Дневник перелета Монреаль-Калгари

Что мы имеем с собой на случай ночевки?

Палаточка - легкая, двойная с тентом и противомоскитной сеткой.
Мешки пуховые спальные восходительские.
Карематы (полиуретановые коврики).
Газовая горелка с легкой кастрюлькой и чайничком опять же восходительские.
Продукты разные - чай, сахар, колбаса твердая, сыр, масло, крупы (они сухие и легкие, можно взять достаточно для двоих на несколько дней). Хлеб (я пеку самодельный каравай из пшенично-ржаной муки на дрожжах), сухари.
Соль, спички, нож - это святое!
Термос металлический, пустая 5-литровая банка для воды (везти воду в самолете ни к чему, ее на земле в избытке).

И еще легкая электроплитка, длинный электрический шнур-удлинитель с тройником. Простая электролампочка с припаянным проводом с вилкой.
На любом местном аэродроме стоят волшебные столбики с розетками с электропитанием.

Вечером в палатке с такими приборами тепло, светло и  уютно, ну а на ночь провод подключается к встроенному в картер нагревателю - и утром с запуском мотора проблем нет ни малейших!
 

Вложения

  • Samoliet_i_palatka.jpg
    Samoliet_i_palatka.jpg
    60,5 КБ · Просмотры: 101
Ну хорошо, приземлились, положим, мы с бОльшим или мЕньшим грохотом - что дальше?
Правильно - ждем помощь.
А она может подоспеть через час-полтора, а может и вообще не прилететь.

Кстати, того счастливчика на Стинсоне, которого я поминал выше, нашли, как я понял, только в понедельник. А потерялся-то он в субботу!

Так что следующая задача - располагаться поудобнее и выживать рядом с самолетом, или тем, что от него осталось.

В инете много всякого материала по поводу "профессионального" выживания, порой дело доходит до откровенного маразма и бреда.

Лучший из русскоязычных - Соколов Григорий
http://www.youtube.com/channel/UCbJQ5QEAfyRNO7t5gpWfuDQ
Настоятельно советую посмотреть - не пожалеете.
Это - Профессионал. И без дурацких понтов и изгибания пальцев!

Теперь насчет мишек.
У канадской общественности еще в памяти история, когда медведица лишила жизни биатлонистку - члена сборной олимпийской команды. Та оказалась на тренировке в лесу в неподходящем месте и в неподходящее время.
Медведицу потом-таки отловили, так разгорелись нешуточные баталии - застрелить ее или гуманно, по-гринписовски так, отпустить на свободу.
По счастью, разум победил.

На случай встречи медведицы ходят всякие дурацкие советы - типа срочно вытащить большой черный мусорный мешок, надеть его на поднятые руки и изображать из себя еще большего медведя! При этом полагается кричать погромче и попротивнее, что в такой ситуации будет сделать совсем нетрудно, я так думаю.
Глупый совет. А если медведица захочет с этим "мишкой" поближе познакомиться на предмет создания семьи?
Может возникнуть недопонимание.

Меня сын отвел в магазин и приобрел мне солидный такой баллон с противомедвежьим спреем. В инструкции рекомендуется при встрече медведя быстро определить направление ветра, подбежать к мишке с наветренной стороны, зажмуриться и активировать прибор.
После чего удалиться на безопасное расстояние (от мишки, полагаю, а не от прибора).
Гуманисты, блин.

Я пошел более радикальным путем - положил на заднее сиденье Пайпера  карабин СКС с оптическим прицелом, а в карман - пачку патронов 7,62х39.

Что-то этим спреям я как-то не доверяю... .
 

Вложения

  • Karabin.jpg
    Karabin.jpg
    64 КБ · Просмотры: 108
От карабина будет мало толку. Сибирские охотники в тайгу ходят парами на случай встречи с "хозяином". Он чует запах пороха и нападает неожиданно сзади. Грибников и собирателей ягод он обычно не трогает. Если приспичит одному идти в тайгу - лучше вооружиться пистолетом. Можно успеть вытащить из-за пазухи и выстрелить, пока с тебя снимают скальп.
   И с мусорным мешком очень правильный совет. Любое живое существо начинает уважительно относиться к тому, кто выше его. Ну, а если нарвётесь на медведицу и она захочет - придётся удовлетворять.
 
