Хочу купить Бланик.

Димыч, на какой высоте те блинчики были? ....... Уж, пожалуйста поподробнее про такие полеты в облака, метеообстановку, высоту отцепки, прочие детали полета, а то только полувековой давности полеты поляков в мощнокучевых, с посадкой одного из них вполуслепую из-за пораненных глаз осколками фонаря...
Воодушевляют такие рассказы, сподвигают и других шевелиться в этом направлении, самостоятельно, без впавшего в кому, как Сиси из знаменитого сериала, ДОСААФ и никак не отдающего концы окончательно  :-?
Да в общем все как обычно. Летаю я не в ДОСААФ. Имею собственный Бланик, зарегистрированный как сверх легкий ЛА, построенный из запчастей, предназначенных для ремонта планера Бланик. Мотор на него принципиально не ставлю. Люблю парящие полеты. У нас на Смоленщине условия для парения похуже. Обычные кучевые олблака имеют нижнюю кромку 1000 - 1500. Редко выше. А тут 22 июня. Самое высокое положение солнца. Да еще условия антициклона. Короче, нижняя кромка облака 1900 метров, что для Смоленска аномально высоко. А толщина облаков ориентировочно метров 200 всего. Этакие плоские блинчики. Сверху их прижимает задерживающий слой и низходящий поток антициклона. Вот поэтому они вверх и не растут. Но вот, что в них из-за этого появляются горизонтальные вихри, да еще со скоростью ветра порядка скорости планера, этого я не ожидал. Теперь знаю. Думаю, что волновые потоки здесь не причем. У нас равнина. Взлетел в 14 часов. У меня буксировщик человек крайне необязательный, может и к 18 часам появится, а может вообще не прийти. Отцепился на 1000 метров, как обычно. Сначала под облаком тащило не очень сильно но стабильно. По вариометру 1,5 - 2 метра. С 1800 метров вертикальная скорость упала до 1 метра по вариометру. И так до самой нижней кромки облака. Сначала по окрестностям полетал для души.  В облако залез примерно в 15-30. Что бы потренироваться. Облака-то плоские, многоо в них не наберешь. Так для тренировки туда полез. В облаке вообще набор всего 0 - 0,5 м/с. Да и успел я там набрать всего метров 50, пока эти чудеса не начались. Выскочил из облака я минут через 15, это к 16 часам. К этому времени термики заметно окрепли. Уже тащило вверх со скоростью 3,5 - 4 м/с. Начинало поднимать с 500 метров - вертикаль уже 1,5 м/с. Я специально проверил перед посадкой, так как меня ждал на земле товарищь, которому то же хотелось по парить. Вот такие условия были на этот день. Для Смоленска прямо скажем аномальные!
Вообще то я много летаю в облаках. Не от хорошей жизни, конечно. Кучевка низкая, а термики держат высоко. Если ниже 700 метров свалился, то как правило уже не вылезешь. А в кучевом облаке 2000 -2500 набрать легко. Выше обычно не залезаю, боюсь обледенения. Как только фонарь начинает инеем покрываться, сразу из облака выскакиваю. Обычные кучевые облака типа башен поднимают стабильно, хотя иногда и бывает болтанка, и скорость начинает гулять, но в пределах разумного. Успеваешь отреагировать тангажом. Закрылки обычно не использую. Потоки в облаках широкие, нет нужды уменьшать радиус разворота. Единственное условие - недопускаю повышения скорости. Обычно держу порядка 65 - 70 км/час. Если с пассажиром то и до 80. Опасная для Бланика скорость в облаке - более 120 км/час, что в два раза превышает скорость сваливания. Только при такой скорости подьемная сила крыла может в 4 раза превысить вес планера при внезапном увеличении угла атаки в резком восходящем потоке. Допустимая перегрузка для Бланика с двумя пилотами - 4. Поэтому держу скорость ниже сотни, и не боюсь отламывания крыльев. При малых скоростях другая непрятность - рули малоэффективны. Приходится ручкой работать иногда от борта до борта, когда болтанка появляется. Но и смотреть на авиагоризонт надо. Что бы не попасть в непонятное положение. Я поначалу неотрывно смотрел. Теперь немного натренировался, так что просто периодичесаки бросаю взгляд, а так все больше по скорости работаю. В облаке все не так уж страшно. Во-первых, облако неоднородно. Там есть участки по темнее и по светлее, и просто какие-то темные образования. По ним удается некоторгое время ориентироваться. Но это редко. Все же основной прибор - авиагоризонт. Глюки иногда ловлю, правда последнее время все реже. Это когда кажется что я боком лечу, хотя авиагоризонт показывает горизонтальное положение. Или наоборот. Но я тут уж привык только авиагоризонту доверять, поэтому не обращаю внимание на то что кажется. Единственно меня озадачило когда скорость 0 и крен 90 градусов. Тангаж не виден. Линия горизонта вертикальная.  Непонятно как ты себя в пространстве располагаешь. Но тут уж проверил такую методику - держу рули нейтрально пока скорость не появится. А тут уж сразу убираю крен, появляется тангаж, и действую по обстановке. Кстати, установил у себя акселерометр от ЯК-52 на место батарейного указателя поворота. При выводе из пикирования смотрю на перегрузку, что бы не превысить допустимую. Обычно в облаке больше 1,5 перегрузку не допускаю. Вот такие особенности. Жаль что про парение в облаках никто не пишет ничего. Приходится учится самостоятельно на собственных ошибках. Может отдельный пост тут открыть про парение в облаках? Правда вопросы про парение в облаках я задавал, так никто не ответил. Наверное и пост такой никто читать не будет.
 
