На конференции необходимо поднимать вопрос о "цене" оформления первичных СЛГ и ежегодных продлений Летной Годности. Нужно прекращать вымогательство, рекет и грабеж, откровенный или лукавый беспредел с зашкаливанием стоимости оформления и продления СЛГ в угоду якобы "рентабельности" действующих центров сертификации. Не может цена за техосмотр легкого и сверхлегкого самолета отличаться от цены за техосмотр автомобиля и мотоцикла. Каждый рубль, изъятый у владельца ЕЭВС за оформление "СЛГ" - это откровенное нанесение ущерба и посягательство на обеспечение безопасности полетов, т.к. деньги могли бы пойти на приобретение запасных частей, на поддержание исправного состояния авиатехники, на поддержание натренированности и сохранение навыков пилотирования пилотами-любителями, в том числе на качественный бензин. И наконец, действующие беспредельные цены "сертификации" ЕЭВС вольно или невольно загоняют авиаторов в "партизаны". Наблюдается неспособность "официальных", фактически не имеющих законной аккредитации в Росавиации Центров конкурировать с имеющей аккредитацию в Минюсте в качестве органа по сертификации ВС нетиповой конструкции ФЛА РФ, легитимность деятельности которой подтверждают выигранные суды, а соответственно подтверждается легитимность СЛГ, выдаваемых ФЛА РФ. Применение чиновниками Росаэронавигации и Росавиации административного ресурса с запретительными мерами в отношении ЕЭВС с СЛГ ФЛА РФ является "грубой политической провокацией".
Если представители ЦС из года в год расписывают "простыни" с повторяющимися замечаниями к состоянию проходящих оценку летной годности ВС и при этом оформляют продление ЛГ, то это говорит о несоответствии служебному положению экспертов, фактически не отвечающих за свои подписи под Комплексным заключением. Юридически ни ЦС ни эксперты неподсудны и никакой ответственности за оформление Комплексных заключений не несут не зависимо от фактического технического состояния конкретного ВС. Нет ответственности - ноль цены за оформленные ими бумажки. Нужно выводить "на чистую воду" коммерсанов из ЦС, заставить их публиковать методики расчета калькуляции затрат на выполнение работ по оценке соответсвия ЕЭВС установленным требованиям, применяемым Центрами по сертификации ЕЭВС. Это не может быть коммерческой тайной! Более того, такие методики разрабатываются на основании действующих Положений и Инструкций Минфина, Минтранса, Минрегионразвития, Минпрома. При этом не следует забывать, что любая оплата деятельности МТУ за оформление СЛГ, кроме как оплата официально установленной госпошлины, является незаконной. Командировочные расходы государственных инспекторов оплачиваются соответствующими органами Минтранса РФ. Командировочные расходы экспертов должны оплачиваться Центрами сертификации. При этом командировочные расходы не входящие в цену "сертификации" ЕЭВС, например в N тыс. руб., не могут быть обращены на один борт, если фактически в один день проходят процедуру оценки соответствия одновременно М ЕЭВС, т.е. чем большее количество бортов в один день проходит техосмотр, тем меньшая доля командировочных затрат должна обращаться на один борт. Подтасовки и "мухлеж" с актами выполненных работ, договорами на предоставление услуг по "сертификации" и фактическими затратами на транспорт и суточные с проживанием в частном секторе,в гостиницах или отелях должны быть исключены. Стимулироваться должны не Центры, а владельцы ВС. Без всякой попытки воспитывать кого бы то ни было смею утверждать, что авиаторы должны быть свободны от проявлений низменных пороков. Достоинство, свобода, ответственность, честь, честность и справедливость - эти добродетели должны быть поставлены против лукавства и стяжательства во всех сферах авиационной деятельности. Заранее прощаю всех несогласных, ущемленных, ущербных и обиженных.
На конференции можно было бы рассмотреть возможность введения упрощенных процедур и порядка оформления СЛГ ЕЭВС с принятием Решения Конференции и соответствующего обращения в Минтранс РФ о легитимизации добровольной сертификации ЕЭВС, т.к. законных утвержденных и действующих обязательных требований безопасности к ЕЭВС нет и быть не может, и отсутствуют соответствующие технические регламенты для ЕЭВС. Легитимизация Минтрансом РФ добровольной сертификации ЕЭВС позволила бы снять многочисленные противоречия в сертификации ЕЭВС и аккредитации сертификационных Центров, а также позволила бы узаконить работу специалистов, обладателей свидетельств специалиста по ТОиР с квалификационной отметкой "С" при оформлении Комплексных заключений, на основании которых Центры по сертификации ЕЭВС могли законно оформлять ежегодное подтверждение соответствия ЕЭВС установленным общим техническим требованиям с выдачей "талонов" техосмотров (в форме инсталированных электронных флеш-карт летной годности с полной базой данных по конструкторской, судовой и эксплуатационной документации и результатами истории проведения ежегодных подтверждений летной годности). Ведение документации в электронной форме и электронный документооборот при оформлении СЛГ должны быть узаконены! В том числе, например, предупреждающие, запрещающие и информирующие надписи в кабине при необходимости могут быть выведены на электронные планшеты и прочие гаджеты (даже в сотовом телефоне), без нанесения этих надписей на панелях кабины. Эксплуатационные ограничения должны быть нанесены на соответствующих приборах или встроены в соответствующее ПО с визуальной и звуковой сигнализацией.