Краткий практический курс по устойчивости и управляемости дельталёта

Вот здесь из-за чрезмерной устойчивости мне пришлось применить огромное отрицательное V.
Вы не можете утверждать, что на Вашем аппарате "огромное отрицательное V". Это на самолёте с плоскими крыльями можно на глаз судить о его V. Дельтапланерное крыло имеет значительную геометрическую крутку. Поэтому измерить V можно только у каркаса. V крыла можно определить только по его устойчивости по крену. Производители добиваются нейтральной устойчивости по крену: аппарат сам не входит в крен и сам из него не выходит. Однако добиться абсолютной нейтральности не удаётся. Поэтому любое крыло имеет малую добавку к V, которая проявляет себя или как классический голландский шаг (Вы о нём сообщили), или как спиральная неустойчивость. В своё время я предложил первый случай назвать голландским шагом 1-го рода, а второй - голландский шаг 2-го рода. И приложил к этому математическое объяснение.
 
Если устойчивость по скорости отрицательная
Я понимаю устойчивость по скорости так: небольшое произвольное изменение скорости не приводит к дальнейшему её изменению, скорость возвращается к прежней. Неустойчивость по скорости означает стремление аппарата к дальнейшему нарастающему изменению скорости. Пример: взлёт против ветра и посадка против ветра происходят в условиях неустойчивости по скорости и по высоте. На взлёте аппарат взмывает, а на посадке его просаживает.
 
Летаю уже 5 лет и зим со штурвалом, чего и всем желаю. Это последняя модификация, были эксперименты с баранкой и через стропы к предкрылкам, и перемещение предкрылков по боковой трубе ближе и дальше от края ну и разное другое. Э то самый оптимальный вариант. Крыло Стимул-19, двиг. Сузуки 15. Спасибо Олегу Шмелеву, автору темы, за идею. Воплощение и доводка мое. Летаю для удовольствия, возраст только это и позволяет.
 
Вы, наверное, невнимательно прочитали:

Если устойчивость по скорости отрицательная, то складывая с положительной устойчивостью по углу атаки мы как раз имеем недостаточную продольную устойчивость и склонность к кувырку.

Совершенно верно. Строго впереди фокуса - на продольно устойчивых крыльях! У меня было нейтрально-неустойчивое, где ЦД и прыгал вокруг фокуса.
Уважаемый mdp-shnik! Мы с Вами говорим одно и то же. Только Вы почему-то с точки зрения теоретика, а я - практика. Вот ответил про фокус, а ведь это только теоретически так. На практике ЗАБУДЬТЕ про этот фокус (0,23-0,25 САХ). Он нужен особо любопытным только при постройке нового крыла, чтобы ПРИМЕРНО определить ЦД и точку подвеса (с точностью +-километр, т.к. куча параметров дельтакрыла влияет на центр давления ЦД: профиль лат, жёсткость боковой трубы, купольность, огрехи при пошиве и т.д. вплоть до марки ткани). И то, если сможете определить среднюю аэродинамическую хорду крыла. Точно точка подвеса определится лишь при пробежках и облёте. Необходимо при подлётах запомнить посадочную скорость и прибавить 15% (лучше добавить просто 15км/час, т.к. балансировочная с выключенным двигателем будет меньше). Получится балансировочная. На этой скорости сдвигом точки подвеса добиться нулевых усилий на ручке. Если в полёте отклонить и приотпустить ручку, она должна возвращаться в балансировочное положение, т.е. аппарат устойчив, он стремится сохранять балансировочную скорость и ЦД впереди фокуса. Если усилий нет, аппарат нейтрально устойчив, ЦД в фокусе (как в начале моего рассказа) - уже опасен и склонен к кувырку. Если есть раскачка (подныривания), ЦД сзади фокуса - неустойчив, кувырок рано или поздно ему обеспечен на 100%. На таком могут летать лишь лица с суицидными намерениями. Я всегда таким говорю, что есть гораздо более экономичные способы самоубиться.
 
Летаю уже 5 лет и зим со штурвалом, чего и всем желаю. Это последняя модификация, были эксперименты с баранкой и через стропы к предкрылкам, и перемещение предкрылков по боковой трубе ближе и дальше от края ну и разное другое. Э то самый оптимальный вариант. Крыло Стимул-19, двиг. Сузуки 15. Спасибо Олегу Шмелеву, автору темы, за идею. Воплощение и доводка мое. Летаю для удовольствия, возраст только это и позволяет.

Привет, Виктор! Вот единственный на форуме дельталётчик, живущий за тысячи километров от меня, не побоявшийся аэродинамического управления по моей схеме. И провёл много экспериментов. Про лёгкость управления предкрылками мы пишем с 2014 года. Два пенсионера, по существу, провели работу целого НИИ. И никому не надо! А здесь мы давно всем известный фокус обсуждаем!
 
