...
Был такой случай...
Крыло "Марлин" ( одно из первых, 90-х годов рождения, из отличного, плотного сатинового плетения дакрона - почти вечного...). Тележка лёгкая - "Пегас" ( типа Космос, но с носовым обтекателем и пластиковой рессорой ). Ротакс-582 с редуктором 3.0 и 6-ти лопастным пропеллером.
Летали ранней весной, в апреле, в подмосковье. Местами ещё лежал снег. В это время, термическая активность ещё не такая жёсткая, как на майские, когда распускаются листья, цветёт черёмуха и по ночам случаются заморозки. Но, к полудню, термики чувствуются. Особенно, с прогретых участков голой земли и над хвойным лесом.
Редукция 3.0 и 6-ти лопастной пропеллер диаметром около 1700 мм. ( По рекомендации одного очень известного в узких кругах производителя винтов для авиамоделей... "Д&Д" ), конечно, заметно уменьшали шум от пропеллера. Но, шум от выхлопа не сильно менял общее впечатление... Однако, такой пропеллер не позволял достигать крейсерской и максимальной скоростей, таких же, которые получались на аппарате в аналогичной комплектации с редуктором 2,58 и двух- трёх- лопастными пропеллерами.
Сперва, предполагал, что дело в настройках крыла. Потому, в каждый отдельный полётный день, пробовал немного "играть" какой-либо из возможных регулировок. Немного изменял в плюс/ минус и смотрел на результат.
Один из дней, при сборке крыла на месте полётов, я немного ( на 50 мм) отпустил подвязки корневых АПУ, для уменьшения балансировочного угла атаки и увеличения скорости. Эту регулировку так и оставил.
В другой день, натянул парус по поперечине (+20 мм). Взлетел один и сделал несколько кругов над полем, с перекладками по крену, горками проходами с фиксацией скорости полёта и оборотов мотора. Пошёл на посадку.
Траектория захода на укатанную в поле полосу, проходит над тем же полем. Поле, шириной метров 500 и в длину 2 км, ограничено речкой и, растянувшимся вдоль него, посёлком. Полоса не по центру поля, но ближе к строениям на окраине посёлка. Невысокие строения , сараюшки, пустыри с фундаментами. В общем, ничего, что могло бы тревожить внимание при заходе на малой высоте.
Полетав по кругу, штатно, захожу в створ полосы. Снижаюсь на малых оборотах. Выровнялся. Подтягиваю к флажкам, не полностью сбрасывая обороты мотора. Высота метров 40. Полностью отпускаю педаль газа и... в тот же момент попадаю в нисходящий поток воздуха. Мягко, без малейшего удара или рывка трапеции перед тем. Просто, ощущаю, уменьшение веса и, боковым зрением, вижу, как провисают боковые троса на крыле... В тот же момент, крыло начинает давить трапецией в руки и нос аппарата опускаться к земле. Крыло плавно, но уверенно "хочет" перейти в пикирование и "обогнать" тележку (!)
Одновременно, не сильно, добавляю газ и отдаю трапецию. Лихо щёлкнув тросами, крыло наполняется, аппарат выходит в горизонтальный полёт. До земли - метров пять. Плавно приземляюсь...
Разогнать аппарат до штатных скоростей, с таким редуктором и тихим пропеллером, не получилось. Пропеллер давал хорошую тягу в узком скоростном диапазоне. Либо, штатный разбег и быстрый набор высоты, но сравнительно мала скорость крейсерского режима. Либо, затянутый разбег и повышенные обороты в крейсере. Выяснил, что недобор скорости не связан с регулировками крыла.
А вот, длину подвязок корневых АПУ вернул к штатным размерам. И натяжение паруса ставлю от полёта к полёту соответствующее нагрузке. Если конструкция регулировочных отверстий позволяет. Лечу один и налегке - отпускаю на одно отверстие от среднего. В двоём, с тяжёлым пассажиром или с загрузкой - натягиваю, на одно отверстие от среднего больше. Часто, меняю натяжение от полёта к полёту, в течение одного дня.
Затягивание в пикирование ( при увеличении длины от штатных размеров корневых АПУ ) мне встречалось и на других, крыльях. Обычно, этот режим возникает при разгрузке паруса, при активном маневрировании по тангажу ( манёвр -"горка" ). При облёте новых или ремонтных крыльев, всегда старался подвести крыло у этому режиму, чтобы оценить его запас устойчивости и, при необходимости, внести коррекцию в регулировки крыла.
