DAR Solo 115 - "солнечный" самолет за полярным кругом.

Алексей (Alex77)

DAR Solo www.aeroplanesdar.com
Откуда
Таймыр. UOOD
«Мечты сбываются и без Газпрома» Александр malabar.

Предупреждение. «Многа букаф».

Здравствуйте всем! Наконец-то в отпуске у меня есть возможность открыть тему про постройку из кита ещё одного самолёта болгарской фирмы AEROPLANES DAR Ltd. -Solo 115.

Расскажу сначала о том, почему был выбран кит-набор, а не готовый самолёт и почему именно DAR Solo.

Место, где я живу и работаю, находится на крайнем севере России- это город-порт Дудинка, через который Норильский Никель отправляет свою продукцию по всему миру. Название моего родного города не так известно, как Норильск, да и по размеру он ему очень уступает. Но тем не менее, без этого порта не было бы здесь ничего. Автодорог и ж/д сообщения с «большой землёй» у нас нет. Все грузовые перевозки осуществляются по воздуху или по воде- круглый год северным морским путём через Мурманск или Архангельск, летом- по р. Енисей через г. Красноярск.

Авиацией я «болею» основательно и давно, всегда мечтал когда-нибудь подняться в небо не на пассажирском самолёте и не на авиа симуляторе. Благодаря моему другу Виктору Михайлову Vi-kTo-R , эта мечта осуществилась. После этого я окончательно утвердился в решении обрести собственные крылья. С Виктором Vi-kTo-R я познакомился во время промежуточной посадки для дозаправки у нас в Дудинке экспедиции «Летим на Диксон» в 2013 году подробнее здесь. Он был в составе экипажа ПО-2 Павла Андреева.  А в этом году весной он был у нас в Дудинке уже на своём самолёте SkyRanger «Северок» в составе авиа-вездеходной полярной экспедиции. Описание этого грандиозного перелёта для ВС такого класса здесь. Огромная ему благодарность за мой первый полет.

Из-за ограниченных требованиями семейного бюджета финансовых возможностей я рассматривал покупку готового планера самодельного самолёта, без двигателя, под восстановление.  Нашёл неплохой очень бюджетный вариант в центральной России, практически уже его купил, но столкнулся с огромной стоимостью доставки к нам такого негабарита. Кроме этого очень смущала общая безопасность дальнейшей эксплуатации «дворняжки без родословной» - самодельных самолётов продаётся много, но в большинстве случаев продают наследники или вторые-третьи-десятые владельцы. Кто его считал, как его строили, где и как аппарат хранился долгие годы- неизвестно. Деревянный каркас планера и перкалевая обшивка крыла из элеронов АН-2- все это очень не нравилось. В общем, отказался я насовсем от покупки чужой самоделки.

Итак, мне нужен кит-набор. Какие требования учитывались? Прежде всего- доступность по цене.  Доступная мне по сложности выполнения, необходимому инструменту и оснастке технология сборки. Наличие подробных, понятных инструкций по сборке частей набора. Цельнометаллическое крыло. (Ну не нравится мне тканевая обшивка плоскостей и все тут!) Композитные материалы планера. Репутация производителя, заводское качество изготовления деталей, не единичный экземпляр. Сертифицированная конструкция, конкретные и внятные (заявленные и проверенные производителем) характеристики будущего самолёта. Наличие РЛЭ, расчётов и испытаний на прочность (возможно, в будущем нужно будет делать регистрацию-в России ведь живём). Возможность установки штатной спассистемы. Доступная по стоимости и организованная дилером несложная логистическая схема по упаковке, доставке деталей комплекта из Болгарии в Россию и далее-ко мне, на север. Соответственно- компактность самих составляющих кит-набора, отсутствие слишком громоздких или объёмных деталей. Наличие тех. поддержки по сборке и эксплуатации в России. Наглядные примеры успешной и безопасной эксплуатации самолёта. Простота сборки-разборки, обслуживания и минимальные затраты на эксплуатацию. Удобство хранения и перевозки готового самолёта. Возможность зимней эксплуатации на лыжном шасси- очень большой плюс в моем случае. Под «удобством перевозки готового самолёта» также подразумевается загрузка в 20т контейнер и при этом разобранный самолёт не должен занять все его пространство-это уже раздумья и планы на будущее, ведь мой переезд с севера на «большую землю» когда-нибудь все равно состоится.

