Дело Блаников

SunF

Летайте безопасно!
В связи с вопросом, поступившим мне в личку, и большим объемом информации, которая не всем известна, хочу опубликовать вольную компиляцию фактов по делу о запрете полетов планеров Бланик Л-13 по всему миру.
Информация берется, в-основном, с этого ресурса: http://sites.google.com/site/blanikspar/
Заранее поясняю, в технике я полный ноль, поэтому за ошибки не ругайте, а подсказывайте, что поправить. Если нужно что-то осветить подробнее, я готов. Итак, краткие наброски по "делу Бланика": 
12 июня 2010 году у Бланика во время полета в Австрии отвалилось крыло. 2 человек не стало. По слухам, полет все же был пилотажный.
Производитель выпустил бюллетень, запрещающий пилотаж и предписывающий проверку критических мест (в месте стыка крыло/фюзеляж). Это был первый и единственный бюллетень производителя.
В сентябре производитель написал публичное письмо о том, что они готовят способ исследования лонжерона с помощью вихревых токов. 21 марта 2011 года завод сообщил, что метод исследования "почти готов" и они работают над усилением лонжерона (возможно, по методу Ллевелина, о котором ниже).
Европейское агентство по авиационной безопасности (далее - EASA, Агентство) отреагировало серией срочных директив по летной годности. В последней, от 30 июля 2010 года, EASA дало следующую оценку ситуации:
Вследствие положительной перегрузки произошел надлом основного лонжерона правого крыла (у основания) . Крыло отсоединилось от ЛА и пилоты потеряли контроль над ним. Предварительные исследования показали, что трещина могла стать следствием усталости (износа).
119-я директива Агентства предписывала немедленную инспекцию основного лонжерона у основания крыла для определения усталостных трещин и выполнение корректирующих воздействий в случае необходимости. Эта же директива установила ограничения в эксплуатации планера. 122 директива поддержала требования 119-й директивы и разрешила эксплуатацию планеров Бланик Л-13 А.
Требования 122-й директивы были вызваны необходимостью быстрого реагирования и должны рассматриваться как временная мера. В своей директиве 122-Е Агентство пересмотрело свои рекомендации, основываясь на результатах исследования катастрофы австрийскими властями. EASA установило, что метод исследования, предложенный заводом-изготовителем, может быть не эффективен для определения трещин. Это означает, что даже если планер прошел инспекцию и был признан годным к полетам, он все равно может быть в небезопасном состоянии. В этой же директиве Агентство настаивало на строгом соблюдении летных ограничений, установленных заводом-изготовителем (полный запрет раздела "Пилотаж" в РЛЭ).
Также были установлены ограничения, при невыполнении которых полеты немедленно запрещались:
Не более 2 % пилотажных полетов (в часах от общего налета), соотношение пусков с лебедок не более 5/1, не более 50 % полетов вдвоем от общего налета. Также запрещалась эксплуатация, если записи неполные, либо отсутствуют.
Продолжение следует...
 
...3 сентября 2010 года, обнаружив, что разбившийся планер соответствовал установленным в предыдущей директиве ограничениям, Агентство запретило полеты Блаников в Европе директивой 185-Е. В этой директиве, в частности, говорилось, что основной лонжерон разбившегося ЛА не исчерпал свой теоретический ресурс. Кроме того, Агентство посчитало, что установленный лимит на пилотаж неэффективен, т.к. во время пилотажа нагрузки слишком вариабельны. Этот лимит вдвойне ненадежен, когда есть подозрения в неаккуратной записи пилотажного налета.
Учитывая изложенное, а также неэффективность метода исследования, предложенного в своем бюллетене изготовителем, Агентство полностью запретило эксплуатацию Блаников.