Наверное и пост такой никто читать не будет
тут Вы не правы. читаю ветку с интересом, как раз потому что нигде более ничего подобного не встречал.
ну и количество просмотров ветки кое о чём говорит 
Хочу купить Бланик (Прочитано 16387 раз)
 
про парение в облаках никто не пишет ничего. Приходится учится самостоятельно на собственных ошибках. 
😀Может не там ищешь? 😀
На доске планеристов напиши http://glider.spb.ru/forum/forum.php

И до ЦПАКа от вас не так далеко,чтоб не съездить не получить наглядные инструкции... 😡 😡 😡
 
про парение в облаках никто не пишет ничего. Приходится учится самостоятельно на собственных ошибках. 
😀Может не там ищешь? 😀
На доске планеристов напиши http://glider.spb.ru/forum/forum.php

И до ЦПАКа от вас не так далеко,чтоб не съездить не получить наглядные инструкции... 😡 😡 😡

На доску планеристов даже не суюсь. Там такие все крутые и деловые, что мне, деревенскому мальчику, там  делать нечего. Там все такие, кто считает что правдой нельзя оскорбить. Только вот понятие правды у них у каждого свое. Пару раз пытался туда сунуться, только по носу дали, больше не лезу. А где этот ЦПАК я то же не знаю. Если это в Орле, там то же расценки не для меня. А на ихем сайте меня даже не зарегистрировали. Без обьяснения причин. Ну как же, на соревнования ихние я не езжу, на полеты то же к ним не приезжаю. Чужой!!!! Здесь единственный сайт, где у меня не спрашивают какое у меня спортивное звание, какой налет по маршрутам, какой рейтинг, ну и прочую дребедень. Думаю, что таких как я тут немало.
 
