- Откуда
- Крым- Воронеж
Уважаемые коллеги, я вообще авиамоделист. И с взрослыми самолетками не имел дела ни разу. У меня будет много вопросов к уважаемым обитателям сайта. Но прежде, чем надоедать вам, думаю правильнее сначала поделиться своим. Ни в коем разе не настаиваю на правильности моего подхода, просто рассказываю, как ваял.
Начало. Вызывает меня недавно начальство и спрашивает: С композитами работал? Отвечаю: Ну, немножко ковырялся. Начальство: Хорошо, значит будешь делать химбак. Матрица готова, на аэродроме разберешься.
Оччень интересно… Ладно, раз матрица есть, то уже полдела сделано. Посмотрим.
Приезжаю на аэродром. Вилга переделывается в химсамолет. Сняты все сиденья, кроме пилотского, и на их место будет устанавливаться бак для отравы. Пытаюсь найти что- либо, хотя бы отдаленно напоминающее матрицу бака. Не получается. На мой вопрос о матрице мне показывают что- то белое и непонятное. А-а-а, дошло… Это и есть «матрица»…
Ладно, боевая задача поставлена, нужно выполнять. Поэтому вооружаемся сухариком и отсекаем все по моему мнению лишнее. (Тут оно вверх пузом лежит)
Форма ну очень неординарная. Подогнаны впукло- выпуклости под рукоятки открывания дверей, какие- то торчащие упоры в них, кронштейн ремня пилота, его правый локоть… Ну и там еще немого, по мелочи… Неудобство в том, что основания, на которых бак будет лежать, не параллельны друг другу. Да и вообще, здесь сложновато найти что-нить параллельно- попендикулярное… Посему пилилось- резалось- подгонялось все это безобразие прямо под крылом. Дабы сохранить нужную геометрию. Нужная геометрия заключалась в следующем. Во- первых, основания бака лежат на ложементах сидений (правильно назвал?). Во- вторых, между посадочными местами (основаниями) должна находиться низшая точка и все уклоны должны вести в нее. В- третьих, должен быть максимальный объем, впих#емый в открытую дверь самолетки без применения болгарки. Ну и чисто от меня- не должно быть острых углов, поменьше всяких концентраторов и отрицательных уклонов.
Крепиться бак будет ремнями, притороченными к ложементам сидений. Под енто дело нужно будет сделать впуклости.
Еще одна крайне важная весч. Я раньше слышал, что самолеты (настоящие, в отличие от моделей) ремонтируются с помощью молотка, зубила и такой- то матери. Думал это аллегория. А вот хренушки! Это есть самая реальная правда! По крайней мере Петрович- пилот этой Вилги (что называется, пилот от Бога, кроме этого прекрасный механик, техник, очень начитанный и образованный человек) при изготовлении и установке системы распыления добавил к этому комплекту, ну может быть только шуруповерт да отвертку. С этим фактором аэродромного обслуживания я столкнулся чуть позже.
Ладно, далее. Болван будет обтянут стекляшкой. Дабы не провоцировать необходимость глобального количества ацетона для его последующего удаления (а размерчик- то 1200х1200х700!) было принято решение обтянуть болван скотчем. С приваркой и натяжкой. Эта операция была выполнена в другом, более подходящем, чем просто покрышка на поле, месте.
По технологии. Я бы сделал фланцевое соединение. Верхняя и нижняя часть. Да, немного тяжелее, но удобство обслуживания бака неоспоримое. Но Петрович был неумолим. Полдня на кручение болтов- гаек М6 его совсем не утраивало. Эх, не видел он наверное, как ребяты на моем родном заводе меняют хлоратор в три метра диаметром и тридцатьвторыми болтами на фланцах… Притом титановую эту железку без крана не пошевелить…
Ладно, не хочет- не надо. Будет по- другому. Буде клеено- неразборное. Технология следующая. По нарисованную ватерлинию обтягиваю стеклом нижнюю часть. Потом защищаю стыковочный участок скотчем и внахлест обтягиваю верхнюю половину. Позже снимаю ее и склеиваю с нижней.
Но обтягивать еще рановато. Внутрь и наружу должна отрава ведь попасть. Поэтому из двойки нержавки делается пластинка с нужными штуцерами. Пластинка выгибается по форме бака и насверливается для убедительного вклеивания между слоев. Ну и еще от души взбадривается крупной шкуркой. Из штуцеров будут следующие- заправка, отбор, дренаж, промывка.
