно сказался опыт парашютных прыжков. С Днём Рождения!!!
 
Назад
Вверх