тогда не мусорный мешок, а палку с башкой зомби на конце.
чуть что - верх поднимаешь - и ты уже высокий-превысокий.

где-то такое уже видел в кино - там негритенок по пустыне бегал, а за ним гиена. гиены типа не нападают на тех, кто выше - вот пацан и бегал все время с палкой, поднятой над головой.

хотя, имхо, миша поумнее будет.
чем импортные сценаристы 🙂
 
Ночью уже стало не по-детски холодно.
Градусов пять мороза.
И волки всю ночь надрывно выли, спать мешали.

Просыпаюсь на рассвете от звука шагов вокруг палатки - ну, думаю, мишка пришел пообщаться. И с запозданием соображаю, что карабин-то в самолете.
Пока собирал мысли в кучку, да озирался вокруг - сообразил, что Даника-то в палатке нет! Ложная тревога.
Он как вылез по малой нужде, так и скачет вокруг палатки петушком, согревается.

Утром - опять борьба со слоем льда на крыльях, но процесс с применением горячей воды отработан, через час самолет готов, выруливаем и взлетаем.

Даник предложил маршрут по югу, вдоль американской границы. Получилось хорошо.
Облетели большую  военную зону, спустились к югу и помчались на восток с попутным ветром узлов в 25. Супер!

Какие все-таки эти канадцы милитаристы! Вся степная часть Канады утыкана закрытыми военными зонами, только успевай уворачиваться!

Садимся на дозаправку и ланч в аэропортике Wayburn.
Получилось волшебно - ветер 30 узлов строго вдоль ВПП - и никаких!
Опять разгадываем ребус с самообслуживанием - но все удалось, баки опять полные и мы перемещаемся в комнатку аэропортика.
Бунгало, пристроенное к большому ангару, выглядит непрезентабельно, но внутри все отлично.

Вот так это выглядит.

Диваны, стол с картами, по стенам картины из истории этого аэропорта. Кофейная машина, туалет, даже душ.
И, естественно, НИКОГО !

Культурно отдохнув, летим дальше на восток, целясь южнее Виннипега.
 

Вложения

  • Wayburn_welcome.jpg
    Wayburn_welcome.jpg
    74,5 КБ · Просмотры: 118
  • Wayburn_airport.jpg
    Wayburn_airport.jpg
    90,6 КБ · Просмотры: 120
  • Wayburn_airport_2.jpg
    Wayburn_airport_2.jpg
    75,7 КБ · Просмотры: 99
Летим по Манитобе почти вдоль самой границы со Штатами.

Пейзаж радует глаз...

Заходим на посадку в знакомый аэропорт Stenibach - неслабый боковик, узлов 30.

Паркуем Пайпер недалеко от домика - помещения аэроклуба.
Естественно, вокруг - никого. А на двери - кодовый замок, но мы знаем секрет. Он здесь повсюду достаточно незамысловат- это либо частота, на которой работает этот аэропорт (юником), либо аварийная частота 121,5.
Она-то и срабатывает.

Мы просачиваемся внутрь, наслаждаемся уютом и комфортом, принимаем душ и укладываемся на полу рядом с батареями отопления на наши карематы - сегодня мы этот комфорт заслужили...
 

Вложения

  • Peizazh_v_Manitobe.jpg
    Peizazh_v_Manitobe.jpg
    74,1 КБ · Просмотры: 103
  • Aeroclub_Steinbach.jpg
    Aeroclub_Steinbach.jpg
    60,5 КБ · Просмотры: 102
  • Wayburn-Steinbach.jpg
    Wayburn-Steinbach.jpg
    54,2 КБ · Просмотры: 117
Вылетаем на рассвете на восток.

Впереди, пожалуй, самый серьезный участок пути - от Виннипега через Тандер Бей и Маратон в Эллиот Лейк.

До Тандер Бей - сплошная тайга, только один Атикокан для посадки в случае необходимости.

Потом - вдоль кромки берега Великих озер, где погода всегда славится сюрпризами. Отсюда и название Тандер Бей - бухта громов и гроз.
 

Вложения

  • Vyletaem_na_rassvete.jpg
    Vyletaem_na_rassvete.jpg
    55,6 КБ · Просмотры: 105
Здесь хотел бы сделать "лирическое" отступление на тему Погода.

