Химбак. Постройка.

Уважаемые коллеги,  я вообще авиамоделист. И с взрослыми самолетками не имел дела ни разу. У меня будет много вопросов к уважаемым обитателям сайта.  Но прежде, чем надоедать вам, думаю правильнее сначала поделиться своим. Ни в коем разе не настаиваю на правильности моего подхода, просто рассказываю, как ваял.
Начало. Вызывает меня недавно начальство и спрашивает: С композитами работал?  Отвечаю:  Ну, немножко ковырялся.  Начальство: Хорошо, значит будешь делать химбак. Матрица готова, на аэродроме разберешься.
Оччень интересно…  Ладно, раз матрица есть, то уже полдела сделано. Посмотрим.
Приезжаю на аэродром.  Вилга переделывается в химсамолет. Сняты все сиденья, кроме пилотского, и на их место будет устанавливаться бак для отравы.  Пытаюсь найти что- либо, хотя бы отдаленно напоминающее матрицу бака. Не получается. На мой вопрос о матрице мне показывают что- то белое и непонятное. А-а-а, дошло… Это и есть «матрица»…


Ладно, боевая задача поставлена, нужно выполнять. Поэтому вооружаемся сухариком и  отсекаем все по моему мнению лишнее. (Тут оно вверх пузом лежит)



Форма ну очень неординарная. Подогнаны впукло- выпуклости под рукоятки открывания дверей, какие- то торчащие упоры в них, кронштейн ремня пилота, его правый локоть… Ну и там еще немого, по мелочи…  Неудобство в том, что основания, на которых бак будет лежать, не параллельны друг другу. Да и вообще, здесь сложновато найти что-нить параллельно- попендикулярное… Посему пилилось- резалось- подгонялось все это безобразие прямо под крылом. Дабы сохранить нужную геометрию. Нужная геометрия заключалась в следующем. Во- первых, основания бака лежат на ложементах сидений (правильно назвал?). Во- вторых, между посадочными местами (основаниями) должна находиться низшая точка и все уклоны должны вести в нее. В- третьих, должен быть максимальный объем, впих#емый в открытую дверь самолетки без применения болгарки. Ну и чисто от меня- не должно быть острых углов, поменьше всяких концентраторов и отрицательных уклонов.
Крепиться бак будет ремнями, притороченными к ложементам сидений. Под енто дело нужно будет сделать впуклости.
Еще одна крайне важная весч. Я раньше слышал, что самолеты (настоящие, в отличие от моделей) ремонтируются с помощью молотка, зубила и такой- то матери. Думал это аллегория.  А вот хренушки! Это есть самая реальная правда! По крайней мере Петрович- пилот этой Вилги (что называется, пилот от Бога, кроме этого прекрасный механик, техник, очень начитанный и образованный человек) при изготовлении и установке системы распыления добавил к этому комплекту, ну может быть только шуруповерт да отвертку. С этим фактором аэродромного обслуживания я столкнулся чуть позже.
Ладно, далее. Болван будет обтянут стекляшкой. Дабы не провоцировать необходимость глобального количества ацетона для его последующего удаления (а размерчик- то 1200х1200х700!) было принято решение обтянуть болван скотчем. С приваркой и натяжкой. Эта операция была выполнена в другом, более подходящем, чем просто покрышка на поле, месте.



По технологии. Я бы сделал фланцевое соединение. Верхняя и нижняя часть.  Да, немного тяжелее, но удобство обслуживания бака неоспоримое. Но  Петрович был неумолим. Полдня на кручение болтов- гаек М6 его совсем не утраивало. Эх, не видел он наверное, как ребяты на моем родном заводе меняют хлоратор в три метра диаметром и тридцатьвторыми болтами на фланцах… Притом титановую эту железку без крана не пошевелить…
Ладно, не хочет- не надо. Будет по- другому. Буде клеено- неразборное. Технология следующая. По нарисованную ватерлинию обтягиваю стеклом нижнюю часть. Потом защищаю стыковочный участок скотчем и внахлест обтягиваю верхнюю половину. Позже снимаю ее и склеиваю с нижней.
Но обтягивать еще рановато. Внутрь и наружу должна отрава ведь попасть. Поэтому из двойки нержавки делается пластинка с нужными штуцерами. Пластинка выгибается по форме бака и насверливается для убедительного вклеивания между слоев. Ну и еще от души взбадривается крупной шкуркой. Из штуцеров будут следующие- заправка, отбор, дренаж, промывка.

