Дим Димыч
Я люблю летать!
- Откуда
- г. Смоленск
Да в общем все как обычно. Летаю я не в ДОСААФ. Имею собственный Бланик, зарегистрированный как сверх легкий ЛА, построенный из запчастей, предназначенных для ремонта планера Бланик. Мотор на него принципиально не ставлю. Люблю парящие полеты. У нас на Смоленщине условия для парения похуже. Обычные кучевые олблака имеют нижнюю кромку 1000 - 1500. Редко выше. А тут 22 июня. Самое высокое положение солнца. Да еще условия антициклона. Короче, нижняя кромка облака 1900 метров, что для Смоленска аномально высоко. А толщина облаков ориентировочно метров 200 всего. Этакие плоские блинчики. Сверху их прижимает задерживающий слой и низходящий поток антициклона. Вот поэтому они вверх и не растут. Но вот, что в них из-за этого появляются горизонтальные вихри, да еще со скоростью ветра порядка скорости планера, этого я не ожидал. Теперь знаю. Думаю, что волновые потоки здесь не причем. У нас равнина. Взлетел в 14 часов. У меня буксировщик человек крайне необязательный, может и к 18 часам появится, а может вообще не прийти. Отцепился на 1000 метров, как обычно. Сначала под облаком тащило не очень сильно но стабильно. По вариометру 1,5 - 2 метра. С 1800 метров вертикальная скорость упала до 1 метра по вариометру. И так до самой нижней кромки облака. Сначала по окрестностям полетал для души. В облако залез примерно в 15-30. Что бы потренироваться. Облака-то плоские, многоо в них не наберешь. Так для тренировки туда полез. В облаке вообще набор всего 0 - 0,5 м/с. Да и успел я там набрать всего метров 50, пока эти чудеса не начались. Выскочил из облака я минут через 15, это к 16 часам. К этому времени термики заметно окрепли. Уже тащило вверх со скоростью 3,5 - 4 м/с. Начинало поднимать с 500 метров - вертикаль уже 1,5 м/с. Я специально проверил перед посадкой, так как меня ждал на земле товарищь, которому то же хотелось по парить. Вот такие условия были на этот день. Для Смоленска прямо скажем аномальные!Димыч, на какой высоте те блинчики были? ....... Уж, пожалуйста поподробнее про такие полеты в облака, метеообстановку, высоту отцепки, прочие детали полета, а то только полувековой давности полеты поляков в мощнокучевых, с посадкой одного из них вполуслепую из-за пораненных глаз осколками фонаря...
Воодушевляют такие рассказы, сподвигают и других шевелиться в этом направлении, самостоятельно, без впавшего в кому, как Сиси из знаменитого сериала, ДОСААФ и никак не отдающего концы окончательно :-?
Вообще то я много летаю в облаках. Не от хорошей жизни, конечно. Кучевка низкая, а термики держат высоко. Если ниже 700 метров свалился, то как правило уже не вылезешь. А в кучевом облаке 2000 -2500 набрать легко. Выше обычно не залезаю, боюсь обледенения. Как только фонарь начинает инеем покрываться, сразу из облака выскакиваю. Обычные кучевые облака типа башен поднимают стабильно, хотя иногда и бывает болтанка, и скорость начинает гулять, но в пределах разумного. Успеваешь отреагировать тангажом. Закрылки обычно не использую. Потоки в облаках широкие, нет нужды уменьшать радиус разворота. Единственное условие - недопускаю повышения скорости. Обычно держу порядка 65 - 70 км/час. Если с пассажиром то и до 80. Опасная для Бланика скорость в облаке - более 120 км/час, что в два раза превышает скорость сваливания. Только при такой скорости подьемная сила крыла может в 4 раза превысить вес планера при внезапном увеличении угла атаки в резком восходящем потоке. Допустимая перегрузка для Бланика с двумя пилотами - 4. Поэтому держу скорость ниже сотни, и не боюсь отламывания крыльев. При малых скоростях другая непрятность - рули малоэффективны. Приходится ручкой работать иногда от борта до борта, когда болтанка появляется. Но и смотреть на авиагоризонт надо. Что бы не попасть в непонятное положение. Я поначалу неотрывно смотрел. Теперь немного натренировался, так что просто периодичесаки бросаю взгляд, а так все больше по скорости работаю. В облаке все не так уж страшно. Во-первых, облако неоднородно. Там есть участки по темнее и по светлее, и просто какие-то темные образования. По ним удается некоторгое время ориентироваться. Но это редко. Все же основной прибор - авиагоризонт. Глюки иногда ловлю, правда последнее время все реже. Это когда кажется что я боком лечу, хотя авиагоризонт показывает горизонтальное положение. Или наоборот. Но я тут уж привык только авиагоризонту доверять, поэтому не обращаю внимание на то что кажется. Единственно меня озадачило когда скорость 0 и крен 90 градусов. Тангаж не виден. Линия горизонта вертикальная. Непонятно как ты себя в пространстве располагаешь. Но тут уж проверил такую методику - держу рули нейтрально пока скорость не появится. А тут уж сразу убираю крен, появляется тангаж, и действую по обстановке. Кстати, установил у себя акселерометр от ЯК-52 на место батарейного указателя поворота. При выводе из пикирования смотрю на перегрузку, что бы не превысить допустимую. Обычно в облаке больше 1,5 перегрузку не допускаю. Вот такие особенности. Жаль что про парение в облаках никто не пишет ничего. Приходится учится самостоятельно на собственных ошибках. Может отдельный пост тут открыть про парение в облаках? Правда вопросы про парение в облаках я задавал, так никто не ответил. Наверное и пост такой никто читать не будет.