К сожалению, мало таких вольных парителей. Какая-то часть просто молчит для надежности, т.к. полные партизаны: ни корочек, ни удостоверений, ни свидетельств... Лишь здравый смысл, базовое авиационное образование и 35 лет тихих полетов, но в облака совались без авиагоризонта поначалу.
Дольше 3-5 минут трудно удержаться, начинаются иллюзии и раскачка планера по скорости и никак ее не успокоить. Вываливались с большим креном, в спирали. Между прочим, парашютов тогда не было, позже запаски парашютистов стали брать в полеты.
Про слабость потоков на Смоленщине как-то не верится. У нас широта 52 градуса, у вас, полагаю, 53,5. Просто контрастную поверхность надо подыскивать и после холодного фронта с солнечным прогревом должно тащить и с 300м.
Мой друг приспособил для запуска УаЗ головастик, над задним мостом поставил барабан с 1000м 3,5 мм троса (перед планером 50 м капронового 8 мм шнура для снижения силы рывков при начале движения и от порывов ветра, иначе бывали обрывы троса). Передвигается на место старта на переднем мосту. Так вот, весь май: 8 полетов - 8 стартов на высоты 350-400м, время парения под 30 часов. Нижний край как-то был 2830м 😱, лет пятнадцать назад подобную высоту 2870м в августе набирали. Да, половина дней парящих в чистом небе, термики нащупываются и обрабатываются по Гончаренко.
На сайте федерации планерного спорта есть раздел метео, в нем есть сайт meteocentrasia.ru. Там дают авиационные прогнозы по аэродромам или городам. Посмотри, там разные модели: американские, канадские и др.
А с досаафовскими планеристами трудно общаться, у них с самого начала вытравлено стремление быть самостоятельным. Такова система - запраграммированого однообразия выполнения полетов, с обучением стратегии и тактики прохождения предписанных маршрутов за минимальное время.
Короче, трудна у них жизнь им не до благодушного общения.
С буксировщиками и у нас беда - нет их, самолеты для буксировки есть, а пилотов не найдешь по ряду причин.
Молодежь надо обучать, но и это чревато неприятностями. Массовость ведет у аварийности, вот и догорают последние годочки активного образа жизни в узком кругу.
 
Дим Димыч, ветка ваша нужная и полезная, во всяком случае для меня!
Так что, спасибо, что делитесь опытом.

А летать в облаках в ДОСААФе, вроде как, запрещено и давно уже.
 
А с досаафовскими планеристами трудно общаться, у них с самого начала вытравлено стремление быть самостоятельным. Такова система - запраграммированого однообразия выполнения полетов, с обучением стратегии и тактики прохождения предписанных маршрутов за минимальное время.
Короче, трудна у них жизнь им не до благодушного общения.
Наверное, поэтому в Новосибирске десяток частных планеров, лебедки, и скоро откроется еще одна ПП для планерных полетов 😉

А летать в облаках в ДОСААФе, вроде как, запрещено и давно уже.

Потому что летают не одиночки. А вдвоем в облаке делать уже совсем нечего.
 
Про слабость потоков на Смоленщине как-то не верится. У нас широта 52 градуса, у вас, полагаю, 53,5. Просто контрастную поверхность надо подыскивать и после холодного фронта с солнечным прогревом должно тащить и с 300м.

С буксировщиками и у нас беда - нет их, самолеты для буксировки есть, а пилотов не найдешь по ряду причин.
Молодежь надо обучать, но и это чревато неприятностями. Массовость ведет у аварийности, вот и догорают последние годочки активного образа жизни в узком кругу.
Я летаю всю жизнь на Смоленщине. Начал в 1970 году. За всю свою жизнь видел всего пару раз что бы кому-то удалось выпаритьь с 300 метров. Самому ни разу не удавалось. У нас считается, что если свалился ниже 700 метров, то шансов вылезти практически нет. Ниже 600 метроов уже никто и не рыпается - ищут посадку для приземления или летят на аэродром. Я всегда наивно думал что это всюду так, пока не полетал на Брянщине. Там всего на 200 км южнее. Но выпаривать с 300 метров удается практиески каждый день. А если повезет, то и со 100 метров можно вылезти. В Брянске я умудрялся выпаривать даже на парашюте Мальва. Вот такая вот разница. Нет, я не считаю себя истиной в последней инстанции. Может просто моей квалификации не хватает что бы слабые термики находить и обрабатывать. Учится-то не укого. Сам себя учу. Единственно что подтверждает мое мнение, так это то, что и другие планеристы в Смоленске не отличаются умением выпаривать с малых высот. Так было еще в 1970 году, когда в городе был прекрасный планерный клуб, штат инструкторов и спортсменов. Так остается и сейчас. Типичная скорость набора в термиках 1 - 1,5 м/с. Встретить термик со стабильной скоростью 3 - 3,5 м/с удается разве что пару раз за сезон. Правда есть одно но. У нас с буксировщиками проблема, так же как и у вас. Есть пара частных ЯК-12 с буксировочными замками, но летчики на них крайне необязательны. Могут приехать на аэродром к 18 часам, когда никакой термической активности,  хотя договорились на 11, а могут вообще на появиться - мол домашние дела, хотя то же предварительно договаривались. В результате у меня налет за май - июнь всего 10 часов - это за два месяца. Это при том, что все время стоит парящая погода. Все выходные провожу на аэродроме рядом со своим Блаником в ожидании буксировщика. Сижу на земле и плачу! Уже серьезно подумываю перегнать свой Бланик куда-нибудь в Стародуб. Хоть и далеко, за 400 км, зато если приеду летать, так и полетаю сколько смогу а не сколько разрешит буксировщик. Однако, думаю такие проблемы не у меня одного. Ну их! Лучше о полетах поговорим!
 