Вроде бы скучное дело - разбираться в холодных и теплых фронтах, облаках и осадках.
Но когда сидишь и принимаешь решение на вылет - уверяю Вас, никакого более интересного и увлекательного процесса представить себе невозможно.

Попробую поделиться с точки зрения практического пилота АОН.

Начну с того, что погоду в Канаде можно получить (и абсолютно БЕСПЛАТНО!) следующим образом.

1. Позвонить по бесплатному телефону в сервис при подаче флайт-плана. Очень доброжелательный специалист будет с тобой разговаривать столько, сколько тебе потребуется. У него под руками все ресурсы, и он не только даст всю нужную информацию, но и посоветует наилучший маршрут, высоты и время.

2. В полете всегда можно связаться на частоте 126,7 с FSS и получить информацию прямо в полете.

3. Зайти на сайт www.navcanada.ca c мобильника и разбираться в погоде самостоятельно. Причем как до вылета, так и в пути, если есть сигнал.

Покажу подробнее.
Я понимаю, что для опытных пилотов это - азбука, но кому-то будет интересно и полезно.

Итак, заходим на сайт www.navcanada.ca на лист Погода.
Начинать лучше всего с графики по региону - GFA.
Там будет три картинки, поскольку выходят они каждые шесть часов - одна будет предыдущая и две - вперед по времени, через шесть часов.
Там же есть линк на глоссарий, так что при любом затруднении с расшифровкой символов их можно быстро расшифровать.
 

Вложения

  • GFA.jpg
    GFA.jpg
    64 КБ · Просмотры: 121
Это фронт низкого давления позади нас. Он движется на юго-восток со скоростью 20 узлов.
Сверху-слева давит холодный фронт, снизу-справа теплый.
Вся система вращается, естественно, против часовой стрелки.
Там осадки, низкая облачность, порывистый ветер и прочие пакости.
Туда лучше не попадать.
 
На сайте www.navcanada.ca есть замечательный продукт, ASEP называется.
Жмем соответствующую кнопку, забиваем маршрут, время, высоты и получаем комплексную инфу по интересующему нас вопросу.

Все не буду расписывать, но вот основные позиции.

Конечно, METAR и TAF, то есть фактическая погода на конкретном аэродроме и ее прогноз. Хочешь - на стандартном языке метеорологов, хочешь - на простом человеческом.

Вот пример для аэропорта Тандер Бей, куда мы летим.
 

Вложения

  • TAF_CYQT.jpg
    TAF_CYQT.jpg
    49,5 КБ · Просмотры: 102
  • METAR_CYQT.jpg
    METAR_CYQT.jpg
    31,5 КБ · Просмотры: 104
Картинка маршрута с точки зрения кондиций погоды - ПВП (VFR), ППП (IFR) и граничное значение MVFR.
 

Вложения

  • ASEP.jpg
    ASEP.jpg
    30,4 КБ · Просмотры: 103
Тут же дополнительная, и очень полезная инфа:
- направление и сила ветра у земли.

Видно, что этот большой ротор вращается против часовой стрелки и частично будет для нас попутный.
 

Вложения

  • Horizontal_wing_bars.jpg
    Horizontal_wing_bars.jpg
    57,8 КБ · Просмотры: 107
Турбулентность будет на высотах существенно выше нашего эшелона и нас не волнует.
 

Вложения

  • Turbulence.jpg
    Turbulence.jpg
    41,5 КБ · Просмотры: 120
Температура - небольшой минус, около -5 на всем пути и довольно высокая влажность.

Замечательное сочетание для образования льда в карбюраторе, так что ужо ухо придется держать востро!

Отказ двигателя в таких условиях - гарантированная аварийная посадка в тайгу с плохо предсказуемыми последствиями.
 

Вложения

  • Temperature.jpg
    Temperature.jpg
    52,5 КБ · Просмотры: 117
  • Mousture_content.jpg
    Mousture_content.jpg
    46,8 КБ · Просмотры: 101
Ну и напоследок - картинка с погодного радара.

Видим осадки после Тандер Бей, но пока туда долетим, картинка должна измениться к лучшему.

Глаза боятся, руки делают - летим!
 

Вложения

  • Radar_PCPN.jpg
    Radar_PCPN.jpg
    93,2 КБ · Просмотры: 106
Тандер Бей - это что-то! Одно название чего стоит: бухта или залив то ли громов, то ли бурь.

