Гибколёт ХАИ-21

Рябиков

Изобретаем решительно все!
В начале 60-х годов научные и популярные издания всего мира пестрели сообщениями о натурных испытаниях летательных аппаратов с мягким крылом типа Рогалло.
В СССР первым экспериментальным летательным аппаратом с крылом подобного типа стал гибколет ХАИ-21, созданный в СКБ ХАИ в 1969-1972 годах. Для проверки летных характеристик моторных гибколетов (называемых теперь мотодельтапланы или дельталеты) студенты А.П. Клименко, В.Моисеев под руководством А.Ф. Пильника строят вначале макет, а затем и сам аппарат. Конструктивно ХАИ-21 представлял собой два отдельных агрегата: гибкое крыло и мототележку, выполненную из горизонтальной и вертикальной клепаных балок. Позади места пилота расположили двигатель МТ-9 мощностью 32 л.с. с деревянным винтом. В задней части хвостовой балки имелось вертикальное хвостовое оперение. Управление аппаратом осуществлялось штурвалом самолетного типа. Шасси трехопорное с управляемым носовым колесом и резиношнуровой амортизацией.
Строительство этого необычного аппарата завершили весной 1972 года. При стартовом весе 320 кг и крейсерской скорости полета 90 км/ч предполагалась дальность полета 150 км. Скорость взлета - 50 км/ч, посадочная - 45 км/ч. Размах крыла 8 м. Длина 2.8 м. Экипаж 1 чел.
Гибколет ХАИ-21 экспонировался на ВДНХ, а также на международных выставках в Канаде и США.
 

Вложения

  • 2_1059.jpg
    2_1059.jpg
    32,7 КБ · Просмотры: 273
  • 3_812.jpg
    3_812.jpg
    34,4 КБ · Просмотры: 258
  • 1_1460.jpg
    1_1460.jpg
    21,9 КБ · Просмотры: 287
Общий вид шасси.
Штурвальное управление и приборная доска.
Подвеска крыла.
 

Вложения

  • 4_598.jpg
    4_598.jpg
    20,6 КБ · Просмотры: 239
  • 5_459.jpg
    5_459.jpg
    25,2 КБ · Просмотры: 242
  • 6_371.jpg
    6_371.jpg
    15,9 КБ · Просмотры: 240
Двигатель МТ-9 с редуктором.
Гонка двигателя.
Появились первые лучи славы.
 

Вложения

  • 7_310.jpg
    7_310.jpg
    22,8 КБ · Просмотры: 245
  • 8_250.jpg
    8_250.jpg
    24 КБ · Просмотры: 255
  • 9_230.jpg
    9_230.jpg
    31,1 КБ · Просмотры: 249
Продувочная модель и собственно сам процесс эксперимента.
 

Вложения

  • 10_225.jpg
    10_225.jpg
    19,3 КБ · Просмотры: 216
  • 11_283.jpg
    11_283.jpg
    18,8 КБ · Просмотры: 217
  • 12_246.jpg
    12_246.jpg
    20,3 КБ · Просмотры: 214
Первые теоретические прикидки.
Вариант полёта на буксире.
Ну и конечно же моторный полёт.
 

Вложения

  • 15_151.jpg
    15_151.jpg
    12,5 КБ · Просмотры: 227
  • 16_126.jpg
    16_126.jpg
    10,9 КБ · Просмотры: 241
  • 14_152.jpg
    14_152.jpg
    7,7 КБ · Просмотры: 215
Существовавшие на тот момент теоретические и практические разработки.
Спасение космического аппарата Джемини с помощью надувного дельта крыла.
Война американцев во Вьетнаме и эффективное советское зенитное вооружение заставило думать, как спасать катапультировавшихся пилотов от Вьетконга.
 

Вложения

  • 17_114.jpg
    17_114.jpg
    18,9 КБ · Просмотры: 220
  • 18_102.jpg
    18_102.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 207
Но советские студенты тоже не лыком шиты.
Считали (Клименко А.П.).
Клепали (он же).
Летали.
 

Вложения

  • 19_090.jpg
    19_090.jpg
    17,4 КБ · Просмотры: 222
  • 20_100.jpg
    20_100.jpg
    20,4 КБ · Просмотры: 220
  • 21_095.jpg
    21_095.jpg
    29,4 КБ · Просмотры: 220
Преподаватели и сотрудники института тоже от них не отставали.
Старший преподаватель кафедры аэродинамики Дмитрий Павлович  Шаройко вставил в  напряжённый график аэродинамической трубы работу студентов.
 

Вложения

  • 22_144.jpg
    22_144.jpg
    22 КБ · Просмотры: 207
  • 23_091.jpg
    23_091.jpg
    20,8 КБ · Просмотры: 209
Подготовка аппарата к выставке за рубежом производилась на Харьковском авиазаводе. Месяц трудились день и ночь не покладая рук. За сутки до отправки всё было готово. Гибколёт вытащили на аэродром. Начали фотографировать. Порыв ветра и аппарат лежит вверх колёсами с поломанным крылом и парусом, залитым маслом из двигателя.
Приехали.  У студентов начала теплиться мысль, что после поломки поездка аппарата на выставку будет отменена и после ремонта можно будет провести лётные испытания.
Но в Центральный Комитет партии была отправлена телеграмма о готовности. Решение о направлении на выставку принимало высокое начальство.  И директор завода Хохлов Борис Алексеевич переводит завод на круглосуточную работу и всё было сделано в срок. Испытания отменились.
ХАИ-21 на выставке за рубежом.
Пока гибколёт ездил по выставкам, авторы-студенты защитили дипломы и разъехались по местам работы и службы. Так ХАИ-21й и не полетел с экипажем.
 

Вложения

  • 24_076.jpg
    24_076.jpg
    25,5 КБ · Просмотры: 227
  • 25_073.jpg
    25_073.jpg
    28,2 КБ · Просмотры: 231
  • 26_066.jpg
    26_066.jpg
    39,7 КБ · Просмотры: 213
Но идея конструкции фюзеляжа не погибла. И ХАИ-21, пускай не целиком, в новой инкарнации полетел.
Присматривался я к тележке двадцать первого наверное с год. После этого, спросив разрешения у автора, отпилил от него всё лишнее, приделал крылья и хвост. 🙂 Получился самолёт ХАИ-40.
Дальнейшая жизнь идеи была продолжена в самолётах ХАИ-48 и Х-32 Бекас.
 

Вложения

  • 27_065.jpg
    27_065.jpg
    57,7 КБ · Просмотры: 240
  • 28_060.jpg
    28_060.jpg
    57,3 КБ · Просмотры: 259
Назад
Вверх