Теперь о США (FAA, Америка): Сначала Америка поддержала Агентство (до 122-Е). Во второй директиве, в отличие от Европы, Америка не устанавливала никаких лимитов (пилотаж, лебедка и т.д.), а полагалась только на исследования и усиления конструкции. А в директиве 2010-18-05 от 30 августа 2010 года Америка просто запретило эксплуатацию Блаников, даже если они соответствуют условиям директивы 122-Е. Таким образом, США были первой страной, где были запрещены полеты на Л-13.
В этой директиве, впрочем, оставлена лазейка - если будут предложены методы исследования и/или модификации, которые одобрит уполномоченный орган (State of Design Authority - затрудняюсь перевести). Бремя изобретения методов инспекции лонжерона было возложено, фактически, на владельце и эксплуатантов этих планеров.
14 сентября 2010 года Америка опубликовала письмо (http://5478279397014646742-a-1802744773732722657-s-sites.googlegroups.com/site/blanikspar/files/ClarificationLettertoSSAL13Accident091410.pdf?attachauth=ANoY7coKBsiwF-dB3KMMA3nmFLHHTGw15uDdMDOfQvjiYlxGEJ2Y8sXI7XipOroMwcoGuwZHGDd2xGWCxILqsqJ0yrYrdgv3yz3GZGQ-5gvkGeYHAqDDnoTbmRhVRTUxaKVgFTaMRF5RR_RP9YwvheZF38SktE6iKrbbf0-n71X7gHyVvTEC6KRE6D7HY1dzWWL9echmqujeyEex9nlFYlezJ-v4SYgiT3kU0JNhZ49mMIiF9BM-CeRks5N_Jd3NovOaY89Dt1es&attredirects=0с), в котором собрало фактическую информацию о катастрофе и постаралось прояснить ситуацию. Никаких рекомендаций в письме не содержится.
В этом письме было установлено следующее:
•      дата производства, общий налет, общее число полетов разбившегося планера точно неизвестны;
•      проблема в крыле, не фюзеляже;
•      прежде чем Америка утвердит метод инспектирования, его сначала должны одобрить изготовитель и Агентство;
•      запрет на полеты не распространяется на Бланик Л-13АС.
Продолжение следует...
 
Абалдеть  😱 😱 😱 Даа-уж, спасибо.  А мы (владельцы и эксплуатанты blanik-ов) и не знали об этом  😱 🙁 :'( :'( Камикадзе,- по сравнению с нами (летающих на бланиках)-- отдыхают 😉 Придётся сдать на пункт приёма цвет-мета  :STUPID (пока люминь в цене) 😉 :'( 
 
АбалдетьУжас Ужас Ужас Даа-уж, спасибо.А мы (владельцы и эксплуатанты blanik-ов) и не знали об этомУжас Печаль Плачущий Плачущий Камикадзе,- по сравнению с нами (летающих на бланиках)-- отдыхают Подмигивание Придётся сдать на пункт приёма цвет-метаПо башке (пока люминь в цене) Подмигивание Плачущий
Зачем издеваться? Я просто излагаю факты, пытаюсь помочь тем, кто не читает по-английски. В тексте нет ни одной моей оценки - только перевод (с сокращениями) информации из официальных источников. Даже тем, кто считает позицию остального мира не очень умной, мне кажется, полезно ознакомиться с ней более подробно.
 
Сразу после запрета в США полеты Блаников были запрещены в Канаде (запрет точно воспроизводит американскую директиву).

Австралия.
За сертификацию типа для планеров в Австралии отвечает Планерная Ассоциация Австралии (далее - Австралия). В 1980-х Австралия установила собственные ограничения на продолжительность эксплуатации Блаников, а затем опубликовала пару директив, описывающих методы инспекции и/или модификации, которые могут увеличить продолжительность эксплуатации.
27 октября 1989 Австралия опубликовала директиву, в которой описала три различные программы инспектирования/модифицирования, способные продлить эксплуатацию Л-13. Одна из этих программ, "модификация Ллевелина" подробно описана в поздней директиве от 04 мая 1990 года. Модифицированные Бланики получают дополнительный Сертификат Типа и именуются Бланик Л-13 А1.
23 сентября 2010 года Мр.Ллевелин написал письмо с кучей технических деталей о модификации (не смогу перевести, да и смысла нет - модификация очень масштабная  и без чертежей все равно не воспроизводима). Также он отметил, что модификация продлевает ресурс с 4000 часов до 11250-12000 часов. При условии, если пилотажа было не больше 2 % от налета.
Чтобы определить, возможно ли продление ресурса, необходимо исследование вихревыми токами "bores of the critical rivet holes in the spar material, in the wing root area" (что-то там в духе высверленных отверстий в отверстиях основных заклепок в основании крыла и в лонжероне, затрудняюсь перевести). Необходима проба для определения трещин менее чем 0,5 мм., все отверстия позже высверливаются на 2 мм больше. Самый "летавший" аппарат, подвергнувшийся модификации, насчитывал 7750 часов, тогда как разбившийся в Австрии - лишь 2217 часов. Эта разница говорит о большой вариабельности пилотажных нагрузок. Риск трещин увеличивается с налетом, но больше всего - от пилотажа.
Модификация Ллевеллина одобрена также в Новой Зеландии.