Под все мои требования отлично подошёл DAR Solo 115. После всестороннего изучения доступных материалов на нашем форуме и указанных ниже оф. сайтах окончательное решение по покупке было принято и весной 2015 года я впервые обратился к Данилину Александру Викторовичу- представителю фирмы AEROPLANES DAR Ltd.в России.

Продолжение следует....

Официальный сайт http://aeroplanesdar.com/
В России http://www.aeroplanesdar.ru/
 

Вложения

  • 1__005_001.jpg
    1__005_001.jpg
    95,2 КБ · Просмотры: 657
Часто наблюдаю полеты Александра Данилина зимой и летом. Впечатляет простота конструкции. Самолетик уверенно летает можно сказать парит. Саша демонстрировал полет с выключенным мотором просто класс- планер.
 
Да  в  летных  качествах  никто  не  сомневается,  сомневаюсь  в  морозоустойчивых  качествах  пилота  и  мотора. ;D
 
  • Великолепно!
Reactions: UF0
Прежде всего- доступность по цене.
783600 рублей за кит одноместного самолёта без двигателя - это, конечно же, доступно.
Где-то на форуме видел цитату- "А в авиации все дорого. Особенно,если руки ладошками кверху".  🙂 У меня они частенько в таком положении, но тем не менее не сдаюсь и стараюсь как-то двигаться к цели. Ну не может быть и дешево и хорошо. Под "доступностью" я больше имел ввиду, что есть возможность покупки частями и без требующих сертификации на таможне деталей (крепеж, подшипники, авионика). При этом стоимость существенно уменьшается. Да и оплата проходит не за один раз.  Опять же (в моем случае) нельзя забывать о конечной стоимости перевозки всех частей кита. Про это подробнее напишу в продолжении темы.  А вот то, что из-за очередных "качелей" с евро цена в рублях огроменная сейчас, так это вопросы к нашему правительству, которое конечно всегда очень думает о народе- зарплата в рублях ведь не изменяется вслед за курсом.  Но это уже политика, а не авиация. Оплата в валюте в условиях дикого Российского валютного рынка-это конечно минус этого кита.

Выбор  самолета  для  полетов  в  Заполярье  впечатляет.
....сомневаюсь  в  морозоустойчивых  качествах  пилота  и  мотора
Заполярье- не Антарктида , хотя экстремальные морозы конечно случаются, но в такую погоду дома сидим 🙂
Зима длиннее, чем на юге -это да. Но при отсутствии летом доступных ВПП (местный аэропорт МВЛ закрыли, полосу разобрали- осталась только вертолетная площадка) и возможности установить самолет на лыжи- для меня это скорее плюс. Летом все равно редко дома-любыми путями стараемся уехать в отпуск. Полеты планируется выполнять в условиях не холоднее, чем бывает зимой в Тольятти. А в долгосрочной перспективе- переезд на юг, в Краснодарский край. Там рай для малой авиации. Пока что придется как-то приспособиться к местным условиям.
На севере буду использовать снегоходную экипировку-шлем, обувь, перчатки. Все это сейчас свободно можно купить. А по двигателю что думаю- рассматриваю (как вариант) установку Polini Thor 250 DS с термостатом или установить капоты с жалюзи на НF-33 для поддержания благоприятной температуры двигателя.
 
  • Ничего себе!
Reactions: UF0
Ну что-ж, ждём продолжения! Очень интересно, выкладывайте побольше фотографий! И удачи в этом интересном деле!  [smiley=thumbup.gif]
 
Ну что-ж, ждём продолжения! Очень интересно, выкладывайте побольше фотографий! И удачи в этом интересном деле!  [smiley=thumbup.gif]
Спасибо за интерес к теме! Конечно, буду делать подробные фото!
 
Выбор  самолета  для  полетов  в  Заполярье  впечатляет.

Впечатляет правильность такого выбора на основании информации, а не личного опыта.  Обычно только личный опыт заставляет человека менять стереотипы.
  Лично я понял что ДАР Соло лучше  подходит для зимних полетов, только полетав на нем зимой. 

Алексей, поздравляю с открытием новой странички в своей жизни  :~)

Твое решение,  как минимум, выводит тебя из толпы, из огромной массы людей способных только "бла-бла-бла".