И о полетах в облаках, раз уж тут люди заинтересовались. Немаловажный вопрос - выход из облака. Мощные кучевые облака могут разрастаться в ширину на многие километры. При этом не во всем облаке восходящий поток. Большая часть облака как раз может быть приличным низходником. И если выходить из облака не в том направлении, то пока пройдешь через низходящий поток потеряешь все выгоды набора в облаке. Я придерживаюсь такого правила - с какой стороны зашел в облако, с той же стороны и выхожу. По компасу. Что бы стать на нужный курс требуется несколько этапов. Сначала убираю крен по авиагоризонту, и ставлю шарик в центр. При этом вращение обычно не прекращается, так как авиагоризонт имеет погрешность. Поэтому последним штрихом является установка на ноль указателя угловой скорости. Он в авиагоризонте в нижней части шкалы стоит. Просто потихонечку доварачиваюсь в сторону противоположную той, куда показывает указатель угловой скорости, пока он на ноль не станет. Как только вращение прекратилось смотрю на компас, и потихоньку доворачиваю на нужный курс. У меня компас КИ-13. Он довольно долго вращается по инерции. Сейчас посатавил себе GPS, у него инерционность ноль! Очень удобно. Можно и в качестве указателя вращения использовать. Ну а став на нужный курс, увеличиваю скорость до 90 - 100 км/час и жду выхода на чистое небо. В некоторых учебниках рекомендуют скорость выхода 110 км/час, но это по моему слишком близко к предельно допустимой скорости в 120 км/час. Поэтому лучше не спешить. Скорость в облаке все равно гуляет и легко превысить лимит, а там и крылышко оболомать. Кстати, после полетов в облаке по авиагоризонту, реально не представляю себе как это можно туда лезть без авиагоризонта. Периодически болтает так, что можно хоть вверх ногами стать незаметно для себя. Если бы не авиагоризонт, то вообще не представляю что делать в такой ситуации. Хотя в молодости каюсь, пытался без авиагорнизонта в облака залезать. Мне, сопливому дурачку, повезло, что планер не поломал. Кстати, мой инструтор, Масленников Алексей Васильевич, давал еще в 1970 году такой совет - если в облаке попал в непонятное положение, ставь планер на ввод в штопор. Сорвешься обязательно и в любом случае, а потом, после того как выскочишь из облака, разберешься! Ни разу этот совет не применял, но помню!!!
 
За всю свою жизнь видел всего пару раз что бы кому-то удалось выпаритьь с 300 метров. Самому ни разу не удавалось. У нас считается, что если свалился ниже 700 метров, то шансов вылезти практически нет.

Дим Димыч, а вариометр тонкий у Вас компенсированный? Может в этом дело?
 
За всю свою жизнь видел всего пару раз что бы кому-то удалось выпаритьь с 300 метров. Самому ни разу не удавалось. У нас считается, что если свалился ниже 700 метров, то шансов вылезти практически нет.

Дим Димыч, а вариометр тонкий у Вас компенсированный? Может в этом дело?
Нет, компенсированного вариометра не имею (пока). У меня самодельный электронный довольно быстродействующий. Сначала поставил быстродействие 1 секунду. Потом пришлось его загрубить до 4 секунд. Иначе на каждое движение ручки реагирует, что очень неудобно. Но и при таком быстродействии вижу все нюнсы потока. За один оборот скорость может гулять на несколько метров. Обычно протягиваю в ту сторону где скорость максимальна. Пока не сцентруюсь. Это даже при выпаривании в облаке помогает. Но и при центровке в потоке, когда шатаный крылышковый вариометр в Бланике показывает стабильную скорость, мой электронный все равно гуляет. Потоки никогда не бывают полностью равномерными. А компенстированный давно разработал, и математику всю просчитал, да и комплектующие купил, только вот сделать все некогда. Может зимой займусь, когда полетов не будет. А сейчас времени нет.
 