Далее об Австралии. До 14 сентября Планерная Ассоциация Австралии колебалась относительно запрета на полеты, но в этот день все же окончательно запретило эксплуатацию Блаников.
Некоторые планеры с модификацией Ллевеллина, тем не менее, официально летают в Австралии и Новой Зеландии.

Великобритания:
Запрет на полеты с 6 сентября 2010 года.

Чехия:
Несмотря на подведомственность Агентству, Чехия сначала не подчинилась запрету и опубликовала свою версию истории. Но только на чешском. В результате они выторговали себе "освобождение" от директивы Агентства до апреля 2011 года. С апреля 2011 года они все же вынуждены соблюдать директиву.

Германия:
10 марта 2011 года Германия сообщила о собственной модификации Блаников: http://www.aircraftdc.de/ENG/visionen_blanik.htm
Модифицированным таким образом планерам в Германии выдают дополнения к сертификату типа. Агентство данную модификацию пока не одобрило.
На этом с официальной информацией все.
 
Не всё так мрачно с бланиками, как они преподносят. Видится мне,-что здесь какой-то умысел "заграницы" зарыт  😡 Да,были конечно еденичные инциденты, (авиация всё таки)но  надо прежде всего смотреть на общую статистику проишествий. Конечно с дуру можно и #.... сломать. Не по наслышке знаю бланики (начал летать с1978г.) В клубе более десятка блаников и практика показала, что планер очень надёжный, (можно сказать "дубовый" 😉) Спору нет, узлы надо проверять и держать постоянно на контроле.  Но, списывать все планера (как они призывают) на утиль,-- это-уж слишком.  :STUPID
 
Видится мне,-что здесь какой-то умысел "заграницы" зарытЗлой
Весь мир сговорился, чтобы уничтожить планерное дело в России? 😉
Но, списывать все планера (как они призывают) на утиль,-- это-уж слишком. 
Зачем преувеличивать? Из приведенного текста ясно видно, что такой цели нет ни у кого. Основная задача - найти способ диагностики и/или модификации, который устранит проблему.

В остальном спорить не буду - у каждого может быть свое мнение по этому вопросу. Я свое сформировал и вряд ли его изменю. Вы свое тоже вряд ли поменяете. Истерию нагнетать, вопреки некоторым особо впечатлительным, мне не хочется. Просто попытался сделать информацию более доступной.
 
Спасибо Вам за труд, мне как плохо читающему на Английском интересно.
Вопрос где можно почитать про доработку от 23 сентября 2010 года Мр.Ллевелин
 
Вопрос где можно почитать про доработку от 23 сентября 2010 года Мр.Ллевелин 

К сожалению, кроме материала по первой ссылке (там есть небольшое техническое описание), у меня ничего нет. Я бы перевел, но там такое нагромождение терминов, что несмотря на несколько попыток, мои попытки перевода ничего не дали 🙁
И 23 сентября была не доработка, а просто письмо этого Ллевеллина. Доработка датирована еще 70-ми годами.
Мне лично более перспективной кажется немецкая доработка. Слишком много разговоров вокруг Ллевеллина и никакой конкретики. С сентября уже 10 раз можно было раскрутить эту историю и предложить на европейском рынке соответствующую услугу.
 
Просто попытался сделать информацию более доступной. 
Да ладна...жги дальше...! Поиздевацца уже нельзя..!!

Могу организовать капитальный ремонт корневищща  ОЧК Блаников всей России...и мира...включая Ватикан и Буркина Фассо...!!!
 
Да ладна...жги дальше...! Поиздевацца уже нельзя..!! 

Вам, Борис Борисович, на этом форуме все можно. Изощренный слог и РП-200 компенсируют редкую вредность и непредсказуемость характера  😛
 
вредность и непредсказуемость характераЯзык
Это просто ревность к удельным параметрам...У тебя 3 соопщения за день участия в этой брехалофке,а у меня 1,5...победила молодость..!! Всё как у Ильфа с Петровым...
 