Состав ламината- стекло 163, четыре слоя стекла 390, стекло 163. Смола- LH 289, отвердитель Н 535. Эх, понеслась! Ну тут описывать вроде и нечего. Лоскуты режутся под 45 градусов. Приложил- притоптал. Хотелось, конечно каждый слой укладывать с поворотом, но из- за хитросделанной формы бака так строго не получилось.
Дальше бак нужно вскрыть. Предполагалась некоторая напряжность в ентом процессе, но все оказалось намного хуже. После трех часов пыхтения- сопения- подковыривания вставили в штуцер трубочку и даванули сжатым воздухом. Только после этого верх снялся. Ну, с низом уже попроще. Грубой физической силой, терморезаком и ножиком болван был изничтожен.
Для дальнейшей работы с баком мне было выделено рабочее место. На коем и проходила вся дальнейшая работа. Вот это:
Бак получился здоровым. Литров на четыреста. Точную 3D модель такого извращения я построить не смог, взял только основные размеры.
Хотел взвесить полученные корки. Проблема. Весы я не видел до сих пор. Аэродром однако… Реалии…
Ладно, взвешу позже. Но бак- то все равно здоровый. И без всяких переборок- волноломов шпангоутов разнесет его почти полтонны отравы при жесткой посадке или резком маневре. Посему делаем шпангоуты. Сэндвичевые.
За основу взят упертый с соседнего ангара пенопласт. Довольно плотный, розовый, 5 мм толщиной. Пластины 2500х 600 мм. Названия естественно никто не знает. Дабы увеличить прочность сэндвича захотелось мне наковырять дырдочек, через которые обшивки будут соединяться между собой. Хотелось сделать какую- нить приспособу для быстрого ковыряния, но ничего адекватного для этих целей не нашлось. Посему лист пены был расчерчен в клеточку 20х20мм и в углах просверлен двоешным сверлом. Часа за три справился…
Далее была разведена кашка со стеклосферой и втерта в поверхность пены и отверстия. Потом слой 160-го стекла, потом слой 390-го. Точно так же с обратной стороны.
Пока корки бака играют. Надо как- то их заневолить для подгонки шпангоутов. Для этих целей прямо в самолете в бак напханы всякие противотанковые ежи. Потом перенесено с ними вместе на рабочее место.
На предмет какого- нибудь материала для шаблонов шпангоутов была выдана коробка далеко не первой молодости. Мнда-а-а… Ладно, пользуемся этим.
Вымеряем- подрезаем- подгоняем.
Начало. Вызывает меня недавно начальство и спрашивает: С композитами работал? Отвечаю: Ну, немножко ковырялся. Начальство: Хорошо, значит будешь делать химбак. Матрица готова, на аэродроме разберешься.
Оччень интересно… Ладно, раз матрица есть, то уже полдела сделано. Посмотрим.
Приезжаю на аэродром. Вилга переделывается в химсамолет. Сняты все сиденья, кроме пилотского, и на их место будет устанавливаться бак для отравы. Пытаюсь найти что- либо, хотя бы отдаленно напоминающее матрицу бака. Не получается. На мой вопрос о матрице мне показывают что- то белое и непонятное. А-а-а, дошло… Это и есть «матрица»…
Ладно, боевая задача поставлена, нужно выполнять. Поэтому вооружаемся сухариком и отсекаем все по моему мнению лишнее. (Тут оно вверх пузом лежит)
Форма ну очень неординарная. Подогнаны впукло- выпуклости под рукоятки открывания дверей, какие- то торчащие упоры в них, кронштейн ремня пилота, его правый локоть… Ну и там еще немого, по мелочи… Неудобство в том, что основания, на которых бак будет лежать, не параллельны друг другу. Да и вообще, здесь сложновато найти что-нить параллельно- попендикулярное… Посему пилилось- резалось- подгонялось все это безобразие прямо под крылом. Дабы сохранить нужную геометрию. Нужная геометрия заключалась в следующем. Во- первых, основания бака лежат на ложементах сидений (правильно назвал?). Во- вторых, между посадочными местами (основаниями) должна находиться низшая точка и все уклоны должны вести в нее. В- третьих, должен быть максимальный объем, впих#емый в открытую дверь самолетки без применения болгарки. Ну и чисто от меня- не должно быть острых углов, поменьше всяких концентраторов и отрицательных уклонов.
Крепиться бак будет ремнями, притороченными к ложементам сидений. Под енто дело нужно будет сделать впуклости.