Неудивительно, что хочется всякий раз его облететь, но плохо удается.
Как будто там под ВПП огромный алюминиевый магнит закопан: как ни крутись, а  посадки в Тандер Бей не избежать. Просто мистика какая-то!

В прошлом году, тоже осенью, я летел соло с востока на запад на своем Пайпере. Проложил маршрут напрямую - миль на 25 севернее. Да и погода вроде была неплохая.
Вылетел из Marathon, все чин-чинарем. Долетаю до меридиана Тандер Бей, прямо из атмосферы формируется фронт, путь закрыт. Сворачиваю на юг, прошу разрешения, захожу и сажусь в большом аэропорту.

Все хорошо, цивилизация, дьюти-фри, удобства и охраняемый периметр. Только палаточку-то под крылом не поставишь, так я сутки и просидел в городском мотеле, поддержал гостиничный бизнес в межсезонье.

Летел обратно с запада на восток  в середине октября, погода уже устойчиво была осенней.
Вылетел на восток из Кеноры, чистое небо, прогноз благоприятный.
Над Атикоканом уже висел потолок на 4000 футов. Ближе к Тандер Бею прижало на 1500...2000 футов, но впереди все время был просвет. Оставил Тандер Бей справа в 30 милях и еще полтора часа летел вдоль кромки берега над Озером Верхнее. Поросшие тайгой скалистые горки скрывались в низкой облачности, но просвет впереди все время оставался, а с ним и надежда.
Когда до Marathon оставалось 5 миль, и я уже начал строить заход, справа с озера наехал фронт, и все впереди закрыл.
Мне осталось только повернуть направо и уходить обратно уже над озерной гладью.
Полтора часа напряженного полета, временами дождь, потолок 1200...1500 футов, каждые 15 минут шерудил туда-сюда обогревом карбюратора, льду образоваться не позволил.
На подлете связался с терминалом, они заход разрешили, но долго не могли меня увидеть на радаре - уж очень низко летел. Зато завели напрямую, с большим почетом, даже большой боинг с полосы убрали, видать, прониклись.
Я провел в воздухе 4,7 часа, в неважную погоду и на небольших высотах - вымотался донельзя.

В тот раз я застрял там еще на пару дней.
 
В этот раз мы решили схитрить.

Когда вылетали из Marathon  на запад третьего дня, то вели промеж себя отвлекающие разговоры: типа: "А почему бы нам не залететь в Тандер Бей? Мол, подлетим, попросим изменения флайт-плана и  сядем."
Короче, усыпили бдительность, погода поверила и не стала портиться, вот мы и проскочили на Атикокан.

Сейчас опять погода хорошая, так мы строим маршрут на восток  напрямую: Steinbach - Atikokan (дозаправка) - Marathon и радуемся своей удаче!

Но от судьбы не уйдешь.
В последний момент мне приходит в голову умная мысль: проверить, а работает ли бензозаправка в Атикокане в выходные?
Достаю канадскую авиационную библию - CFS - талмуд размером с хороший кирпич. И убеждаюсь, что бензиновый человек в субботу законно отдыхает, а цивилизация в виде терминала самообслуживания в это богом забытое место еще не дошла.

Пришлось смириться с судьбой и лететь в Тандер Бей.
Мы даже не пожалели - ВПП там хоть куда, можно три раза успеть сесть и взлететь, и даже поперек.
 

Вложения

  • Thunder_Bay_1.jpg
    Thunder_Bay_1.jpg
    83,1 КБ · Просмотры: 98
  • Thunder_Bay_2.jpg
    Thunder_Bay_2.jpg
    56,6 КБ · Просмотры: 94
  • Thunder_Bay_3.jpg
    Thunder_Bay_3.jpg
    56,7 КБ · Просмотры: 113
Вот видео нашей посадки в международном аэропорту Тандер Бей.
http://www.youtube.com/watch?v=CpOJovistFc

Получилось у Даника чуть правее осевой, но в целом неплохо.
 
Погода - супер!

Заливаем баки и летим в Marathon.
 

Вложения

  • Thunder_Bay_Lake_Superior.jpg
    Thunder_Bay_Lake_Superior.jpg
    86,9 КБ · Просмотры: 106
  • Industrial_peizazh.jpg
    Industrial_peizazh.jpg
    115,5 КБ · Просмотры: 110
Назад
Вверх