Летаю уже 5 лет и зим со штурвалом, чего и всем желаю. Это последняя модификация, были эксперименты с баранкой и через стропы к предкрылкам, и перемещение предкрылков по боковой трубе ближе и дальше от края ну и разное другое. Э то самый оптимальный вариант. Крыло Стимул-19, двиг. Сузуки 15. Спасибо Олегу Шмелеву, автору темы, за идею. Воплощение и доводка мое. Летаю для удовольствия, возраст только это и позволяет.
Можно подробнее об этом устройстве? А/д управление и по крену, и по тангажу? Балансирное управление полностью заблокировано?
 
Привет, Виктор! Вот единственный на форуме дельталётчик, живущий за тысячи километров от меня, не побоявшийся аэродинамического управления по моей схеме. И провёл много экспериментов. Про лёгкость управления предкрылками мы пишем с 2014 года. Два пенсионера, по существу, провели работу целого НИИ. И никому не надо! А здесь мы давно всем известный фокус обсуждаем!
Дайте пожалуйста ссылочки, где обсуждали и как устроено.
 
Последнее редактирование:
Привет, Виктор! Вот единственный на форуме дельталётчик, живущий за тысячи километров от меня, не побоявшийся аэродинамического управления по моей схеме. И провёл много экспериментов. Про лёгкость управления предкрылками мы пишем с 2014 года. Два пенсионера, по существу, провели работу целого НИИ. И никому не надо! А здесь мы давно всем известный фокус обсуждаем!
Здравствуй, Олег. Молодец, что открыл эту тему. Несколько лет назад было начало-теперь можно сказать эксперимент удался и подтвержден 100 процентной безопасностью и я бы сказал ,необходимостью применять новое в дельтакрыльях. На всех модификациях, не изменяя параметров крыла и без особых затрат.
 
Дайте ссылочки, где обсуждали и как устроено.
Тема называлась: Дельталет с аэродинамическим управлением по крену. Где то так. Она недалеко еще ушла, на 5 или 6 странице про дельталеты и дельтапланы. Кто сможет дайте ссылку, я не спец.
Конкретно на вопросы:
А/Д управление у меня только по кренам,по тангажу не вижу необходимости.
Данная конструкция работает и в классическом варианте, и в а/д варианте и вместе одновременно и даже враздрай.Также есть и блокировка трапеции по кренам, т,е, фиксация трапеции с помощью фиксирующей рамки перед ручкой трапеции. Тогда все атмосферные возмущения передаются с крыла прямо на корпус телеги. Получается самолет. Рамка фиксируется к трапеции чекой, легко выдергивающейся при необходимости и аппарат переходит на другие режимы управления.Сразу скажу; за все время испытаний и последующих полетов нареканий к работе конструкции не было.
 
Я понимаю устойчивость по скорости так: небольшое произвольное изменение скорости не приводит к дальнейшему её изменению, скорость возвращается к прежней. Неустойчивость по скорости означает стремление аппарата к дальнейшему нарастающему изменению скорости. Пример: взлёт против ветра и посадка против ветра происходят в условиях неустойчивости по скорости и по высоте. На взлёте аппарат взмывает, а на посадке его просаживает.
Устойчивость по скорости понятнее так: самопроизвольное увеличение скорости (встречный порыв ветра) вызывает увеличение угла атаки, соответственно и самопроизвольное уменьшение (попутный порыв ветра) - уменьшение угла атаки. Поэтому и бросает вверх-вниз при полёте в порывистый ветер излишне устойчивое крыло. Скоростные крылья выполнены с меньшим запасом устойчивости по скорости и "пробивают" болтанку лучше (к примеру Профи-ТЛ).
 
самопроизвольное увеличение скорости (встречный порыв ветра) вызывает увеличение угла атаки, соответственно и самопроизвольное уменьшение (попутный порыв ветра) - уменьшение угла атаки.
Не понятно, почему самопроизвольное увеличение скорости должно увеличивать угол атаки. Увеличение скорости приведёт к некоторому набору высоты. А вот попутный порыв просадит аппарат.
 
Не понятно, почему самопроизвольное увеличение скорости должно увеличивать угол атаки. Увеличение скорости приведёт к некоторому набору высоты. А вот попутный порыв просадит аппарат.

Вы полагаете, что в Вашем случае набор будет плоско-параллельным? Тогда бы у нас в болтанку трапеция стояла на месте.
 
Вы полагаете, что в Вашем случае набор будет плоско-параллельным? Тогда бы у нас в болтанку трапеция стояла на месте.
Да, набор проскопараллелен. Но в болтанку угол атаки меняется непрерывно.
Должен сказать, что я привёл неудачный пример неустойчивости по скорости. Неустойчивость по скорости происходит во втором режиме. Та, чем меньше скорость, тем больше сопротивление.
 
1681113577873.png
 
Устойчивость по перегрузке - это другое название устойчивости по углу атаки.
 
Назад
Вверх