Вот несколько неоспоримых, на мой взгляд, фактов об авиации ВОВ:
1. Немцы имеют подавляющее преимущество по количеству сбитых. Все разговоры о каких-то суперприписках - не более чем болтовня. Приписки были у всех, но 6-10 кратную разницу они объяснить не могут.
2. В начале войны немцы имели подавляющее преимущество по обученности пилотов. Историки спорят, когда мастерство мало-мальски сравнялось (в среднем) - но точно не раньше 43-44 годов.
3. Всю войну немецкие самолеты практически по всем характеристикам имели перевес над советскими машинами.
4. Всю войну боевая тактика наших и вражеских истребителей была абсолютно разной. Основная задача наших истребителей - сопровождение и прикрытие. Свободную охоту практически не разрешали. Плюс чисто советские перлы, когда сухопутные генералы требовали истребителей барражировать на малых высотах "для поддержки боевого духа пехоты". У немцев - преимущественно свободная охота. Нападение - только при перевесе (в высоте, скорости, количестве). В равный бой вступать не рекомендовалось.
5. В чем мы однозначно превзошли немцев - это в количестве и простоте выпуска истребителей (к концу войны). Наши "деревянные" самолеты были проще в изготовлении (особенно для неквалифицированных рабочих) по сравнению с более технологичными цельнометаллическими самолетами противника. К концу войны Германия столкнулась как с нехваткой металла, так и с нехваткой рабочих рук. И где-то к 1944 году проиграла битву за воздух.
6. Качество изготовления наших самолетов было никудышным. Помноженное на недоученность это давало очень большое количество небоевых потерь.
7. Никто из участников тех боев никогда не считал немцев "трусами" или тем более "неумелыми вояками". Их уважали и (да-да!) боялись. Особенно, в начале войны. Немцы действительно превосходили нас тактически (опять же, в начале войны особенно - пресловутые "двойки" и "тройки").
И небольшое наблюдение от себя. Не знаю, прав или нет, но мне показалось, что разница была и в применении штурмовой и бомбардировочной авиации. У нас - любой ценой выполнить задачу (при заходе на цель - никаких отклонений, никаких маневров для защиты от зениток и истребителей), у немцев - лучше сохранить самолеты и летчиков. Отсюда постоянные упреки с нашей стороны в трусости немецких бомберов (в духе "скинули боекомплект на свои позиции и позорно сбежали").
Мне кажется, что колоссальная разница в боевых счетах наших и немецких асов кроется в совокупности вышеупомянутых факторов, а не в том, что "наши реже встречали в воздухе немцев".