Дельталёт с аэродинамическим управлением по крену.

Thread moderators: sob
К  sob: Похоже, судя по Вашему возрасту, мы, наверно, с Вами были в Борисоглебске одновременно, если Вы были первого набора в училище. Мы учились в Балашове, а на 3-ем курсе, мы как раз летали в Борисоглебске на ИЛ-14, в 69 году.

Прошу прощение за отступление от темы. Судя по ролику, трапеция не жестко закреплена. Вы ей вначале разбега управляете, а посадка завершается на штурвале.

И, вот фрагмент Вашего описания: " Дельталет, содержащий стандартно (на кардане) закрепленное на мототележке (1) крыло (2), отличающийся тем, что перед консолями крыла (2) с помощью балок (3), качающихся вокруг передних кромок крыла (2) и закрепленных за заднюю кромку крыла, установлены рулевые поверхности (4), управляемые через систему тяг и тросов  ручкой или штурвалом (5), установленным на трапеции (9). Данная система служит для разгрузки чрезмерных усилий по крену. Предназначена для дельталетчиков, т.к.  управление по тангажу обратно самолетному.

Выделенную фразу прокомментируйте, как то не совсем понятно, как эти балки (что они собой представляют) "закрепляются за заднюю кромку", она же не жесткая. Может там еще, какие усовершенствования?

А, в целом шустро управляется дельталет штурвалом. И, это очень интересно.

Хотелось бы еще уточнить надежность таких предкрылков, выполняющих роль элеронов. Сложность, вероятнее всего в сборке, разборке и обычном хранении (или требуется только ангарное хранение)?
 

Спасибо. Тоже очень интересная тема и дельт. крыло просится под адаптивное. У меня лет 10 назад на АХР новое крыло нестабильно летало: у него не было балансировочной скорости и нагрузка по тангажу не зависела от углов атаки, а при полете против ветра (5-7 м/с с порывчиками) "клевало", да так, что я еле мог его удержать. Недели две я смог на нём проработать в хорошую погоду, ну а кончилось тем, что после подтяжки тросов-антипиков сразу после взлета с полной бочкой химии оно начало раскачиваться по тангажу с всё увеличивающейся амплитудой. Пришлось аварийно садиться прямо перед собой, хорошо без серьёзных  последствий (немного погнулись трубы телеги). Исправилось все подгибом носков лат (стал более крутой профиль). При этом балансировочная скорость стала меньше взлетной, сдвинул подвеску намного вперед по крылу. Вот и способ управления по тангажу - изменяя профиль носка в районе переднего узла. Да ещё хорошо бы применить современные материал, меняющие свои характеристики по сигналу.
 
К  sob: Похоже, судя по Вашему возрасту, мы, наверно, с Вами были в Борисоглебске одновременно, если Вы были первого набора в училище. Мы учились в Балашове, а на 3-ем курсе, мы как раз летали в Борисоглебске на ИЛ-14, в 69 году.

Прошу прощение за отступление от темы. Судя по ролику, трапеция не жестко закреплена. Вы ей вначале разбега управляете, а посадка завершается на штурвале.

И, вот фрагмент Вашего описания: " Дельталет, содержащий стандартно (на кардане) закрепленное на мототележке (1) крыло (2), отличающийся тем, что перед консолями крыла (2) с помощью балок (3), качающихся вокруг передних кромок крыла (2) и закрепленных за заднюю кромку крыла, установлены рулевые поверхности (4), управляемые через систему тяг и тросов  ручкой или штурвалом (5), установленным на трапеции (9). Данная система служит для разгрузки чрезмерных усилий по крену. Предназначена для дельталетчиков, т.к.  управление по тангажу обратно самолетному.

Выделенную фразу прокомментируйте, как то не совсем понятно, как эти балки (что они собой представляют) "закрепляются за заднюю кромку", она же не жесткая. Может там еще, какие усовершенствования?

А, в целом шустро управляется дельталет штурвалом. И, это очень интересно.

Хотелось бы еще уточнить надежность таких предкрылков, выполняющих роль элеронов. Сложность, вероятнее всего в сборке, разборке и обычном хранении (или требуется только ангарное хранение)?