Пожалуй, лебедка становится актуальной для таких малочисленных групп. Покупать за рубежом нам не по карману, придется городить самим.
Для Бланика достаточно двигателя в 140 л/с, подходит от Волги ЗМЗ-406. Чтобы избежать тросоукладчика делать барабан диаметром в 2 м, шириной 200-250мм.
при диаметре троса 3,5 мм в одном слое 70-80 витков, 420-500м. Полуторакилометровый трос разместится в три слоя.
Тормоз барабана дисковый с той же Волги. Тросоруб - кому какой нравится.
Конечно, оператор на лебедке должен тоже быть летающим, чтобы было полное взаимопонимание, а то нештатных ситуаций в наших партизанских условиях случается избыточно.
Ну, а про изготовление своих планеров надо открывать другую ветвь. Для этого пока не готов.
 
Пожалуй, лебедка становится актуальной для таких малочисленных групп.
.... Чтобы избежать тросоукладчика делать барабан диаметром в 2 м, шириной 200-250мм.
при диаметре троса 3,5 мм в одном слое 70-80 витков, 420-500м. Полуторакилометровый трос разместится в три слоя....

Даже на Геркулесах с их "катушками для ниток" инерция барабана с тросом приличная. При диаметре 2 метра -серьезный такой маховик получится.
 
Тормозить за реборды на самом краю, дисковым тормозам это пустяки. Барабан спицованый, комбинированный, а не литой на Уралвагоне ;D Трос-то не 5мм, а 3,5, еще лучше синтетика, но, увы, "... кто ж ее дасть!"
 
Для Бланика достаточно двигателя в 140 л/с, подходит от Волги ЗМЗ-406. Чтобы избежать тросоукладчика делать барабан диаметром в 2 м, шириной 200-250мм.
А двигатель провернет такой барабан без учета его (барабана) собственной массы? Или к двигателю нужна еще и КП от волги?
 
КПП со сцеплением надо оставить по конструктивным соображениям - как плавно соединить работающий мотор с барабаном в покое?
Для движения троса со скоростью14-18 м/с (по траектории планер будет идти 20-25 м/с)  барабану следует вращаться 2-3 об/сек. Крутить 406 более 3000 об/мин (50 в секунду) неразумно, тогда редукция нужна 20 к 1. Пожалуй, подойдут шкивы и ремни от комбайнов. Подобрать с соотношением 1 к трем, дополнить 1 передачей КПП и будет нужная двадцатка в редукции...
А что есть в планах изготовление лебедушки?
 
Наверное и пост такой никто читать не будет.

Дим Димыч, пиши. Познавательно и значит полезно.
...и фоток не хватает с довольным планеристом,как в теме про читинского гусара... 😀
Спасибо за наводку! Фоток не форток, а вот видео работы в облаках надо будет сделать. И выставить сюда, что бы люди понимали что их в облаках ждет. Надо только придумать как камеру закрепить. Может проще видеорегистратор поставить. Я подумаю!
 
КПП со сцеплением надо оставить по конструктивным соображениям - как плавно соединить работающий мотор с барабаном в покое?
Для движения троса со скоростью14-18 м/с (по траектории планер будет идти 20-25 м/с)  барабану следует вращаться 2-3 об/сек. Крутить 406 более 3000 об/мин (50 в секунду) неразумно, тогда редукция нужна 20 к 1. Пожалуй, подойдут шкивы и ремни от комбайнов. Подобрать с соотношением 1 к трем, дополнить 1 передачей КПП и будет нужная двадцатка в редукции...
А что есть в планах изготовление лебедушки?
Какое усилие на тросу? при диаметре барабана 2м двигатель его провернет? А сцепление долго проживет?
 
Назад
Вверх