Был такой случай...
Крыло "Марлин" ( одно из первых, 90-х годов рождения, из отличного, плотного сатинового плетения дакрона - почти вечного...). Тележка лёгкая - "Пегас" ( типа Космос, но с носовым обтекателем и пластиковой рессорой ). Ротакс-582 с редуктором 3.0 и 6-ти лопастным пропеллером.
Летали ранней весной, в апреле, в подмосковье. Местами ещё лежал снег. В это время, термическая активность ещё не такая жёсткая, как на майские, когда распускаются листья, цветёт черёмуха и по ночам случаются заморозки. Но, к полудню, термики чувствуются. Особенно, с прогретых участков голой земли и над хвойным лесом.
Редукция 3.0 и 6-ти лопастной пропеллер диаметром около 1700 мм. ( По рекомендации одного очень известного в узких кругах производителя винтов для авиамоделей... "Д&Д" ), конечно, заметно уменьшали шум от пропеллера. Но, шум от выхлопа не сильно менял общее впечатление... Однако, такой пропеллер не позволял достигать крейсерской и максимальной скоростей, таких же, которые получались на аппарате в аналогичной комплектации с редуктором 2,58 и двух- трёх- лопастными пропеллерами.
Сперва, предполагал, что дело в настройках крыла. Потому, в каждый отдельный полётный день, пробовал немного "играть" какой-либо из возможных регулировок. Немного изменял в плюс/ минус и смотрел на результат.
Один из дней, при сборке крыла на месте полётов, я немного ( на 50 мм) отпустил подвязки корневых АПУ, для уменьшения балансировочного угла атаки и увеличения скорости. Эту регулировку так и оставил.
В другой день, натянул парус по поперечине (+20 мм). Взлетел один и сделал несколько кругов над полем, с перекладками по крену, горками проходами с фиксацией скорости полёта и оборотов мотора. Пошёл на посадку.
Траектория захода на укатанную в поле полосу, проходит над тем же полем. Поле, шириной метров 500 и в длину 2 км, ограничено речкой и, растянувшимся вдоль него, посёлком. Полоса не по центру поля, но ближе к строениям на окраине посёлка. Невысокие строения , сараюшки, пустыри с фундаментами. В общем, ничего, что могло бы тревожить внимание при заходе на малой высоте.
Полетав по кругу, штатно, захожу в створ полосы. Снижаюсь на малых оборотах. Выровнялся. Подтягиваю к флажкам, не полностью сбрасывая обороты мотора. Высота метров 40. Полностью отпускаю педаль газа и... в тот же момент попадаю в нисходящий поток воздуха. Мягко, без малейшего удара или рывка трапеции перед тем. Просто, ощущаю, уменьшение веса и, боковым зрением, вижу, как провисают боковые троса на крыле... В тот же момент, крыло начинает давить трапецией в руки и нос аппарата опускаться к земле. Крыло плавно, но уверенно "хочет" перейти в пикирование и "обогнать" тележку (!)
Одновременно, не сильно, добавляю газ и отдаю трапецию. Лихо щёлкнув тросами, крыло наполняется, аппарат выходит в горизонтальный полёт. До земли - метров пять. Плавно приземляюсь...
Разогнать аппарат до штатных скоростей, с таким редуктором и тихим пропеллером, не получилось. Пропеллер давал хорошую тягу в узком скоростном диапазоне. Либо, штатный разбег и быстрый набор высоты, но сравнительно мала скорость крейсерского режима. Либо, затянутый разбег и повышенные обороты в крейсере. Выяснил, что недобор скорости не связан с регулировками крыла.
А вот, длину подвязок корневых АПУ вернул к штатным размерам. И натяжение паруса ставлю от полёта к полёту соответствующее нагрузке. Если конструкция регулировочных отверстий позволяет. Лечу один и налегке - отпускаю на одно отверстие от среднего. В двоём, с тяжёлым пассажиром или с загрузкой - натягиваю, на одно отверстие от среднего больше. Часто, меняю натяжение от полёта к полёту, в течение одного дня.
Затягивание в пикирование ( при увеличении длины от штатных размеров корневых АПУ ) мне встречалось и на других, крыльях. Обычно, этот режим возникает при разгрузке паруса, при активном маневрировании по тангажу ( манёвр -"горка" ). При облёте новых или ремонтных крыльев, всегда старался подвести крыло у этому режиму, чтобы оценить его запас устойчивости и, при необходимости, внести коррекцию в регулировки крыла.