            На Як-52 прошлым летом у Вас в Екатеринбурге в Логиново на Як-52 сломалась качалка РВ. Примерно аналогичная ситуация. .... :-[ Металл устает, заводской брак, может еще что-то.. :-[ Но сколько же их еще этих Як-52. На них ведь тоже летают.
             Думаю не стоит друг другу что то доказывать по этому поводу. Все мы тут правы. Да есть проблемы у блаников. Есть проблемы у Як-52.  Спасибо за перевод текстов, ценная информация. Нужно узнавать максимум. Информация никогда не бывает лишней.       
              Недавно неделю назад слышал в новостях что на Боингах 737 нашли трещины где то! Попросили проверить другие авиакомпании, те тоже нашли. Проверили все самолеты. На тех где нашли в ремонт, на тех на которых не нашли, летают.
              Ладно отвлеклись от темы!! Вернемся к бланикам:
В РЛЭ на бланики заложены весьма сложные фигуры пилотажа которые слабо нагружая планер просто нельзя выполнить.. Нельзя и все!! Дак вот!!! Под словом пилотаж европейские специалисты скорее всего принимают максимальные параметры нагружения согласно РЛЭ. По другому ну никак!! Для них это так! В 99% случаев в России на бланиках так летать просто не умеют, ввиду плохой маневриности планера, в следсвие чего такие фигуры выполнять очень сложно в отличие от пилотажных плагнеров. Поэтому и не крутят потому что скажем по русский очково. А если и умеют то единицы. История умалчивает о том, как эксплуатировался разбившийся планер. С учетом того, что с лебедок у нас летают очень мало, и пилотаж крутить на бланиках не умеют кроме петли, щтопора и поворота на горке, и летают мало в отличие от Австралиии, США, то нету тут ничего особо криминального. Если так не летать, то коэффициенты запаса прочности растут в нашу пользу. + ко всему многолетняя статистика надежности и неприхотливости планера!!
               Да! Пилотаж больше крутить не надо!! С лебедки лучше не летать, внимательно смотреть узлы, если планер очень старый и крутили сильно пилотаж ранее, то уделить этому планеру особое внимание. Или лучше не летать на нем вообще.
В Екатеринбурге планера очень хорошие. Особенно рыжий! 
Кстати может мы с Вами знакомы?
 
На Украине еще не запретили или пока директива не дошла, если это произойдет даже думать не хочеться что будет. У нас из планеров один бланик.
Когда получили даную директиво про инспекцию долго ржали по поводу при помощи зеркала осмотреть корневую часть лонжерона на предмет микротрещин, благодаря дружественным отношениям проверили всё ультразвуком.
 
28-й!Спасибо за поднятый вопрос.Тема весьма актуальна!Европейцам,Америкосам,Австралийцам ит.д.-в целом по барабану-будут летать Бланики или нет.Но у нас кроме ЕГО (БЛАНИКА)нету учебного планера!Новосибиряки сейчас пытаються разработать технологию контроля износа лонжерона и его элементов.Уверен что они победят!Но смогут-ли они доказать,чтоэти исследования достоверны и летать можно!доказатьНАШИМ РУКОДИТЕЛЯМ ?
 
@ L-13

Я слишком хорошо помню этот день. Днем ранее я первый раз вылетел самостоятельно. Геннадий поздравил меня и сел на свой мотоцикл. Больше я его не видел. Вот такая у меня получилась путевка в небо.
Вряд ли мы знакомы - если только Вы не из Екатеринбурга. Я недавно в этой теме 🙂 Пара часов на Як-52 до кризиса и соло в прошлом году.
P.S. На рыжем я и вылетел. 🙂 Он сейчас единственный летающий.
 
Доказать надо будет чехам это проще, и от них получить письмо с подтверждением технологии и достоверности, просто доказывать нашим руководителям это как головой об стену результата и толка ни какого
 
вредность и непредсказуемость характераЯзык
Это просто ревность к удельным параметрам...У тебя 3 соопщения за день участия в этой брехалофке,а у меня 1,5...победила молодость..!! Всё как у Ильфа с Петровым...
Это вряд ли. По едкости на один пост мы отличаемся как слабый раствор уксуса и плавиковая кислота 🙂 мне еще учиться и учиться!
 
Назад
Вверх