В БВВАУЛ учился 71-74г (второй набор), в конце 3-го курса списали по здоровью. Но до этого учился в том же Б-ке в школе, может быть и встречались.
Описание взято из заявки на изобретение, поэтому так мудрёно. По простому, балки - это как бы удлиненные вперед  нижние латы, привязанные к боковой трубе (качающиеся вокруг неё), а задним концом привязаные к задней части верхних лат ("задней кромки крыла"),  на передних концах этих "нижних лат" находятся оси вращения "элеронов-предкрылков" с возможностью их выхода на небольшие положительные углы относительно лопухов (для предотвращения срыва на больших углах атаки крыла).
Сборка-разборка не напрягает. Руль навешен  на хомуте (ослабил - провернул параллельно земле-поставил крыло на телегу-затем на землю). "Балки" с рулевой плоскостью  пока просто привязана веревкой к крылу, планирую или нашить латкарманы и их вставлять спереди, или закрепить к боковой трубе узлы крепления.
 
Вас понял, в 71 г. я уже училище окончил.

Хотелось бы крупным планом увидеть этот предкрылык, чтобы рассмотреть и понять устройство  более наглядно, да и установку руля тоже.
 
Эксперимент с крылом, очень интересно! Но как оно будет вести себя в термичку? :~~) Давай видео отчёт!!!
 
Как только вы жестко закрепите крыло по крену относительно аппарата, консоли у него и отломятся. 
Полная ерунда. Крыло дельталета расчитывается на прочность точно так же как крыло самолета, с учетом полного полетного веса, консоли в пределах расчетных перегрузок не отломятся,  и абсолютно без разницы, жестко крыло закреплено или шарнирно.
 
Вас понял, в 71 г. я уже училище окончил.

Хотелось бы крупным планом увидеть этот предкрылык, чтобы рассмотреть и понять устройство  более наглядно, да и установку руля тоже.

Ещё раз: экземпляр экспериментальный, товарного качества никакого, всё излишне грубо сделано (если хорошо летает сейчас, то значит полетит и при более качественном исполнении).
 

Вложения

  • 1_1218.jpg
    1_1218.jpg
    25,5 КБ · Просмотры: 227
По простому, балки - это как бы удлиненные вперед  нижние латы, привязанные к боковой трубе (качающиеся вокруг неё), а задним концом привязаные к задней части верхних лат ("задней кромки крыла"),  на передних концах этих "нижних лат" находятся оси вращения "элеронов-предкрылков" с возможностью их выхода на небольшие положительные углы относительно лопухов (для предотвращения срыва на больших углах атаки крыла).
А из каких соображений предкрылок вынесен вперед? У меня аналогичные мысли, только латы удлинены не вперед, а назад.
Это первое. Второе - как реагирует аппарат на увеличение угла атаки предкрылка - консоль поднимается или опускается? Последнее может быть из-за  эффекта реверса элеронов, присущее гибким крыльям

sun (Юра Агранат - это не Ваш курсант?)
Нет, у меня вообще нет курсантов. Не считаю себя достаточно квалифицированным еще.
 
По простому, балки - это как бы удлиненные вперед  нижние латы, привязанные к боковой трубе (качающиеся вокруг неё), а задним концом привязаные к задней части верхних лат ("задней кромки крыла"),  на передних концах этих "нижних лат" находятся оси вращения "элеронов-предкрылков" с возможностью их выхода на небольшие положительные углы относительно лопухов (для предотвращения срыва на больших углах атаки крыла).
А из каких соображений предкрылок вынесен вперед?
Это первое. Второе - как реакирует аппарат на увеличение угла атаки предкрылка - консоль поднимается или опускается? Последнее может быть из-за  эффекта реверса элеронов, присущее гибким крыльям

При увеличении угла атаки предкрылка подъёмная сила на нём возрастает, тянет его и передний конец балки вверх, соответственно задний конец балки и лопуха идёт вниз, дополнительно возрастает подъёмная сила на лопухе. Ну и наоборот, т.е. возрастает эффективность. Ещё один момент: можно спроектировать расположение оси вращения предкрылка так, чтобы он в нейтрали создавал подъёмную силу (пост №13), соответственно возрастет грузоподъёмность крыла (это уже на будущее, при полном аэр. управлении). Надеюсь таким образом поднять химию 220-250кг.
По второму вопросу: откровенно говоря на посадке не заметил ничего криминального, приходится более энергично работать штурвалом, чтобы попасть в 5м створ, наверное на малой скорости эффективность естественно уменьшается. На взлете вообще ничего необычного.
 