Состав ламината- стекло 163, четыре слоя стекла 390, стекло 163. Смола- LH 289, отвердитель Н 535. Эх, понеслась! Ну тут описывать вроде и нечего. Лоскуты режутся под 45 градусов. Приложил- притоптал. Хотелось, конечно каждый слой укладывать с поворотом, но из- за хитросделанной формы бака так строго не получилось.



Дальше бак нужно вскрыть. Предполагалась некоторая напряжность в ентом процессе, но все оказалось намного хуже. После трех часов пыхтения- сопения- подковыривания вставили в штуцер трубочку и даванули сжатым воздухом. Только после этого верх снялся.  Ну, с низом уже попроще. Грубой физической силой, терморезаком и ножиком  болван был изничтожен.


Для дальнейшей работы с баком мне было выделено рабочее место. На коем и проходила вся  дальнейшая работа. Вот это:

Бак получился здоровым. Литров на четыреста. Точную 3D модель такого извращения я построить не смог, взял только основные размеры.
Хотел взвесить полученные корки. Проблема. Весы я не видел до сих пор. Аэродром однако… Реалии…
Ладно, взвешу позже. Но бак- то все равно здоровый. И без всяких переборок- волноломов шпангоутов разнесет его почти полтонны отравы при жесткой посадке или резком маневре. Посему делаем шпангоуты. Сэндвичевые.
За основу взят упертый с соседнего ангара пенопласт. Довольно плотный, розовый, 5 мм толщиной. Пластины 2500х 600 мм. Названия естественно никто не знает. Дабы увеличить прочность сэндвича захотелось мне наковырять дырдочек, через которые обшивки будут соединяться между собой. Хотелось сделать какую- нить приспособу для быстрого ковыряния, но ничего адекватного для этих целей не нашлось. Посему лист пены был расчерчен в клеточку 20х20мм  и в углах просверлен двоешным сверлом. Часа за три справился…


Далее была разведена кашка со стеклосферой и втерта в поверхность пены и отверстия. Потом слой 160-го стекла, потом слой 390-го. Точно так же с обратной стороны.

Пока корки бака играют. Надо как- то их заневолить для подгонки шпангоутов. Для этих целей прямо в самолете в бак напханы всякие противотанковые ежи. Потом перенесено с ними вместе на рабочее место.
На предмет какого- нибудь материала для шаблонов шпангоутов была выдана коробка далеко не первой молодости. Мнда-а-а… Ладно, пользуемся этим.

Вымеряем- подрезаем- подгоняем.
 
После подгонки картонок пилим из сэндвича и опять подгоняем. Потому как стрела прогиба картонки ну очень влияет на линейные ее размеры.



Дальнейшие действия- это обеспечить перетекание жидкости в точку отбора. Для этого прорезаются окна для жидкости и воздуха. В центре и по углам. Вот эти страшненькие развода на поверхности сэндвича- это не воздух. Это при полимеризации положили стретч пленку и это ее следы на поверхности.

Теперь для защиты пенопласта от отравы , да и для лучшей склейки необходимо выбрать паз в торце детали. На полдороги дрелка умерла от старости лет и паз пришлось ширкать щеткой вручную.

Далее усиленно взбадриваем место, куда должны вклеиться шпангоуты шкуркой, запихиваем бак в самолетку, пригружаем железками и вклеиваем шпангоуты на кашку со стеклосферой и аэросилом. Палочкой от мороженого получаем галтельки.


\
Таким же методом делаем и продольные элементы.

Продолжение завтра по мере изготовления.
 
Уважаемые коллеги, продолжаю.
Пока я ковырялся с баком, Петрович лобзиком провентилировал днище в кабине. Это кошмар. На такие издевательства над самолетом я смотреть не могу!!! :'(

  Значится, дальше бак.
Места всех клеевых стыков  усиливаю полосками стекла.