:IMHO


   Лет через 5-7, ДАР Соло будет присутствовать во многих регионах.   🙂
  Вижу аналогию с RV.  Помню когда я выбирал свой RV, цена была намного ниже, но ни кто не хотел его покупать. Покупатель выбирал между RV и самолетами "в подметки не годящиеся ".    И мой выбор в пользу RV  сложился только потому что он был в наличии.  В последствии я много раз благодарил судьбу за случайно правильный выбор.   Сейчас на слетах, RV, часто становится самой массовой моделью.
  Выбирая самолет до 115 кг, я не сразу остановился на ДАР Соло.   Выбирал "получше" . Но цена под 30 000 в Европе , + 40-50% в России.    Через год остановил свой выбор на ДАР Соло. Бюджетно  :IMHO и в то-же время, хорошо 🙂
 
aleksandrd  да  опыта  полетов  на  всякой  экстремалки  с  гаком,  а  в  Заполярье  тоже  приходилось  летать  и  на  СЛА,  правда  ранней  весной  в  этом  году  в  Усинске.  Знаю  как  потом  кое ,  что  звенит  пару  дней  после  полетов. ;D
Самолет  безусловно  хороший,  но  хочу  Вам напомнить  ,  что  полеты  на  данной  технике  в  условиях  обледенения/какое  скажем на  земле  и  не  определить  визуально/  может  привести  к  значительному  осложнению  пилотирования  уже  в  районе  100м  высоты  столь  маломощного  аппарата,  поаккуратнее,  летайте  только  летом.
 
fan444, вы про обледенение карбюратора или крыла?

Честно говоря за 9 лет только раз попал в обледенение на Птенце 2.   А в ясную морозную погоду, на сколько я знаю, меньше шансов попасть в обледенение.  Если есть такая проблемма, то и решение тоже есть.  Надеюсь ближе к полетам сумеете Алексею преподнести пару уроков по распознованию условий для обледенения. А пока не будем пугать еще не родившегося пилота.  Полеты и без обледенения таят в себе много опасностей. Но шаг за шагом, да осилит дорогу идущий. И дорогу в небо в том числе :~)
 
Александр Викторович, спасибо за отзыв и поздравления! На самом деле я очень долго определялся и если сказать честно, то когда в 2013 году впервые прочитал про продажу кита DAR Solo то отнесся к этому предложению и самому самолету очень скептически. Даже не рассматривал. Потом, когда появилось больше информации о нем и появилась возможность сравнивать разные варианты,пришла ясность, что мне нужно. По любому выходило, что более сложный и навороченный вариант самолета у меня просто не получится эксплуатировать да и просто содержать, даже если каким-то чудесным образом получится его купить. Как в старой рекламе- "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет". 
 
;D..........да  не  пугаю  я  и  даже  в  мыслях  нет.  Просто  открытый  самолет  ,  холодно  же  жежжжжж..
  Обледенения  как  правило  много  раз  и  не  нужно.  Сам  с  дуру    полетел   на  Скайренжере  пару  лет  назад  весной, погода  была  ясной  ,но  был  +5  гр  как  по  книжке.  После  первого  разворота  на  100  м  я  понял,  что    то  не  так  .  Еле  набрал  150  м  и  плавно  назад  на  полосу.  Когда хряпнулся  о  Планету  с  меня  столько  льда  упало  ,  что  я  чуть  не  поседел,  а  винт  оттаял  через  10  минут,  втулка  вся  матовая  была.  И  там  стоял  Хирт  о  трех  цилиндрах,  а  Вы  говорите............
  Вообщем  ребят  я  Вам  не  указчик  просто  за  метеоусловиями  следите  как  Отче  Наш.
 
fan444, конечно же мне важен ваш опыт и благодарю за неравнодушие к судьбе новичков. Пока про мои полеты еще рано- надо построить корабль, а потом как дедушка Ленин говорил- трижды "учиться".
Я примерно понимаю, про какие условия вы говорите- Vi-kTo-R весной улетал от нас дальше по маршруту в такую морось-вот ссылка.
 
холодно  же  жежжжжж..
Уважаю мнение Виктора на Форуме.
Но, каждый судит со своей "колокольни".
И нам, слава Богу, есть с чем сравнивать...
Да, забыл добавить. Живём же как-то...
На морозе портимся меньше.
С уважением.
 

Вложения

  • _______21_01_15__.jpg
    _______21_01_15__.jpg
    117,7 КБ · Просмотры: 430
Впечатляет температурный режим!  🙂
Для "полета выходного дня" можно и подождать погодку помягче.  В такие дни я даже свою машину стараюсь оставить в гараже.

