Факт в том что ц.т должен находиться позади фокуса обеспечивая собою балансировку...
Когда ключевой, базовый файл в голове записан не правильно, всё остальное превращается в кашу. Вы меня простите за советы заняться расчётами; если нет понимания сути основ по устойчивости, заниматься расчётами бессмысленно.
Разбираться надо в самом начале, про шарик в желобке - почему он устойчиво там лежит, про шарик на выпуклой поверхности и на плоскости. Остальные знания потом лягут куда надо.
Найдите в инете книги Алексея Ивановича Пьецух, я не помню названий, там что-то для начинающего пилота, начинающего планериста. Там много иллюстраций им же самим нарисованных. Более толковых и доходчивых учебников чтобы понимать, я не знаю. Помню, что уже будучи инженером, имея за спиной ещё и ЕАТУГА и налёт в аэроклубе, я пищал от восторга, читая книгу Алексея Ивановича. Имел удовольствие с ним общаться лично ещё будучи студентом, меня с ним познакомил АА Бадягин. Алексей Иванович был уже тогда (сорок лет назад) очень стареньким, разговаривал через дырку в горле....
Я знаю немало инженеров-конструкторов, больших начальников, которые сильно "плавают" в понятиях устойчивости.
Например, на защите диплома председ госкомиссии, главный конструктор большого КБ дипломнику защищавшемуся передо мной: "Вот у вас топливо вырабатывается, так? Центровка смещается вперёд, так? Значит аппарат становится неустойчивым...." Первая моя мысль была - стебается, но я быстро понял, что он действительно так считает. Мне стало не по себе, мне сейчас надо будет ЕМУ доказывать. Я ему долго и нудно объяснял потом (ладошками), как двумя рулями управлять по трём каналам (он был не согласен, что так можно). Вся комиссия уже начала на него шикать, что это вы потом между собой в курилке разберётесь, и этот балаган прекратился.
Так что в ключевой вопрос продольной устойчивости надо вникнуть. А уж как проще считать, как Борис Павлович через Аго или как я через фокус, не так важно.