А потом пытаемся впихнуть полученное безобразие с крышкой в самолет.
Ух ты! И оно даже влезло!!! 😀




Дальше необходимо сделать так, чтобы крышка закрепилась на шпангоутах при склейке. Для этого отмечаю на крышке, где стоят шпангоуты, защищаю эту зону скотчем и укладываю туда полосочки из двух слоев 390- го стекла. Потом они приклеются к шпангоутам и крышке намертво. Ну и после укладки убираю лишнюю смолу посредством бумажных полотенец и резинового валика.

Пока смола встает, производится шкуринг и напилинг внутренней поверхности бака для безпроблемного ухода жидкости.
 
Единственное,  вместо стрейча болван могли покрыть мыльным раствором-от него корки хорошо отскакивают)
 
А Вильга с таким объёмом химии оторвётся от Земли ?

Лучше-бы не оторвалась... Проблем-бы было меньше...
Вильга + химия - этап пройденный. И скажем, что результат не очень впечатлил.
Погуглите 90-тые когда химичили на всём, что летает хоть чуть-чуть.
Удачи в этом нелёгком деле.
 
Уважаемые коллеги, спасибо за добрые слова!  🙂Но на счет профессионализма- я знаю людей намно-о-ого профессиональнее. По сравнению с ними я так, балуюсь по чуть-чуть...
По поводу Вильги. Она может поднимать кроме пилота 270 кг живого веса в креслах плюс 30 кг багажа. Как оказалось, бак будет наполняться литров на 250. Поэтому и с весом и с цетровкой должно быть все хорошо. На счет "а какого лешего тогда нужно было делать бак на 400 литров?" ответа я не получил 😱. На счет эффективности как химсамолета- спасибо за предостережение, поищу информацию.
По поводу разделительного слоя на болван- я обтягивал не стретч- пленкой, а скотчем. с применением стретча я бы не смог удалить складки, которые обязательно бы образовались. А скотч ложится лучше, да еще и после утюга он и приваривается к основе, и натягивается. Поэтому складок практически не было. С мылом бы не получилось- частично присутствовала монтажная пена, которая имеет сильно пористую структуру. Вообще, для разделительного слоя мне больше нравится воск, растворенный в уайт-спирите. Даже больше, чем фирменный Норпол. Но для применения разделителей должна быть твердая полированная поверхность, например, как фюзик на металке. Вот такая, например:

Тогда можно работать по- человечески, например снять с нее матрицу:

Здесь разделительный слой- самый обыкновенный воск, продаваемый бабульками вместе с медом.
Докладаю далее по баку.
Полосочки на крышке после вставания смолы были оторваны, прошкурены и возвращены на место. Слегка прихвачены скотчиком.

Далее на шпангоуты в места сопряжения нанесена кашка.

Крышка водворилась на нижнюю часть и была придавлена всякой гадостью.

На следующий день была снята. Полосочки остались на шпангоутах.

Дальше это все обрезалось, обработалось и снизу усилилось стеклом. Только вот сфотографировать я забыл. Завтра доложусь. Ну и попутно в шпангоутах провентилированы отверстия для промывочной трубки.

В отверстиях изнутри тоже пену нужно выбрать. Щетка туда не лезла, поэтому была применена высокотехнологичная мегаприспособа.

Заодно проверены на прочность столбики- "заклепки" в сэндвиче. Оказалось- не очень просто их сломать! Но я их все- таки победил! 🙂 Что один человек сделал- другой завсегда поломать сможет! А если и делал и ломает один и тот же- то успех ломания гарантирован! 🙂
 
Уважаемые коллеги, докладаю.
Оказывается, Вилга сотовая. По крайней мере пол в кабине. Сегодня нашел вырезанный кусок.

По баку. В отверстия в шпангоутах вставлена трубка для промывки бака. Она еще будет насверлена по всей длине, чтобы струйки воды били в крышку и стекая, вымывали внутренность. Посадочные места крышки на шпангоутах опилились и приняли задуманную форму.


Продольный силовой набор не будет контактировать с крышкой. И чтобы отравой его не разбило, в верхних торцах будет тавр. Тавр выполняется из уголков, отформованных на каких- то железках.

А вот дальше проблема в том, что эти уголки нужно как- то закрепить на волноломах для склейки. Ну, логичнее всего прижать какими- нибудь струбцинками. Вот только не обитают они на аэродроме.... Пришлось опять разбивать поддон и ковырять доски. Хорошо, хоть резинку купили... В общем, получились вот такие суровые воронежские прищепки... :-/


Согласен, это редкостнейшее извращение... Но пришлось...
 