Сегодня попробовал тянуть шнурком хвоствик 3-ей от края латы, то есть перекашивать крыло.  Эффект есть, но почему-то реакция на это воздействие с запаздыванием
 
При увеличении угла атаки предкрылка подъёмная сила на нём возрастает, тянет его и передний конец балки вверх, соответственно задний конец балки и лопуха идёт вниз, дополнительно возрастает подъёмная сила на лопухе.
Да, пардон. Не учел, что подъемная сила предкрылка перекашивает крыло так же в положительную сторону.
Если достаточно одного предкрылка площадью 0.4 квадрата, то если десть два, то достаточно по 0.2 кв. м каждый.
Поясните пожалуйста, что такое "мертвая зона", из Вашего описания как-то не очень понятно.
 
При увеличении угла атаки предкрылка подъёмная сила на нём возрастает, тянет его и передний конец балки вверх, соответственно задний конец балки и лопуха идёт вниз, дополнительно возрастает подъёмная сила на лопухе.
Да, пардон. Не учел, что подъемная сила предкрылка перекашивает крыло так же в положительную сторону.
Если достаточно одного предкрылка площадью 0.4 квадрата, то если десть два, то достаточно по 0.2 кв. м каждый.
Поясните пожалуйста, что такое "мертвая зона", из Вашего описания как-то не очень понятно.

Может я не так выразился. Имел в виду, что управляющий трос проходил близко к оси вращения ручки и практически предкрылок не управлялся.
Если будете ставить автопилот на мою схему, то общую площадь надо делать минимальной, не более 0,1 квм, чтобы пилот трапецией мог всегда перебороть автопилота.
Ещё необходимо категорически исключить попадание тросов в пропеллер. В этом году на АХР трос антипикушки оторвался от задней кромки и намотался на ВВ. Пилота спасла, как ни странно, малая высота. Аппарат на 2-х метрах пошел на мертвую петлю, сложил крылья и практически остановился.
 
Если будете ставить автопилот на мою схему, то общую площадь надо делать минимальной, не более 0,1 квм, чтобы пилот трапецией мог всегда перебороть автопилота
Первоочередная задача - заставить автоматику противодействовать болтанке, хотя бы по крену, для этого эффективность рулей должна быть достаточно хорошей.
В среднюю болтанку, Вы говорили, летали,  Вашим "рулем" можно было парировать ее, сохранять заданный курс, садиться без воздействия на трапецию по крену?
Одним словом, если крыло закрепить жестко в поперечном канале, можно ли Вашими рулями полноценно управлять дельталетом?
Как считаете, в Вашей схеме основная роль в создании крена создается поверхностями, или перекосом паруса?
Ещё один момент: можно спроектировать расположение оси вращения предкрылка так, чтобы он в нейтрали создавал подъёмную силу (пост №13), соответственно возрастет грузоподъёмность крыла 
А вот с этим поосторожнее, во-первых грузоподъемность крыла обусловлена в первую очередь прочностью и жесткостью каркаса, а во-вторых, увеличивая подъемную силу на предкрылке Вы уменьшаете крутку крыла, а  значит продольную устойчивость. Ну и в третьих, дополнительный вес все равно потребует дополнительной мощности.
 
Если будете ставить автопилот на мою схему, то общую площадь надо делать минимальной, не более 0,1 квм, чтобы пилот трапецией мог всегда перебороть автопилота
Первоочередная задача - заставить автоматику противодействовать болтанке, хотя бы по крену, для этого эффективность рулей должна быть достаточно хорошей.
В среднюю болтанку, Вы говорили, летали,  Вашим "рулем" можно было парировать ее, сохранять заданный курс, садиться без воздействия на трапецию по крену?
Одним словом, если крыло закрепить жестко в поперечном канале, можно ли Вашими рулями полноценно управлять дельталетом?
Как считаете, в Вашей схеме основная роль в создании крена создается поверхностями, или перекосом паруса?

Первоочередная задача - сохранить жизнь пилоту. Эксперимент в авиации - от простого к сложному, от маленького к большому.
Впечатление в полете при работе рулями, что трапеция (и крыло) по крену  стоит на месте, значит и зафиксированное в поперечном канале будет работать. В болтаночку от взлёта до после посадки всё отрабатывается штурвалом, желания схватиться за трапецию не возникало.
Прокатил 3-х своих пилотов, все отмечают необычайную лёгкость управления. Один из них  в первом же полете выполнил практически самостоятельно заход и посадку со 2-го сидения только управляя штурвалом.
 
Подтверждаю, было такое дело. Дельт штурвала слушается хорошо. Усилия минимальны. Думаю что у этой затеи есть смысл. Можно попробовать зафиксировать крыло по крену. Только фиксацию выполнить не жестко, а с возможностью разблокировки.
 
Назад
Вверх