Еще одна крайне важная весч. Я раньше слышал, что самолеты (настоящие, в отличие от моделей) ремонтируются с помощью молотка, зубила и такой- то матери. Думал это аллегория. А вот хренушки! Это есть самая реальная правда! По крайней мере Петрович- пилот этой Вилги (что называется, пилот от Бога, кроме этого прекрасный механик, техник, очень начитанный и образованный человек) при изготовлении и установке системы распыления добавил к этому комплекту, ну может быть только шуруповерт да отвертку. С этим фактором аэродромного обслуживания я столкнулся чуть позже.
Ладно, далее. Болван будет обтянут стекляшкой. Дабы не провоцировать необходимость глобального количества ацетона для его последующего удаления (а размерчик- то 1200х1200х700!) было принято решение обтянуть болван скотчем. С приваркой и натяжкой. Эта операция была выполнена в другом, более подходящем, чем просто покрышка на поле, месте.
По технологии. Я бы сделал фланцевое соединение. Верхняя и нижняя часть. Да, немного тяжелее, но удобство обслуживания бака неоспоримое. Но Петрович был неумолим. Полдня на кручение болтов- гаек М6 его совсем не утраивало. Эх, не видел он наверное, как ребяты на моем родном заводе меняют хлоратор в три метра диаметром и тридцатьвторыми болтами на фланцах… Притом титановую эту железку без крана не пошевелить…
Ладно, не хочет- не надо. Будет по- другому. Буде клеено- неразборное. Технология следующая. По нарисованную ватерлинию обтягиваю стеклом нижнюю часть. Потом защищаю стыковочный участок скотчем и внахлест обтягиваю верхнюю половину. Позже снимаю ее и склеиваю с нижней.
Но обтягивать еще рановато. Внутрь и наружу должна отрава ведь попасть. Поэтому из двойки нержавки делается пластинка с нужными штуцерами. Пластинка выгибается по форме бака и насверливается для убедительного вклеивания между слоев. Ну и еще от души взбадривается крупной шкуркой. Из штуцеров будут следующие- заправка, отбор, дренаж, промывка.
Состав ламината- стекло 163, четыре слоя стекла 390, стекло 163. Смола- LH 289, отвердитель Н 535. Эх, понеслась! Ну тут описывать вроде и нечего. Лоскуты режутся под 45 градусов. Приложил- притоптал. Хотелось, конечно каждый слой укладывать с поворотом, но из- за хитросделанной формы бака так строго не получилось.
Дальше бак нужно вскрыть. Предполагалась некоторая напряжность в ентом процессе, но все оказалось намного хуже. После трех часов пыхтения- сопения- подковыривания вставили в штуцер трубочку и даванули сжатым воздухом. Только после этого верх снялся. Ну, с низом уже попроще. Грубой физической силой, терморезаком и ножиком болван был изничтожен.
Для дальнейшей работы с баком мне было выделено рабочее место. На коем и проходила вся дальнейшая работа. Вот это:
Бак получился здоровым. Литров на четыреста. Точную 3D модель такого извращения я построить не смог, взял только основные размеры.
Хотел взвесить полученные корки. Проблема. Весы я не видел до сих пор. Аэродром однако… Реалии…
Ладно, взвешу позже. Но бак- то все равно здоровый. И без всяких переборок- волноломов шпангоутов разнесет его почти полтонны отравы при жесткой посадке или резком маневре. Посему делаем шпангоуты. Сэндвичевые.
За основу взят упертый с соседнего ангара пенопласт. Довольно плотный, розовый, 5 мм толщиной. Пластины 2500х 600 мм. Названия естественно никто не знает. Дабы увеличить прочность сэндвича захотелось мне наковырять дырдочек, через которые обшивки будут соединяться между собой. Хотелось сделать какую- нить приспособу для быстрого ковыряния, но ничего адекватного для этих целей не нашлось. Посему лист пены был расчерчен в клеточку 20х20мм и в углах просверлен двоешным сверлом. Часа за три справился…
Далее была разведена кашка со стеклосферой и втерта в поверхность пены и отверстия. Потом слой 160-го стекла, потом слой 390-го. Точно так же с обратной стороны.
Пока корки бака играют. Надо как- то их заневолить для подгонки шпангоутов. Для этих целей прямо в самолете в бак напханы всякие противотанковые ежи. Потом перенесено с ними вместе на рабочее место.
На предмет какого- нибудь материала для шаблонов шпангоутов была выдана коробка далеко не первой молодости. Мнда-а-а… Ладно, пользуемся этим.
Вымеряем- подрезаем- подгоняем.