Продолжу рассказ о кит-наборе.
Итак, весной 2015 года мы договорились с Александром Викторовичем о том, что в качестве эксперимента кит-набор будет поставлен мне частями, с поэтапной оплатой. Оперение-крыло-фюзеляж. В стоимость уже входит доставка из Болгарии до Тольятти.  Вскоре после оплаты, кит руля направления, горизонтального стабилизатора и руля высоты был изготовлен и доставлен до Тольятти. Вот так он выглядел.
8ba38695ee5c.jpg

На листах обшивки руля направления видны небольшие деформации, которые все же появились несмотря на все предосторожности в дороге- обшивка была заменена на новую. В связи с этим было принято решение отказаться от транспортировки в картоне и перейти на жёсткую упаковку. Александр Викторович изготовил вот такой замечательный фанерный ящик, точно по размерам деталей.
86f3a3952905.jpg

Такая упаковка гарантировано защитит от грузчиков-джамшутов, которые имеются в любой транспортной компании. Если не наступят-то ящик гвоздей точно сверху коробки кинут.
Вот так выглядела упакованная, готовая к отправке посылка.
62ab430f7d0b.jpg

Ехать получать нужно было за 40 км - в аэропорт Алыкель. Ненавязчивый сервис грузового терминала запомнился кучей бумажек, которые нужно было носить для печатей/подписей в разные места и нудным досмотром авто- склад почему-то находился в «чистой» зоне перрона.
Тем не менее, все требования САБ были наконец выполнены, заветная посылка была получена и размещена в салоне.  Странно, что никого из службы безопасности не удивил необычный вид ящика и его содержимое. Сначала я хотел захватить прицеп, но так как Александр Викторович прислал заранее точные габариты упаковки, у меня получилось оценить и промерить, хватит ли места в салоне. Получилось «впритирочку».
3bdaf8a205d2.jpg

f02f363b544b.jpg

1fda3a93e741.jpg

«Таймыр- не край земли, а её начало» такой баннер есть в аэропорту, в каком то смысле на этой фотографии тоже начало в деле постройки самолета.
e3a359452f30.jpg

Обнаружились и обязательные следы грузчиков «джамшутов» - и это несмотря на то, что на ящике маркировка «Осторожно-хрупкое!». Нетрудно представить, какие последствия были бы при картонной упаковке. 5мм фанера с честью выдержала испытания перевозки. Все сделано добротно, на частых саморезах и каркасе из реек.
044748abd85e.jpg

Под крышкой- аккуратная, обстоятельная упаковка с плёнкой и пенопластом, все уложено плотно.
765bdab46c5c.jpg

2324a5a798cd.jpg

b1f575124e90.jpg

7ad5ac3ef75a.jpg

Очень понравилось само качество изготовления деталей. По дополнительной договорённости Александром Викторовичем в Болгарии были закуплены и вложены в посылку фиксаторы (клеко) с клещами для их установки и фирменные вытяжные заклёпки для сборки- эти вещи я у себя купить не смогу. Остальная необходимая оснастка для сборки есть в любом строительном магазине.
080e51f10803.jpg

Пластиковые струбцинки-фиксаторы и фирменные плакаты с DAR Solo 115- приятный бонус от дилера. Плакаты обязательно займут свое почетное место в мастерской-для обозначения конечной цели и создания общего настроения. Тут ведь уже не просто гараж  🙂
 
На аэродроме Сливница рано утром температура 25 градусов
[media]https://www.youtube.com/watch?v=I9cx35YNfhY&feature=youtu.be[/media]
 
я в своё время посоветовал Александру использовать пневматический клёпочник  для отрывных заклёпок - думаю, он подтвердит, что затраты окупились. Советую и Вам его приобрести и использовать в работе. Причина - микротравмы связок, получающиеся при использовании ручного инструмента. Это только кажется, что ручной  клёпочник - вещь простая и совершенно безопасная. Имею печальный опыт и, поэтому,  поостерёгся  бы вручную поставить больше 50 заклёпок в день.   
 
Сове
я в своё время посоветовал Александру использовать пневматический клёпочник  для отрывных заклёпок - думаю, он подтвердит, что затраты окупились. Советую и Вам его приобрести и использовать в работе. ....  
В его теме есть сообщение с благодарностью за этот совет.
Совершенно с вами согласен и такой положительный опыт обязательно учту. Простой заклёпочник при таком объеме соединений- экономия на спичках.
 
Алексей примите поздравления! Заходите в мастерскую каждый день и делайте хоть что-нибудь. Если уставший, не сверлите и не клепайте, лучше изучите чертежи на следующий день или просто подметите пол. Не увлекайтесь модификациями, они  занимают время и съедают деньги, практической пользы мало. Удачи Вам!
 
Назад
Вверх