Аукционы, как их понимает экономическая наука, — это механизмы, явные процедуры конкурентных торгов, в результате которых перераспределяются товары или услуги и определяются цены на эти товары и услуги. Правила аукционов бывают разными — в зависимости от типа торгов и целей их организатора используется наиболее подходящий аукцион.
При продаже одного товара, например, в аукционе первой цены, заинтересованные покупатели делают ставки, а побеждает участник с самой высокой ставкой, который и платит продавцу свою ставку. Если же целью аукциона является покупка какого-либо товара, то, наоборот, побеждает тот из его участников, кто сделал наименьшее (и потому наиболее выгодное для организатора аукциона) предложение. Запросы котировок в закупочных аукционах устроены именно так.
В аукционе, в котором платят все, тоже побеждает тот, кто поставил больше всех, но, как легко догадаться, свои ставки платят все участники. Если представить себе, что на выборах победит тот кандидат, который потратит больше всего денег на предвыборную борьбу, то эта ситуация как раз и будет примером такого аукциона.
В динамическом аукционе на понижение цены (
голландском аукционе), цена стартует с достаточно высокого уровня и постепенно понижается. Участники наблюдают за этим процессом, и первый, кто крикнет «покупаю» (или нажмет на кнопку, если торги автоматизированы), зафиксирует цену и получит товар. Таким способом до сих пор продаются тюльпаны в Голландии — отсюда и название этой модели. В динамическом аукционе на повышение цены (
английском аукционе) все происходит ровно наоборот: цена повышается постепенно до тех пор, пока не останется только один участник, готовый ее заплатить. Форматов такого аукциона множество: участники могут сами перебивать ставки друг друга, аукционист может повышать ставки (как при продаже картин), или торги могут быть автоматизированы.
Если товаров на продажу или покупку много, то вариации форматов растут. Можно продавать последовательно или параллельно по одному товару, а можно одновременно.
Может показаться, что аукционы — это удел коллекционеров или инструмент, позволяющий осуществить покупку или продажу каких-то специальных товаров. Но на самом деле в современном мире аукционы используются практически повсюду.
Когда Роберта Уилсона спросили, когда он последний раз участвовал в аукционе, он сказал, что недавно делал ставки на лыжные ботинки на еBay. Это, пожалуй, самая известная онлайн-платформа, где с аукциона можно купить практически любые товары. Естественно, есть и многочисленные ее аналоги. Каждый раз, когда пользователь смотрит видео или ищет что-то в интернете, проводится аукцион за право показа ему рекламы. Триллионы таких аукционов в год проводит Google и другие крупные компании, занимающиеся контекстной рекламой (как она работает, подробно
описано на сайте Яндекса). Продажа предметов искусства, рыбы, подержанных автомобилей и квартир, лицензий на вырубку леса и добычу полезных ископаемых, приватизация, закупки государством и частными компаниями, размещение государственных облигаций — все это проводится с помощью аукционов. Финансовые и товарные биржи, многие рынки (например, рынок электроэнергии) организованы с помощью централизированных торгов, в основе которых лежит двойной аукцион. В статическом двойном аукционе покупатели делают ставки на покупку, а продавцы — ставки на продажу, строятся кривые спроса и предложения, и в том месте, где они пересекаются, определяется цена. Обычно это маленькая ступенька и выбирается ее середина. В динамическом двойном аукционе в каждый момент времени есть заявки на покупку и на продажу, и ни одна из них не может быть реализована, так как самая высокая по цене заявка на покупку ниже, чем самая низкая заявка на продажу. Но как только приходит новая заявка на покупку или продажу, которая может быть реализована, сделка происходит с наилучшим предложением с другой стороны рынка, по цене не хуже, чем лучшее из конкурирующих предложений.
Для анализа аукционов используется математический аппарат
теории игр. С точки зрения экономической теории моделирование аукционов как игр не требует особых дополнительных предположений и абстракций. Множество возможных действий игроков буквально диктуется самими процедурами аукционов. Если предполагать, что участники аукционов
рациональны, то получаемые оптимальные стратегии и
равновесия в аукционах будут близки к реальности. В английском аукционе, например, стратегию участника можно представить как ответ на вопрос: «Стоит ли продолжать делать ставки при текущей цене?». Для определения стратегии важна информация, которой обладает участник о товаре, и его предпочтения. В простом виде и информацию, и предпочтения можно представить одной переменной —
ценностью. Ценность — максимальная сумма, которую участник готов заплатить за товар.
Если, к примеру, ценность какого-нибудь товара для участника равна 500 рублям, то в английском аукционе при текущей цене менее 500 участнику выгодно делать ставку или показывать интерес к покупке, а если текущая цена поднимается выше 500, то больше участвовать не стоит. В равновесии победит участник, который ценит товар больше всех. Он заплатит максимальную цену, при которой все еще была конкуренция — максимальную ценность среди соперников. Именно это свойство экономической
эффективности — продажа товара тому, кто ценит его больше всех, — определяет популярность аукциона на повышение цены сквозь века. Так продавались жены в Вавилоне согласно Геродоту, и так однажды (в 193 году н. э.) была продана Римская империя (таким необычным способом к власти ненадолго пришел
Дидий Юлиан). Как механизмы, аукционы агрегируют информацию участников, и на ее основе назначают сделку: кто получит товар, и по какой цене.