. На счет "а какого лешего тогда нужно было делать бак на 400 литров?" ответа я не получил 😱.
Некоторые химсмеси очень сильно пенятся, у меня на пневмоходе бак на 500 литров, при заправке такой смеси удаётся заправить на 350л, дальше пена прёт из дренажа. А это не хорошо для здоровья самого пилота и обслуги. Т.ч. бак у вас правильный. Можно конечно и побольше заправить, но нужно ждать минут по 10 после заливки очередных литров 30-40 :-/
 
Пенопласт в стенках химического бака - это последнее дело, т.к будет разъеден гадостью. Правильнее делать рифты.
Внутреннюю поверхность необходимо покрыть химически стойкой смолой.
Размеры бака всегда лучше тянуть вверх и без переборок. Легче измерять уровень химикатов, промывать, отсутствуют застойные зоны, .
Масса химикатов и аппаратуры должны быть не более 300 кг для самолёта выпуска с 1981 года.
При этом: пустой самолёт 900 кг;
                лётчик               90 кг;
                топливо (60 л)   47 кг;
                масло                13 кг;
                взлётная        1350 кг
Масса аппаратуры с химией не более 300 кг.
Масса аппаратуры  ~ 60 кг.
Масса химии - 240 кг.
Плотность химпрепарата (в основном) составляет ~ 1,2 г/см3.
Объём химии при этом составляет 200 литров.
Запас объёма бака на пену ~ 15...20%.  Отсюда потребный объём бака ~ 240 литров.
Если бак с химикатами располагается за лётчиком, то прочность крепления его должна быть рассчитана на перегрузку 9, а лучше 15, по оси Х. Материал бака (стеклопластик) обычно размягчается от воздействия гадости и это необходимо учитывать при
конструировании.
В Вашей конструкции технологический разъём выполнен по криволинейной поверхности, что не обеспечит качественного  прочного и герметичного соединения. Более правильно было бы выполнить разъём по плоскости в виде крышки на кастрюлю, на болтах и герметике, с возможностью разборки для промывки и ремонта. Заодно получается могучее ребро жёсткости.
 
Возможно я ошибаюсь, но винилэфир это разновидность полиэфира. Спорить не буду, с такой смолой не работал.
Что было проделано за прошедшее время.
Заливаемая химия пенится. И чтобы хотя бы частично побороть эту неприятность, была установлена пластинка- пеногаситель напротив заливного штуцера. Не факт, что это поможет, но вдруг... Она стоит под углом к потоку.


Далее вклеены стрингера.

В баке будет присутствовать дренажная трубка. Ее нужно вывести в наивысшую точку и там закрепить. Тыкать ее снизу в штуцер довольно неудобно, поэтому нужен какой-то направляющий конус. Примерно такого буратинистого вида:
.
После операций шкуринга и напилинга он был подогнан под  свое место.

В промывочной трубке были насверлены двоечным сверлом отверстия для воды.
Вся внутренность бака покрыта тройным слоем смолы с просушкой и промежуточным матированием каждого слоя.
Ну вроде все, можно смыкать половинки. Кашка нанесена на все сопрягаемые места. Чтобы исключить возможность перекоса при финальной склейке, она проводилась уже в самолете с очень пристрастным контролем со стороны эксплуатанта, т.е. пилота. Петрович- очень ответственный человек, и посему лично контролировал каждую операцию на протяжении всей работы 😎.
Кашка встала, бак опять выковырен. Теперь нужно уложить пояс на месте склейки.

Вблизи место стыковки уже под поясом выглядит таким образом:

Стык- это темная полоса.
Ну теперь осталось только вышкурить иголки, загрунтовать и покрасить. 🙂
 
Из моего опыта, заливаемый раствор должен по трубе поступать из нижней части наземного бака в нижнюю часть бортлвого бака чтоб попадал сразу в жидкость не касаясь воздуха. Если он заливается из трубы сверху бака пенится больше , тем более ударяясь и разбрызгиваясь о препятствие типа той пластины что у вас.
 
Назад
Вверх